НА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ

В процессе технической эксплуатации авиационной техники в случае неграмотного или небрежного выпол­

нения работ обслуживающий персонал может получить тяжелые травмы. Поэтому к работам на авиационной технике допускаются только авиационные специалисты, хорошо знакомые с ней и знающие меры безопасности, необходимые при ее эксплуатации. Следует помнить, что из-за ограниченных доступов к деталям и агрегатам самолета при небрежном пользовании инструментом воз­можны травмы рук. При работах на крыле и хвостовом оперении нужно следить за аккуратностью установки стремянок и лестниц, а также за правильностью крепле­ния трапов, так как возможно падение на землю с по­следующими ушибами или костными переломами.

На самолетах применяются специальные жидкости и газы, агрессивно действующие не только на кожу, но и на весь организм человека, некоторые из них взрыво­опасны, поэтому при заправке ими систем самолетов необходимо принимать меры безопасности, изложен­ные в инструкциях по эксплуатадии или в специальных брошюрах.

При работе на авиационной технике, имеющей вра­щающиеся несущие или создающие тягу винты, попада­ние в зону вращения винта опасно для жизни. Опасно также находиться вблизи всасывающих каналов рабо­тающих турбореактивных двигателей или в районе дей­ствия реактивной струи с большой скоростью и высокой температурой газового потока.

Особая предосторожность нужна при работе на са­молетах, оснащенных вооружением и катапультируемы­ми сиденьями. Так, запрещается работать с арматурой в кабинах таких самолетов, если в это время подготав­ливается вооружение вне кабины.

Ниже приводится краткий перечень мер безопасности при выполнении работ на отдельных системах, с аппа­ратурой или станциями авиационной техники.

При выполнении работ в кабинах:

I. Перед началом работ, еще до посадки в кабину, для предотвращения случайного выстрела, складывания шасси и самопроизвольного включения электрических агрегатов проверяют:

— установлены ли предохранительные чеки на все пиромеханизмы катапультируемых сидений, а также предохранительные чеки на рычаги, перемещение кото­рых может привести к непроизвольному срабатыванию пиромеханизмов;

— закрыты ли кнопки аварийного сбрасывания бомб и оружия предохранительными колпачками и скобами и плотно ли прилегают колпачки кнопок тормозных парашютов и сброса пилонов наружных подвесок к па­нелям;

— находятся ли переключатели кранов выпуска шас­си и закрылков в нейтральном (выключенном) положе­нии;

— выключены ли переключатели электроцепей, сое­диняющих источники электроэнергии с бортовой сетью;

— выключены ли цепи питания электроэнергией са­моликвидаторов аппаратуры.

2. Не допускается посадка в кабину с инструментом и посторонними предметами в карманах, так как их потеря может привести к заклиниванию управления са­молетом в полете.

3. Все работы в кабине и на других объектах по осуществлению контроля за состоянием авиационной техники специалисты различных служб выполняют только с разрешения техника самолета.

4. При монтажно-демонтажных работах предусматри­вают специальные сортовики для укладки болтов, вин­тов и других крепежных деталей, исключающих их поте­рю в процессе работы. Ящики, как правило, подвешивают с внешней стороны кабины в удобном для работы месте.

При подготовке к запуску, запуске и опробовании двигателей:

1. Перед запуском двигателя обычно проверяют:

— наличие противопожарных средств вблизи авиа­ционной техники;

— наличие и исправность упорных колодок под ко­лесами и швартовочных приспособлений, крепление по­следних к самолету;

— установлен ли рычаг управления двигателем в положение «Малый газ».

2. На самолетах легкомоторной и транспортной авиа­ции иногда появляется необходимость в проворачивании винта для последовательной заливки пусковым топли­вом цилиндров. При этом принимаются меры предосто­рожности, чтобы проворачивание винта не привело к неожиданному запуску двигателя. Во избежание несча­стных случаев предусмотрена система последовательно подаваемых команд лицами, проворачивающими винт и находящимися в кабине. Винт самолета проворачива­ют при выключенном зажигании специальным приспо­соблением, исключающим нахождение человека в плос­кости его вращения.

3. Работающие авиационные двигатели являются источником больших шумов, поэтому для предохранения органов слуха от повреждения все регулировочные ра­боты, как правило, выполняют в шлемах.

4. Во время контроля факеления форсунок на рабо­тающем двигателе самолет по возможности разворачи­вают так, чтобы струя газов сносилась в сторону боко­вым ветром, кроме того, проверяющий обязательно поль­зуется защитным прозрачным козырьком.

5. Во избежание возникновения пожара запрещается на работающем двигателе производить промывочные работы или расконсервацию легковоспламеняющимися жидкостями.

6. При появлении дыма в кабине двигатель немедлен­но выключают и определяют неисправность. До тех пор пока причина дымления не будет точно установлена и неисправность не устранена, двигатель не запускают.

7. Если опробование двигателя производится со сня­той хвостовой частью самолета или со снятыми капота­ми мотогондол, во избежание ожогов рук не следует дотрагиваться до нагретых деталей двигателя: камер сгорания, корпусов турбин, реактивного насадка, флан­цев реактивной трубы, диффузора форсажной камеры и т. д.

8. Во время работы двигателя обслуживающему пер­соналу не следует находиться в опасной зоне, впереди и сзади самолета. Граница опасной зоны устанавливает­ся для каждого типа самолета индивидуально в зависи­мости от расположения двигателей, их тяги, наличия форсажных камер, количества двигателей и конструкции воздухозаборников. Чем ближе находится человек к воздухозаборнику самолета при работающем двигателе, тем сильнее действуют на него засасывающие усилия.

9. Во время опробования двигателя обслуживающе­му персоналу запрещается находиться на самолете вне кабины или производить какие-либо работы, не связан­ные с опробованием двигателя.

При буксировке и рулении с работающими двигате­лями запрещается находиться на самолете вне кабин либо выходить из кабин самолета и автотягача до пол­ной их остановки.

При проведении работ с шасси и щитками:

1. Подъемники, на которые устанавливаются самоле­ты для выполнения работ с шасси, должны быть исправ­ными. Устанавливать их необходимо опорами под спе­циально предусмотренные детали конструкции самолета. Поднимать самолет на подъемники можно только после проверки их крепления на поверхности земли (особенно зимой). Невыполнение этих условий может привести к деформации конструкции и падению самолета.

2. Проверочные работы по уборке и выпуску шасси, а также щитков (посадочных и тормозных) проводят по предупредительным командам «От шасси!», «От щитков!» и др. При этом уборку и выпуск шасси и щитков производят только после получения ответной команды «Есть от шасси» или «Есть от щитков».

3. При работе в отсеке тормозных щитков во избе­жание их неожиданной уборки предварительно стравли­вают давление в гидросистеме и отключают электропи­тание, а переключатель щитков устанавливают в поло­жение «Выпущено». При наличии крана кольцевания системы тормозных щитков вначале открывают кран, а затем проводят работы в зоне выпущенных щитков. Неожиданная уборка или выпуск шасси и щитков и других механизмов может привести к травмам.

4. При убранном шасси и нахождении авиационной техники на подъемниках не допускается проведение ка­ких-либо работ, не связанных с контролем за рабо­тоспособностью и плотностью прилегания щитков шасси.

5. Давление азота (воздуха) из амортизаторов шас­си стравливают с помощью специальных приспособле­ний и ни в коем случае не выворачиванием корпуса за­рядного клапана, так как под давлением корпус может с большой скоростью вылететь из гнезда и нанести те­лесные повреждения.

6. Зарядку авиашин колеса шасси производят от аэродромных баллонов и только через специальное при­способление с манометром, предварительно убедившись в надежности посадки съемной реборды. Несоблюдение

этих мер может привести к разрушению колеса и физи­ческим травмам.