При работе с катапультируемыми сиденьями
1. Монтаж и демонтаж сидений на самолете осуществляют техники только после разрядки пиромеханизмов специалистами по авиационному вооружению. Капсюли,- рованные шайбы для отстрела при проверке срабатывания систем в отличие от пиропатронов окрашиваются в другой опознавательный цвет.
2. Для технического обслуживания катапультируемых сидений допускаются специалисты, в совершенстве знающие все особенности сиденья данного типа.
3. При работе в кабине на катапультируемое сиденье обязательно устанавливают предохранительные и наземные чеки.
При замене двигателя:
1. Во избежание падения крана с двигателем и увечий личного состава ручками лебедок до проведения работ необходимо проверить:
— установлена ли стрела крана в положение, соответствующее весу двигателя;
— целы ли тросы поднятия стрелы крана и поднятия груза;
— надежно ли работают механизмы, стопорящие систему подъема от проворачивания в противоположную сторону под действием веса двигателя.
2. Подвеску двигателя к крюку крана осуществляют только за специальное и исправное приспособление, закрепленное за все предусмотренные для данной конструкции двигателя точки подвеса.
3. Во избежание разрушения трубопроводов, шлангов и тяг управления и раскачки двигателя, прежде чем поднять его, необходимо проверить, отсоединены ли они от двигателя.
4. Личному составу запрещается находиться под поднятым на стреле крана двигателем, так как это опасно для жизни.
5. При перемещении кранов вручную следует избегать касания стрелой крана о провода электролиний.
При работе с баллонами, наполненными сжатыми газами:
1. Во избежание разрывов нельзя пользоваться аэродромными или самолетными баллонами, наполненными сжатыми газами, у которых истекли сроки проверки Котлонадзором, а также ударять баллоны при погрузочно-разгрузочных работах.
2. Резкое открытие вентилей баллонов может привести к динамическому разрушению элементов заправляемых систем или к воспламенению в кислородных системах. Для предотвращения взрыва кислородных баллонов необходимо пользоваться только обезжиренным инструментом и работать в перчатках.
3. Перед отсоединением шланга от штуцера заправки систему предварительно перекрывают вентилем и стравливают давление из шланга, так как при несоблюдении этого требования возможны поломка бортового штуцера и нанесение травм и повреждений наконечником шланга при истечении из него газа.
При работе с электросистемами самолета:
1. При работе с аккумуляторами не исключены случаи попадания электролита на одежду и кожу, что приводит к повреждениям одежды и к ожогам, если не принять меры предосторожности. При составлении раствора электролита медленно вливают тонкой струей кислоту в дистиллированную воду, так как вливание дистиллированной воды в кислоту приводит к «кипению» раствора и вызывает разбрызгивание электролита. Места, облитые (забрызганные) электролитом, нейтрализуют щелочными растворами.
2. Во избежание короткого замыкания и возникновения пожара все ремонтные работы выполняют в обесточенных электроцепях.
При работе с радиотехническим оборудованием:
1. Перед началом работ необходимо ознакомиться с предупредительными надписями, например: «Запрещается производить съемку или установку блоков станций без предварительного отключения ее от источников электропитания», так как в некоторых блоках поддерживается напряжение более 10 000—15 000 в.
2. Следует помнить, что длительное пребывание в зонах излучения антенн радиотехнических станций вредно для здоровья.
3. Особая осторожность также требуется при работе со станциями, имеющими цепи взрыва. Работы на них выполняют только при обесточенных цепях взрыва.
§ 4. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ К ПОЛЕТАМ
В военной авиации сірок готовности к полетам является одним из важных факторов боевого превосходства, а в гражданской авиации — потенциальным экономическим эффектом. Поэтому его сокращению всегда уделялось и уделяется большое внимание.
Борьба за сокращение времени при подготовке авиационной техники к полетам идет по нескольким направлениям. Основные из них:
— механизация и автоматизация трудоемких процессов;
— наиболее рациональное комплектование групп и бригад для выполнения отдельных работ;
— разработка наиболее ірациональной последовательности выполнения работ;
— обучение личного состава смежным специальностям.
Как известно, любая механизация облегчает труд и сокращает сроки выполнения работы. Если погрузочноразгрузочные работы и заправка горючесмазочными материалами в значительной степени механизированы, то многие трудоемкие работы (так называемой «малой механизации») и особенно работы, связанные с подготовкой ее к полетам, в настоящее время недостаточно механизированы. Некоторые проверки выполняются визуально или вручную (проверка крепления деталей, затяжка гаек). Затруднения возникают при съемке и установке заправленных подвесных баков, а также при мойке самолетов после полета, особенно после посадки на грунтовый аэродром с размокшим внешним слоем грунта, и при уборке салонов транспортных самолетов. Определенные трудности испытывает технический состав в процессе съемки и размонтирования колес шасси для замены авиашин. Механизировать эти работы можно внедрением автоматических контрольных установок и созданием приспособлений, облегчающих визуальный контроль (поворотные зеркала на штангах, электроподсвет и т. д.). Они значительно сокращают время отыскания неисправностей в труднодоступных местах, при этом повышается качество контроля.
Автоматизация процессов подготовки к полетам играет важную роль в повышении производительности труда. Так, например, известно, что операция заправки тяжелых самолетов топливом сложна и продолжительна. При заправке самолетов топливом через горловины баков затрачивается много сил и времени на перенос шлангов с заправочными пистолетами от одной запра^ вочной горловины к другой и визуальный контроль за уровнем топлива в баках во избежание перелива. Внедрение заправки под давлением позволяет освободить многих авиационных специалистов от этой работы, так как заправка под давлением осуществляется через одну точку с большой пропускной способностью, а последовательность заправки баков обеспечивается автоматически. Освободившихся от заправки специалистов можно использовать для выполнения других работ.
Дальнейшая механизация и автоматизация трудоемких процессов и контроля авиационной техники при подготовке к полетам позволят значительно сократить сроки подготовки, а также повысить эксплуатационную надежность, поскольку некоторые проверки без разборки агрегатов в настоящее время выполнить невозможно.
Из опыта эксплуатации известно, что сроки подготовки уменьшаются не пропорционально увеличению количества обслуживающих авиационных специалистов. Имеется какой-то оптимальный предел, сверх которого увеличение числа авиационных специалистов может привести даже к возрастанию сроков подготовки. Нельзя забывать о том, что на самолетах и вертолетах много мест с ограниченными подходами и выполнение работ в таких местах приводит к излишним потерям времени из-за ожидания очереди. В большинстве своем эти вопросы отражены в утвержденных штатных структурах. В случае несоответствия штатных структур (особенно при усложнении авиационной техники) объему потребных трудозатрат сроки подготовки авиационной техники к полетам изменяются.
Одновременно с решением вопроса о наиболее рациональном количестве авиационных специалистов в группах и бригадах важное значение для повышения производительности труда, а следовательно, и сокращения сроков подготовки авиатехники к полету имеет разработка технологической последовательности подготовки как одиночного, так и группы самолетов специалистами раз-
личных служб. Для этого нужно хорошо знать труднодоступные места (кабины, грузовые отсеки и т. д.), в которых должны работать специалисты различных служб, и установить твердые нормы времени пребывания каждого из них в этих местах, а также последовательность их чередования. Целесообразно составить график. При этом первоначально отработать его для одиночного самолета (вертолета) с уточнением времени, потребного на выполнение отдельных операций подготовки, после чего перейти к составлению технологического графика подготовки группы самолетов с учетом численного состава специалистов различных служб, наличия спецавтотранспорта, участвующего в процессе подготовки, и особенностей местных условий работы.
Обучение личного состава смежным специальностям позволяет оперативно принимать решение о сокращении сроков подготовки авиационной техники к полетам в случае нарушения пропорционального соотношения необходимого количества авиационных специалистов, потребных для выполнения работ.
Отдельные направления, ускоряющие процесс подготовки самолетов к полетам, рассмотренные нами, далеко не исчерпывают всех возможностей. Этим вопросом повседневно должны заниматься »и ученые, и конструкторы, и промышленники, и эксплуатационники.