АВТОМАТИЗАЦИЯ ПАРАШЮТНЫХ СИСТЕМ

Интенсивная эксплуатация самолетов способствовала, к со­жалению, и росту летных происшествий с вынужденным покида­нием. Проблемы совершенствования средств спасения все услож­нялись. Так например, до 1936 г. при покидании самолета летчики, преодолев трудности отделения от борта, должны были самостоя­тельно выдернуть кольцо и тем самым ввести в действие спа­сательный парашют, но это не всегда удавалось выполнить свое­временно, особенно если прыгал новичок. Некоторые люди теря­лись, не находили вытяжное кольцо, просто забывали о его существовании, и каждая такая ошибка приводила к тяжелым последствиям.

На малой высоте, когда слишком поздно выдергивали коль­цо, парашют иногда не успевал раскрыться. Жертвами этого становились порой не только летчики-профессионалы (прыгавшие до этого очень редко или совсем не прыгавшие), но и спортсмены — парашютисты. Это стало серьезной проблемой и тормозом для бурно развивающейся авиации и массового спортивного парашю­тизма.

Как в свое время гибель авиатора Л. М. Мациевича подейство­вала на Г. Е. Котельникова, занявшегося после этого созданием надежного парашюта, так гибель двух девушек-парашютисток, разбившихся в затяжных прыжках, подействовала на молодых братьев Дорониных, занявшихся после этого созданием прибора для автоматического ввода в действие парашюта. Их потрясло сообщение о гибели спортсменок Любы Берлин и Тамары Ивано­вой. Узнав о случившемся, братья буквально потеряли покой и все свое свободное время, выходные дни, отпуск и даже часть учебного времени в институте стали посвящать работе над сред­ством, способным предотвратить повторение трагедии, изучению парашюта и устройств ввода его в действие.

Сведения о том, что парашютист может раскрыть парашют только вручную и только после прыжка, выдернув за кольцо шпильку, контрящую ранец, заставили братьев Дорониных заду­маться о том, как создать прибор для замены действий парашю­тиста, способный в заданное на приборе время автоматически ввести парашют в действие. Мысль о необходимости создания такого прибора овладела умами многих людей, не только свя­занных с авиацией, но и не имевших к ней отношения. Проблема приняла острый характер.

Для ее решения Центральный совет ОСОАВИАХИМа в 1936 г. объявил общесоюзный конкурс, в котором приняли участие специа­лизированные предприятия, научно-исследовательские институты и отдельные частные лица.

Требования к прибору были очень жесткие. Он должен был безотказно работать, не боясь толчков или ударов, при температу­рах от —60 до +40° С; срабатывать в строго установленное (заданное) на шкале прибора время и позволять парашютисту пользоваться существовавшим приспособлением для ручного раск­рытия парашюта как дублирующим автоматику. Прибор должен был быть небольшим, чтобы не стеснять движений человека, не мешать ему при отделении от самолета и во время приземле­ния, быть простым и дешевым в изготовлении.

На конкурс поступило более 300 работ. В результате тщатель­ного разбора государственная комиссия из всех представленных работ лучшим признала прибор братьев Дорониных. Результаты конкурса были опубликованы в журнале «Вестник Воздушного флота» в номерах 5 и 6 за 1939 г.

Прибор братьев Дорониных состоял из часового механизма, размещенного в сварном металлическом корпусе (в дальнейшем корпуса изготовляли из алюминиевых сплавов) с застекленным окошком, через которое были видны стрелка и шкала. По ним устанавливалось задаваемое время срабатывания силового вы­тяжного устройства. Силовое устройство состояло из мощной спиральной пружины, развивавшей силу в 28…30 кг (при ручном раскрытии парашюта прикладывалась сила в 16 кг). Часовой механизм, освобождавший силовое устройство, стопорился спе­циальной шпилькой.

В начальный период эксплуатации этого прибора для его срабатывания в заданное время перед прыжком парашютист должен был выдернуть шпильку. В дальнейшем к шпильке под­соединяли один конец фала, второй его конец заранее подсоединя­ли к устройству на борту самолета. После этого парашютисту уже не требовалось выдергивать шпильку перед самым прыжком.

При защите своего прибора на конкурсной комиссии братья Доронины убедительно продемонстрировали его высокую надеж­ность. Явившись на защиту, они принесли вместе со своим прибором некоторые, не свойственные для этой цели, пред­меты: доску, гвозди и фал, чем очень удивили членов комиссии.

Получив от председателя комиссии задание, по условию ко­торого прибор должен был сработать через 114 с, Николай Доронин взвел прибор, установив заданное время. По команде председателя комиссии резким рывком была выдернута пуско­вая шпилька. Члены комиссии щелкнули секундомерами, приго­товившись проверить время работы прибора, а тот начал отсчи­тывать секунды.

Как только прибор начал работать, второй брат — Анато­лий — взял со стола прибор и вдруг с силой бросил его в угол комнаты. Прибор стукнулся об стенку, отскочил на пол, но остался цел. Анатолий на этом не успокоился. Он взял прибор и, привязав к нему фал, начал крутить его над головой. После этого испыта­тель стал прибором вбивать гвоздь в заранее приготовленную доску. Конечно, все эти манипуляции не укладывались в пра­вила проведения испытаний, однако вера в надежность прибора у его авторов была велика, что и подтвердилось. В строго заданное время прибор сработал.

Неудивительно, что комиссия единодушно присудила этому прибору первую премию и после всесторонних испытаний его сроч­но запустили в производство. Создание этого прибора оказало большое влияние на повышение безопасности бурно развиваю­щегося парашютного спорта и военного парашютизма. Вот как отозвался об этом приборе ныне всемирно известный заслуженный мастер спорта СССР по парашютизму и планеризму, лауреат Государственной премии, Герой Советского Союза С. Н. Анохин: «Маленькая серая коробочка, в которой заключался прибор, совершила настоящую революцию в парашютном деле. С этим прибором авиационные спортсмены, воины-десантники могли те­перь прыгать с любых высот, в самых сложных условиях. Что бы с ними ни случилось после отделения от самолета (растерялся ли человек, потерял сознание, ранен и т. п.), парашютный прибор Дорониных, получивший наименование ППД-1, точно, секунда в секунду, раскрывал купол парашюта и обеспечивал благо­получное приземление. За всю многолетнюю практику не было случая, чтобы прибор отказал в работе». Примечательно, что более пятидесяти лет прибор (с некоторыми модификациями) находится в производстве.

Вскоре после ППД-1 было создано еще несколько интересных автоматов и полуавтоматов такого же назначения. Один из них был сконструирован инженером Леонидом Савичевым. Он назы­вался парашютным автоматом Савичева (ПАС-1). Этот автомат срабатывал не на время, а на заданную высоту благодаря уста­новленному в нем анероиду.

Если по какой-либо причине сброс парашютиста происходил не на заданной высоте, ночью или при плохой видимости, парашю­тист мог ошибиться в выборе момента для раскрытия купола

вручную, ПАС-1 исправлял ошибки и раскрывал купол на заранее заданной высоте.

Вскоре после Великой Отечественной войны братья Доронины и Л. Савичев объединились и создали новый прибор для автомати­ческого раскрытия купола парашюта. Этот прибор (ППУ) вклю­чал в себя часовой механизм и анероид.

Практически все парашюты (спасательные, спортивные, акро­батические, грузовые и т. п.) имеют автоматы для команд по выполнению последовательных операций в зависимости от назна­чения парашюта и от условий его применения.

Однако если раньше все парашютные приборы-автоматы созда­вались на основе часовых механизмов и анероидов, то в последние годы автоматика создается на основе применения микроэлектрони­ки, которая обеспечивает исключительно высокую точность и надежность срабатывания всех элементов парашютных систем.

і