УСТАНОВКА НЕСУЩЕГО ВИНТА НА ВЕРТОЛЕТ. Монтаж втулки и лопастей
Несущий винт до его установки на вертолет хранится в разобранном виде — отдельно втулка винта и отдельно
Рис. 5. Конструкция лопасти несущего винта (смешанная конструкция) |
лопасти. Действующие правила эксплуатации допускают установку на одну и ту же втулку различных комплектов лопастей, что обеспечивается соответствующим подбором допусков при их изготовлении. Это облегчает организацию эксплуатации, так как при выходе из строя лопастей винта, что возможно чаще, чем появление неисправностей во втулке, достаточно заменить только комплект лопастей, не прибегая к смене втулки
Каждый комплект лопастей несущего винта подбирается индивидуально, а поэтому и установка лопастей на вертолет в эксплуатации производится только комплектно. В комплекте лопасти нумеруются.
В настоящее время на вертолетах различных типов, находящихся в эксплуатации, устанавливаются в большинстве случаев лопасти смешанной конструкции (рис. 5), имеющие
Рис. 6. Приспособление для хранения лопастей несущего винта |
стальной лонжерон из высокопрочной легированной стали и деревянный силовой набор (нервюры и стрингеры). Обшивка таких лопастей делается частично из фанеры, частично из полотна. Для придания обшивке достаточной гладкости и сохранения необходимых геометрических форм внешняя ее поверхность грунтуется и окрашивается лакокрасочными покрытиями (нитроэмалями или перхлорвиниловыми покрытиями). Передняя кромка лопастей для повышения прочности защищается металлической оковкой.
До установки на вертолет каждый комплект лопастей содержится в специальном приспособлении, предохраняющем лопасти от повреждений. Наиболее распространенное приспособление представляет собой стеллаж с вырезами по форме лопасти (рис. 6). Лопасть, на которую надет сухой чехол, устанавливается в вырез носком вниз так, чтобы
опоры выреза приходились на места прохождения нервюр. По длине лопасти делается равномерно три — четыре таких опоры.
Помещение, в котором хранятся лопасти указанным выше способом, должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к складам для авиационных деталей смешанной конструкции.
Втулки несущих винтов изготовляются из стали различных марок и до установки на вертолет хранятся в законсервированном виде на складах наравне с другими авиационными деталями металлической конструкции.
Для установки на вертолет втулка несущего винта расконсервируется, с ее внешней поверхности смывается консервирующая смазка, после чего внешним осмотром проверяется исправность шарниров, ограничителей свеса и других деталей втулки. В случае исправности втулки она монтируется на вал верхнего (главного) редуктора. После монтажа втулки на нее навешиваются лопасти, которые затем крепятся к втулке.
Навеска лопастей должна обязательно проводиться с учетом нумерации их в комплекте, так как допуски на отклонения положения центра тяжести относительно носка или веса лопастей бывают различными. Если лопасти будут установлены на вертолет не в порядке нумерации, то это неизбежно приведет к возникновению значительных вибраций при опробовании несущего винта в работе.
Если комплект лопастей до установки на вертолет хранился длительное время на складе и нет полной уверенности в том, что продольная и поперечная балансировка лопастей не нарушена, то следует произвести проверку их статической уравновешенности. Порядок выполнения этой работы излагается ниже, при описании обслуживания несущего винта в процессе эксплуатации.
При установке лопастей на легкий вертолет не приходится прибегать к средствам механизации: его лопасти мо — * гут установить один — два человека. У тяжелых вертолетов вес каждой лопасти составляет 100 кг и более, и поэтому вручную их монтировать крайне трудно. Для этих целей применяется ряд приспособлений, одно из которых изображено на рис. 7. Оно представляет собой специальную подвеску, в которую вкладывается лопасть. При помощи подъемного крана лопасть, находящаяся в подвеске, вплотную подводится своей комлевой частью к втулке и подвешивается к ней.
При отсутствии подъемного крана иногда приходится и тяжелые лопасти монтировать вручную. Для этого лопасть укладывается на маты, установленные на высокие стремянки, и затем подвешивается к втулке. Если нет высоких стремянок, го монтаж лопастей можно производить с фюзеляжа (у двухвинтового вертолета) или с хвостовой балки (у одноеинтового вертолета).
Рис. 7. Приспособление для установки лопастей несущего винта |
Следует заметить, что установка лопастей несущего винта требует хорошей слаженности в работе участников монтажа.
После установки лопастей перед опробованием несущего винта необходимо проверить. надежность работы шарниров втулки, состояние ограничителей свеса лопастей и работу гасителей колебаний вертикальных шарниров.