УСТАНОВКА НЕСУЩЕГО ВИНТА НА ВЕРТОЛЕТ. Монтаж втулки и лопастей

Несущий винт до его установки на вертолет хранится в разобранном виде — отдельно втулка винта и отдельно

УСТАНОВКА НЕСУЩЕГО ВИНТА НА ВЕРТОЛЕТ. Монтаж втулки и лопастей

Рис. 5. Конструкция лопасти несущего винта (смешанная кон­струкция)

лопасти. Действующие правила эксплуатации допускают установку на одну и ту же втулку различных комплектов лопастей, что обеспечивается соответствующим подбором допусков при их изготовлении. Это облегчает организацию эксплуатации, так как при выходе из строя лопастей винта, что возможно чаще, чем появление неисправностей во втул­ке, достаточно заменить только комплект лопастей, не при­бегая к смене втулки

Каждый комплект лопастей несущего винта подбирается индивидуально, а поэтому и установка лопастей на верто­лет в эксплуатации производится только комплектно. В ком­плекте лопасти нумеруются.

В настоящее время на вертолетах различных типов, на­ходящихся в эксплуатации, устанавливаются в большинстве случаев лопасти смешанной конструкции (рис. 5), имеющие

УСТАНОВКА НЕСУЩЕГО ВИНТА НА ВЕРТОЛЕТ. Монтаж втулки и лопастей

Рис. 6. Приспособление для хранения лопастей несущего винта

стальной лонжерон из высокопрочной легированной стали и деревянный силовой набор (нервюры и стрингеры). Обшив­ка таких лопастей делается частично из фанеры, частично из полотна. Для придания обшивке достаточной гладкости и сохранения необходимых геометрических форм внешняя ее поверхность грунтуется и окрашивается лакокрасочными покрытиями (нитроэмалями или перхлорвиниловыми по­крытиями). Передняя кромка лопастей для повышения прочности защищается металлической оковкой.

До установки на вертолет каждый комплект лопастей со­держится в специальном приспособлении, предохраняющем лопасти от повреждений. Наиболее распространенное при­способление представляет собой стеллаж с вырезами по форме лопасти (рис. 6). Лопасть, на которую надет сухой чехол, устанавливается в вырез носком вниз так, чтобы

опоры выреза приходились на места прохождения нервюр. По длине лопасти делается равномерно три — четыре таких опоры.

Помещение, в котором хранятся лопасти указанным вы­ше способом, должно удовлетворять требованиям, предъ­являемым к складам для авиационных деталей смешанной конструкции.

Втулки несущих винтов изготовляются из стали различ­ных марок и до установки на вертолет хранятся в законсер­вированном виде на складах наравне с другими авиацион­ными деталями металлической конструкции.

Для установки на вертолет втулка несущего винта рас­консервируется, с ее внешней поверхности смывается кон­сервирующая смазка, после чего внешним осмотром прове­ряется исправность шарниров, ограничителей свеса и дру­гих деталей втулки. В случае исправности втулки она мон­тируется на вал верхнего (главного) редуктора. После мон­тажа втулки на нее навешиваются лопасти, которые затем крепятся к втулке.

Навеска лопастей должна обязательно проводиться с учетом нумерации их в комплекте, так как допуски на от­клонения положения центра тяжести относительно носка или веса лопастей бывают различными. Если лопасти будут установлены на вертолет не в порядке нумерации, то это неизбежно приведет к возникновению значительных вибра­ций при опробовании несущего винта в работе.

Если комплект лопастей до установки на вертолет хра­нился длительное время на складе и нет полной уверенности в том, что продольная и поперечная балансировка лопастей не нарушена, то следует произвести проверку их статиче­ской уравновешенности. Порядок выполнения этой работы излагается ниже, при описании обслуживания несущего винта в процессе эксплуатации.

При установке лопастей на легкий вертолет не прихо­дится прибегать к средствам механизации: его лопасти мо — * гут установить один — два человека. У тяжелых вертолетов вес каждой лопасти составляет 100 кг и более, и поэтому вручную их монтировать крайне трудно. Для этих целей применяется ряд приспособлений, одно из которых изобра­жено на рис. 7. Оно представляет собой специальную под­веску, в которую вкладывается лопасть. При помощи подъ­емного крана лопасть, находящаяся в подвеске, вплотную подводится своей комлевой частью к втулке и подвеши­вается к ней.

При отсутствии подъемного крана иногда приходится и тяжелые лопасти монтировать вручную. Для этого лопасть укладывается на маты, установленные на высокие стре­мянки, и затем подвешивается к втулке. Если нет высоких стремянок, го монтаж лопастей можно производить с фюзе­ляжа (у двухвинтового вертолета) или с хвостовой балки (у одноеинтового вертолета).

УСТАНОВКА НЕСУЩЕГО ВИНТА НА ВЕРТОЛЕТ. Монтаж втулки и лопастей

Рис. 7. Приспособление для установки лопастей несущего винта

Следует заметить, что установка лопастей несущего вин­та требует хорошей слаженности в работе участников мон­тажа.

После установки лопастей перед опробованием несущего винта необходимо проверить. надежность работы шарниров втулки, состояние ограничителей свеса лопастей и работу гасителей колебаний вертикальных шарниров.