Подготовка детали к контролю ^

Перед контролем с проверяемых поверхностей де­талей удаляют загрязнения, продукты коррозии, нагар, влагу и т. п. Загрязнения снимают жесткими волосяными щетками, де­ревянными и пластмассовыми скребками, бельевой ветошью, смо­ченной в бензине, ацетоне, растворителе марки 645, и т. д. Вор­систую ветошь применять не следует, так как она оставляет на деталях ворсинки, на которых задерживаются магнитные части­цы, что затрудняет расшифровку результатов контроля. Особен­но тщательно нужно очищать от эксплуатационных загрязнений впадины резьбы, галтели болтов и сварные швы. Отверстия, че­рез которые магнитная суспензия может затечь во внутренние полости деталей и узлов (в подшипники, золотниковые пары, ре­дукторы и т. д.), закрывают густой смазкой, ветошью, пленкой.

Участки детали, на которые устанавливают электроконтакты дефектоскопа (при намагничивании пропусканием тока), зачи­щают мелкой наждачной бумагой и обезжиривают бензином, рас­творителем 645 или ацетоном для того, чтобы предотвратить при — жог детали.

Влагу с детали удаляют обдувкой струей сухого воздуха или протиркой чистой ветошью. Удаление влаги необходимо во всех случаях, если изделие будет проверяться с применением кероси­новой или масляной суспензии или сухого магнитного порошка.

Наличие лакокрасочного покрытия толщиной более 30 мкм уменьшает чувствительность контроля. Поэтому лакокрасочное по­крытие толщиной более 30 мкм удаляют, применяя для этого рас творитель АФТ-1, 645 или ацетон. Не рекомендуется для этого применять металлические щетки, металлические предметы из-за возможности нанесения царапин, которые могут затруднить рас­шифровку индикаторных рисунков.

Для облегчения контроля деталей с темной поверхностью (при использований черного магнитного порошка) с целью увеличения контраста на нее наносят из краскораспылителя слой белой нит­рокраски (или белой краски, применяемой для цветной дефекто­скопии) толщиной 5—10 мкм. При такой толщине поверхность детали «просвечивается» через нанесенный слой краски. Подкра­шивание облегчает также контроль деталей с грубо обработан­ной поверхностью.

§ 4.5. Способы намагничивания.

Виды применяемых токов

Подготовка детали к контролю ^

При МП контроле в эксплуатации применяют по — люсное, циркулярное, параллельное и контактное намагничивание, схемы которых показаны на рис. 4.5.

В случае полюсного намагничивания контролируемую деталь обматывают кабелем, помещают в катушку или зажимают между полюсными наконечниками электромагнита. При этом магнитные силовые линии частично проходят по детали, а частично по воз­духу; на детали образуются магнитные полюсы, которые остаются
после снятия намагничивающего поля (рис. 4.6). В зависимости от того, совпадает направление силовых линий намагничиваю­щего поля с продольной осью детали / (рис. 4.7, а) или силовые линии направлены перпендикулярно к ней (рис. 4.7,6), различают продольное и поперечное по­люсное намагничивание. Про­дольное намагничивание при­меняют для обнаружения тре­щин, распространяющихся пер- пендикуляно, а поперечное — для обнаружения трещин, рас­пространяющихся вдоль про­дольной оси детали.

Подпись: Рис. 4.6. Схема магнитных силовых ли-ний 1 вокруг полюсно намагниченной детали 2 Подпись:Если длинную деталь про­веряют обмоткой кабеля, то контроль проводят по участ­кам. За контролируемый уча­сток следует считать часть де­тали, охваченную витками ка­беля (катушки). При проверке кондов детали последний ви­ток кабеля должен быть наложен непосредственно у детали.

Подпись: Рис. 4.7. Виды полюсного намагничивания: а — продольное; б — поперечное: / — деталь; 2 — катушка: 3 — магни- топровод: Ф — магнитный поток (стрелками показано расположение трещин)

При циркулярном намагничивании ток пропускают по детали или по ее участку, по тороидной обмотке или по стержню (ка-

белю), на который надета полая деталь. При этом силовые линии намагничивающего поля имеют вид концентрических окружностей (см. рис. 4.1). В цилиндрической детали без дефекта силовые ли­нии весь свой путь проходят по детали, магнитных полюсов на ней не образуется. При контроле деталей сложной формы воз* можно образование полюсов на выступающих частях детали. Цир« кулярное намагничивание применяют для обнаружения дефектов, расположенных вдоль продольной оси детали или вдоль линии, проведенной через точки установки электроконтактов на детали,

Способы контроля и схемы намагничивания деталей
авиационной техники

Подпись:Контролируемые участки (за­штрихованы) и схемы распо — Тип дефектоскопа,

ложения трещин (указаны способ контроля 1

Подпись: МД-50П, ОН

Подпись: 1, Цилиндрическая поверх-ность, примыкающая к кре-стовине рамы тележки шасси Подпись: 6 витков кабеля сечением 50 мм2
Подготовка детали к контролю ^
Подготовка детали к контролю ^

стрелками)

2. Подготовка детали к контролю ^Подпись: ПЛ1Ч.70 или 77ПМД-ЗМ, ОН Подпись:

Подготовка детали к контролю ^
Подпись: 5 витков кабеля 2, намо-танные на ферромагнитную пластину 3, замыкающую магнитный поток

Внутренние поверхно­сти отверстий пакета, сос­тоящего из пластин /—5, в месте стыка задней стенки с главной балкой. крыла

Подготовка детали к контролю ^

•Сокращенное обозначение способов контроля в табл. 7: ОН — контроль способом • остаточной намагниченности; ПП — контроль способом приложенного магнитного поля.

Подготовка детали к контролю ^

Подпись: Тип дефектоскопа, способ контроля

Контролируемые участки
(заштрихованы) и схемы
расположения трещин
(указаны стрелками)

Схема намагничивания

Подпись: ПМД-70, ОН

8. Внутренняя поверхность ушка и переходы к боко­вым поверхностям качалки

Подготовка детали к контролю ^

8 витков кабеля сечени­ем 10 мм2

Подготовка детали к контролю ^

6 витков кабеля ем 10 мм2

 

сечени-

 

9. Внутренняя поверхность ушка и прилегающие к нему участки ушкового на­конечника шасси

 

ПМД-70, ОН

 

Подготовка детали к контролю ^Подготовка детали к контролю ^

Подготовка детали к контролю ^

Подпись: ПМД-70, ОН

10. Внутренние поверхно­сти ряда отверстий и при­легающие к ним участки на полке главной балки крыла

Подготовка детали к контролю ^

Кабель сечением 3 мм2, продетый «змейкой»

Подготовка детали к контролю ^

Подготовка детали к контролю ^

12. Сферическая поверх — 77ПМД-ЗМ, ПП ность крышки гидроаккуму­лятора

Подготовка детали к контролю ^

13. Подпись: Электромагнит, устанавливаемый последовательно в двух взаимно перпендикулярных направлениях

Подготовка детали к контролю ^

Подпись: Электромагнит Участки балансира ру — 77ПМД-ЗМ, ПП ЛЯ высоты по обе стороны от передней кромки

Подготовка детали к контролю ^

777

Подпись: Тип дефектоскопа, способ контроля Подпись:Подпись: 77ПМД-ЗМ, ПП

Подпись: ляжа Подпись: 14. Сварные швы креплений обода шпангоута № 13 к поперечной балке фюзс- Подпись: нечникамн
Подпись: Электромагнит с круглым (S) и прямоугольным (JV) полюсными нако-
Подготовка детали к контролю ^

Подпись:

Подпись: 15. Сварные швы на по- лувилке передней стойки шасси
Подпись: Электроконтакты, уста-навливаемые на расстоянии друг от друга 80—100 мм
Подготовка детали к контролю ^
Подготовка детали к контролю ^

Подпись:

Подпись: 16. Сварной шов на ци-линдре гидросистемы само-лета
Подготовка детали к контролю ^ Подготовка детали к контролю ^

Контролируемые участки (заштрихованы) и схемы расположения трещин (указаны стрелками)

Параллельное намагничивание осуществляется кабелем, кото — рый располагают параллельно поверхности проверяемого участка детали (см. рис. 4.5). Такой способ позволяет обнаруживать тре­щины, расположенные параллельно кабелю. Он эффективен при использовании импульсных магнитных полей.

Подготовка детали к контролю ^

Рис, 4.8. Виды токов, применяемых при различных способах намагничивания

Намагничивание детали способом магнитного контакта осу­ществляют перемещением по ее поверхности одного полюса электромагнита или постоянного магнита. При этом обеспечивают надежный контакт с проверяемой поверхностью. В местах кон­такта полюса магнита с деталью происходит локальное намагни­чивание ее поверхностного слоя в направлении перемещения маг­нита. Ширина эффективно намагниченной зоны оказывается рав­ной или даже несколько больше ширины зоны контакта, а длина равна расстоянию между начальным и конечным положениями полюса. После намагничивания контролируемого участка магнит убирают с детали, наносят суспензию и осматривают. При этом способе намагничивания выявляются трещины, ориентированные перпендикулярно к направлению перемещения полюса магнита.

При контроле способом магнитного контакта ток в обмотках электромагнита должен быть максимальным. Опытом установ­лено, что при использовании постоянных, магнитов напряженность поля на полюсах должна быть не менее 1000 Э (8-Ю4 А/м).

Примеры намагничивания некоторых деталей приведены в табл. 7. Виды токов, питающих намагничивающие устройства при различных способах намагничивания, показаны на рис. 4.8.