ДЕЙСТВИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

При подготовке авиационной техники к полетам и во время проведения полетов, особенно при обучении мо­лодых летчиков, возникают такие условия, когда ин­женерно-технический состав должен принимать сроч­ные меры по ликвидации последствий неисправно­стей и спасению экипажа. Их часто называют особыми случаями. К ним относятся:

— выкатывание самолета при пробеге за пределы ВПП;

— самовыключение двигателя при разбеге, пробеге и рулении;

— отказ тормозов самолета на пробеге или рулении;

— посадка самолета на ВПП или вне ее с убранным шасси;

— складывание или подлом шасси при пробеге, раз­беге, рулении;

— порыв покрышек колес шасси при пробеге, разбе­ге и рулении самолета;

— посадка самолета с грузами;

— пожар на самолете на земле при запуске двига­теля или при других обстоятельствах;

— стихийные бедствия (шторм, наводнение, пожар на аэродроме и др.).

Для принятия необходимых мер в особых случаях на каждый полетный день (ночь, смену.) назначается команда технической помощи. В распоряжение команды выделяются:

— средства буксировки неисправных самолетов;

— подъемные приспособления самолета для выпол­нения работ с шасси;

— противопожарное имущество;

— средства запуска двигателя, запасные части само­лета, шанцевый и бортовой инструмент.

На полеты выделяются трактор с тросом и салазка­ми на прицепе, на которых находятся надувные мешки для подъема самолета, ломы, топоры, лопаты, а также тягач с буксировочными приспособлениями, комплекта­ми колес, подъемников, заглушек на всасывающие кана­лы и реактивные сопла, бортового инструмента, балло­ном с воздухом (азотом) и с двумя—тремя противопо­жарными баллонами.

Место расположения команды и выделенных для нее технических средств определяется заранее. Но, как пра­вило, дежурный трактор находится в районе взлетно­посадочной полосы, а дежурный тягач — около команд­ного пункта, откуда старшему команды слышен радио­обмен с самолетами, в связи с чем команда может свое­временно приготовиться к выполнению тех или иных работ и произвести их с разрешения дежурного по по­летам.

Наиболее частыми из перечисленных случаев являет­ся выкатывание самолетов за пределы ВПП вследствие перегрева или неисправности тормозов, невыпуска или обрыва тормозного парашюта, отказа в системе посадоч­ных щитков (закрылков) или по причине плохого рас­чета на посадку. В большинстве случаев, особенно при рыхлом грунте, выкатившийся за пределы ВПП самолет

Подпись: 977 Зак. 264

буксируют автотягачом в сторону от ВПП, а затем устраняют возникшую неисправность. Особую осторож­ность нужно соблюдать при буксировке самолета с не­исправными тормозами, чтобы не допустить столкнове­ния самолета с тягачом или другими препятствиями. Для буксировки самолета, выкатившегося за пределы ВПП, если руление невозможно, летчик вызывает через руко­водителя полетами дежурный тягач.

Реже встречается самовыключение двигателя на ру­лении, при посадке или на взлете. Наиболее опасно самовыключение двигателя на взлете, особенно во вто­рой половине разбега. В этом случае летчик для предо­твращения разрушения самолета и сохранения жизни экипажу и пассажирам может принять решение на убор­ку шасси. Для срочной уборки самолета с ВПП исполь­зуется трактор. Специалист — прицепщик троса должен хорошо знать расположение узла аварийной буксировки. Концы троса должны быть приспособлены для сцепки. Только своевременность принятия решения и быстрота выполнения работ в особых случаях позволяют избе­жать помех в полетах.

В некоторых случаях вызывается дежурный авто­тягач к самолету, у которого на пробеге и реже при ру­лении отказывает тормозная система. Если неисправ­ность произошла из-за обрыва тросовой проводки уп­равления тормозами, то летчик обычно останавливает самолет, используя аварийную систему торможения. В этом случае самолет осторожно буксируется на сво­бодную площадку, где устраняется неисправность. Чаще тормозная система становится малоэффективной из-за перегрева деталей тормозной системы. Если на самоле­те установлены камерные тормоза, то при высокой тем­пературе на трущихся поверхностях материала тормоз­ных колодок образуется коксообразный налет, который резко снижает коэффициент трения. Высокие темпера­туры являются также причиной появления негерметич­ности в резиновых камерах тормозной системы. В усло­виях повышенных температур тормозные системы с ме­таллокерамическими дисками работают более надежно. Следовательно, при организации полетов при высоких температурах окружающего воздуха команде техниче­ской помощи необходимо больше внимания уделять са­молетам, выполняющим полеты по кругу, так как у этих

самолетов наиболее вероятны случаи отказа тормозной системы из-за перегрева тормозов.

Довольно редко встречаются случаи посадки самоле­тов с невыпущенным шасси на ВПП или вне аэродрома. Однако необходимо быть готовым к срочному принятию мер по ликвидации последствий даже таких отдельных случаев.

Если взлетно-посадочная полоса с бетонированным покрытием, то при посадке на нее самолета с убранным шасси не исключена возможность возникновения пожара из-за разрушения топливных баков. В этом случае при­нимают срочные меры по спасению пассажиров и экипа­жа (не исключена возможность заклинивания фонарей кабин или крышек люков) и тушению пожара. Для спа­сения пассажиров и экипажа могут понадобиться такие приспособления, как ломы, топоры для вскрытия обшив­ки и разрушения остекления фонаря кабины. Целесо­образно использовать для выполнения этих работ воз­душные или электрические дрели с дисковыми фрезами, позволяющие быстро и без особой опасности для спа­саемых вскрыть обшивку или остекление фонарей ка­бин в случае их заклинивания.

Одновременно при организации тушения пожара нужно оценить степень опасности возникновения взрыва и принять меры предосторожности для команды техни­ческой помощи, участвующей в тушении. Если пожар распространяется внутри всасывающих каналов или в отсеке двигателя, целесообразно закрыть заглушками всасывающий канал и реактивное ‘сопло и через один из люков осмотра двигателя подвести углекислоту или другую противопожарную жидкость. Нужно напомнить летчику о включении самолетных противопожарных средств тушения пожара, если они не были использова­ны. Если обстановка во время полетов требует не­медленного удаления горящего самолета с ВПП, прини­мают меры к аварийной буксировке самолета в подве­тренную сторону, не прекращая тушения пожара.

Если существующими средствами тушения пожар ликвидировать не удается, после спасения пассажиров и экипажа следует принять решение об отходе личного состава от горящего самолета, так как возможны не­счастные случаи из-за взрыва топливных баков и кисло­родных баллонов. .

Подпись:7*

Почти все посадки самолетов на грунт с убранным шасси оканчиваются незначительными повреждениями, для восстановления которых требуется небольшой объем ремонтных работ. При этом основная задача команды технической помощи заключается в подъеме самолета и установке его на самолетные подъемники. Поднимают самолет одним из трех способов:

— автокраном или вертолетом;

— пневматическими мешками;

— выкапывают траншеи под стойками шасси, выпу­скают их и выводят самолет из профилированной тран­шеи.

Наименее трудоемок первый способ. Применяя его, необходимо оценить, как изменилось положение центра тяжести самолета с убранным шасси при имеющемся остатке топлива в баках. Если имеется возможность, целесообразно перекачать топливо в баки, близко рас­положенные к центру тяжести, или слить его ІИЗ топлив­ной системы. Подвесную тросовую систему следует крепить к главным силовым элементам крыла или спе­циальным рым-болтам. Для страховки от переворачива­ния можно подвести тросы подвесной системы к болтам стыковки хвостовой и носовой частей фюзеляжа. По­скольку большинство самолетов имеет среднее или верх­нее расположение крыльев, то, чтобы установить неболь­шой самолет на подъемники, необходимо поднять его вверх не более чем на 0,5—1,0 м.

Учитывая, что на современных самолетах посадка с убранным шасси осуществляется с выпущенной перед­ней стойкой шасси, использование пневматических меш­ков для установки самолета на подъемники также не представляет особого труда. В этом случае следует пре­дусмотреть установку под мешки дополнительных поста­ментов, так как высота накачанных мешков может ока­заться недостаточной для установки самолета на подъем­ники. Пневматические мешки подводят под крыло так, чтобы поверхность их соприкосновения с обшивкой не имела острых выступов. Кроме того, зона основных стоек шасси должна быть свободна. Для облегчения работ можно удалить слой грунта под опорными поверхностя­ми подъемников.

Наиболее трудоемким является способ выпуска ос­новных стоек шасси в выкопанные траншеи. Его целе-

сообразно применять только тогда, когда нет других средств, необходимых для подъема самолета. При этом способе требуется выполнить большой объем земляных работ и усложняется вывод самолета на ровный участок поверхности земли для подготовки к транспортировке.

Случаи складывания или подъема шасси на пробеге, разбеге, рулении — явление редкое и в большинстве своем связано с несоблюдением летным составом инст­рукции по технической эксплуатации данного типа само­лета или неисправностью в системе фиксирования стоек шасси в выпущенном положении. Если летчик, не дож­давшись увеличения давления в гидросистеме после вы­пуска шасси, переведет кран управления шасси в ней­тральное положение, возможна самопроизвольная убор­ка шасси на пробеге. Обычно она начинается с уборки передней стойки шасси, поэтому предотвратить ее можно экстренным передвижением крана шасси в положение «Выпущено».

Излом стоек шасси в процессе эксплуатации встре­чается крайне редко и происходит только при очень грубой посадке. При поломке стойки шасси необходимо установить самолет на подъемники и заменить повреж­денную стойку исправной.

Во время полетов необходимо быть всегда готовым к замене колес шасси в случае повреждения авиашин. Чаще всего авиашины повреждаются при эксплуатации самолетов на аэродромах, имеющих металлическое по­крытие взлетно-посадочной полосы и рулежных доро­жек. Ослабление крепежных скоб приводит к глубоким порезам авиашин по поверхности соприкосновения коле­са с полосой, а сруливание с рулежной полосы, имеющей загнутые металлические плиты, к глубоким боковым по­резам. Разрушение авиашин в результате порезов при посадке самолета вызывает внезапное изменение на­правления движения самолета. На аэродромах с бетони­рованным покрытием полос и дорожек выработка покры­шек проявляется чаще в виде глубоких лысок вслед­ствие неграмотного пользования тормозной системой. При негерметичности авиашин необходимо срочно снять колеса шасси с неисправными авиашинами и поставить запасные колеса из комплекта, расположенного на де­журном тягаче. Если самолет с негерметичной авиаши­ной остановился на полосе с искусственным покрытием

и является помехой для проведения полетов, его необ­ходимо осторожно (чтобы сохранить металлическую часть колеса) отбуксировать на грунт. При замене коле­са особое внимание следует обратить на состояние полу­оси и стойки шасси <в целом, на узлы ее подвески и сое­динения с цилиндром уборки-выпуска.

При возникновении пожара на самолете на стоянке или заправочной линии необходимо срочно убрать из этой зоны другие самолеты (или горящий самолет) — удалить их (его) на безопасное расстояние — и одновре­менно принять меры к тушению пожара.

При стихийном бедствии на аэродроме (пожар, ура­ган, наводнение) весь личный состав прибывает на аэ­родром и по указанию старших начальников принимает участие в спасении авиационной техники.

Следует помнить, что только четкие действия натре­нированного на практической работе состава команд технической. помощи могут предотвратить тяжелые по­следствия рассмотренных выше особых случаев, возни­кающих иногда во время полетов.