При работе с катапультируемыми сиденьями

1. Монтаж и демонтаж сидений на самолете осуще­ствляют техники только после разрядки пиромеханизмов специалистами по авиационному вооружению. Капсюли,- рованные шайбы для отстрела при проверке срабатыва­ния систем в отличие от пиропатронов окрашиваются в другой опознавательный цвет.

2. Для технического обслуживания катапультируе­мых сидений допускаются специалисты, в совершенстве знающие все особенности сиденья данного типа.

3. При работе в кабине на катапультируемое сиденье обязательно устанавливают предохранительные и назем­ные чеки.

При замене двигателя:

1. Во избежание падения крана с двигателем и уве­чий личного состава ручками лебедок до проведения работ необходимо проверить:

— установлена ли стрела крана в положение, соот­ветствующее весу двигателя;

— целы ли тросы поднятия стрелы крана и поднятия груза;

— надежно ли работают механизмы, стопорящие си­стему подъема от проворачивания в противоположную сторону под действием веса двигателя.

2. Подвеску двигателя к крюку крана осуществляют только за специальное и исправное приспособление, за­крепленное за все предусмотренные для данной конст­рукции двигателя точки подвеса.

3. Во избежание разрушения трубопроводов, шлан­гов и тяг управления и раскачки двигателя, прежде чем поднять его, необходимо проверить, отсоединены ли они от двигателя.

4. Личному составу запрещается находиться под под­нятым на стреле крана двигателем, так как это опасно для жизни.

5. При перемещении кранов вручную следует избе­гать касания стрелой крана о провода электролиний.

При работе с баллонами, наполненными сжатыми газами:

1. Во избежание разрывов нельзя пользоваться аэ­родромными или самолетными баллонами, наполненны­ми сжатыми газами, у которых истекли сроки проверки Котлонадзором, а также ударять баллоны при погрузоч­но-разгрузочных работах.

2. Резкое открытие вентилей баллонов может приве­сти к динамическому разрушению элементов заправляе­мых систем или к воспламенению в кислородных систе­мах. Для предотвращения взрыва кислородных балло­нов необходимо пользоваться только обезжиренным ин­струментом и работать в перчатках.

3. Перед отсоединением шланга от штуцера заправ­ки систему предварительно перекрывают вентилем и стравливают давление из шланга, так как при несоблю­дении этого требования возможны поломка бортового штуцера и нанесение травм и повреждений наконечни­ком шланга при истечении из него газа.

При работе с электросистемами самолета:

1. При работе с аккумуляторами не исключены слу­чаи попадания электролита на одежду и кожу, что приводит к повреждениям одежды и к ожогам, если не принять меры предосторожности. При составлении рас­твора электролита медленно вливают тонкой струей кис­лоту в дистиллированную воду, так как вливание дистил­лированной воды в кислоту приводит к «кипению» раст­вора и вызывает разбрызгивание электролита. Места, облитые (забрызганные) электролитом, нейтрализуют щелочными растворами.

2. Во избежание короткого замыкания и возникнове­ния пожара все ремонтные работы выполняют в обесто­ченных электроцепях.

При работе с радиотехническим оборудованием:

1. Перед началом работ необходимо ознакомиться с предупредительными надписями, например: «Запрещает­ся производить съемку или установку блоков станций без предварительного отключения ее от источников электропитания», так как в некоторых блоках поддер­живается напряжение более 10 000—15 000 в.

2. Следует помнить, что длительное пребывание в зонах излучения антенн радиотехнических станций вред­но для здоровья.

3. Особая осторожность также требуется при работе со станциями, имеющими цепи взрыва. Работы на них выполняют только при обесточенных цепях взрыва.

§ 4. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ К ПОЛЕТАМ

В военной авиации сірок готовности к полетам яв­ляется одним из важных факторов боевого превосход­ства, а в гражданской авиации — потенциальным эконо­мическим эффектом. Поэтому его сокращению всегда уделялось и уделяется большое внимание.

Борьба за сокращение времени при подготовке авиа­ционной техники к полетам идет по нескольким направ­лениям. Основные из них:

— механизация и автоматизация трудоемких про­цессов;

— наиболее рациональное комплектование групп и бригад для выполнения отдельных работ;

— разработка наиболее ірациональной последова­тельности выполнения работ;

— обучение личного состава смежным специально­стям.

Как известно, любая механизация облегчает труд и сокращает сроки выполнения работы. Если погрузочно­разгрузочные работы и заправка горючесмазочными ма­териалами в значительной степени механизированы, то многие трудоемкие работы (так называемой «малой механизации») и особенно работы, связанные с подго­товкой ее к полетам, в настоящее время недостаточно механизированы. Некоторые проверки выполняются ви­зуально или вручную (проверка крепления деталей, за­тяжка гаек). Затруднения возникают при съемке и установке заправленных подвесных баков, а также при мойке самолетов после полета, особенно после посадки на грунтовый аэродром с размокшим внешним слоем грунта, и при уборке салонов транспортных самолетов. Определенные трудности испытывает технический со­став в процессе съемки и размонтирования колес шасси для замены авиашин. Механизировать эти работы мож­но внедрением автоматических контрольных установок и созданием приспособлений, облегчающих визуальный контроль (поворотные зеркала на штангах, электропод­свет и т. д.). Они значительно сокращают время оты­скания неисправностей в труднодоступных местах, при этом повышается качество контроля.

Автоматизация процессов подготовки к полетам иг­рает важную роль в повышении производительности труда. Так, например, известно, что операция заправки тяжелых самолетов топливом сложна и продолжительна. При заправке самолетов топливом через горловины баков затрачивается много сил и времени на перенос шлангов с заправочными пистолетами от одной запра^ вочной горловины к другой и визуальный контроль за уровнем топлива в баках во избежание перелива. Внедрение заправки под давлением позволяет освобо­дить многих авиационных специалистов от этой работы, так как заправка под давлением осуществляется через одну точку с большой пропускной способностью, а после­довательность заправки баков обеспечивается автомати­чески. Освободившихся от заправки специалистов можно использовать для выполнения других работ.

Дальнейшая механизация и автоматизация трудоем­ких процессов и контроля авиационной техники при подготовке к полетам позволят значительно сократить сроки подготовки, а также повысить эксплуатационную надежность, поскольку некоторые проверки без разбор­ки агрегатов в настоящее время выполнить невозможно.

Из опыта эксплуатации известно, что сроки подго­товки уменьшаются не пропорционально увеличению количества обслуживающих авиационных специалистов. Имеется какой-то оптимальный предел, сверх которого увеличение числа авиационных специалистов может при­вести даже к возрастанию сроков подготовки. Нельзя забывать о том, что на самолетах и вертолетах много мест с ограниченными подходами и выполнение работ в таких местах приводит к излишним потерям времени из-за ожидания очереди. В большинстве своем эти во­просы отражены в утвержденных штатных структурах. В случае несоответствия штатных структур (особенно при усложнении авиационной техники) объему потреб­ных трудозатрат сроки подготовки авиационной техники к полетам изменяются.

Одновременно с решением вопроса о наиболее рацио­нальном количестве авиационных специалистов в груп­пах и бригадах важное значение для повышения произ­водительности труда, а следовательно, и сокращения сроков подготовки авиатехники к полету имеет разработ­ка технологической последовательности подготовки как одиночного, так и группы самолетов специалистами раз-

личных служб. Для этого нужно хорошо знать трудно­доступные места (кабины, грузовые отсеки и т. д.), в ко­торых должны работать специалисты различных служб, и установить твердые нормы времени пребывания каж­дого из них в этих местах, а также последовательность их чередования. Целесообразно составить график. При этом первоначально отработать его для одиночного са­молета (вертолета) с уточнением времени, потребного на выполнение отдельных операций подготовки, после чего перейти к составлению технологического графика подготовки группы самолетов с учетом численного со­става специалистов различных служб, наличия спец­автотранспорта, участвующего в процессе подготовки, и особенностей местных условий работы.

Обучение личного состава смежным специальностям позволяет оперативно принимать решение о сокращении сроков подготовки авиационной техники к полетам в случае нарушения пропорционального соотношения не­обходимого количества авиационных специалистов, по­требных для выполнения работ.

Отдельные направления, ускоряющие процесс подго­товки самолетов к полетам, рассмотренные нами, далеко не исчерпывают всех возможностей. Этим вопросом пов­седневно должны заниматься »и ученые, и конструкторы, и промышленники, и эксплуатационники.