Измерение высоты полета
Для однозначного определения положения ВС в пространстве, помимо координат МС, необходимо знать его высоту.
Высота полета есть расстояние по вертикали от ВС до выбранного
уровня, принятого за начато отсчета. В соответствии с этим различают следующие высоты: абсолютную, отсчитываемую от уровня моря, над сушей от уровня геоида; истинную, отсчитываемую от уровня земной поверхности под ВС; относительную (высоту эшелона), отсчитываемую от условного уровня, например уровня аэродрома или изобарической поверхности, соответствующей атмосферно му давлению ра—760 мм от. ст. [3].
В практике самолетовождения чаще применяется относительная высота. измеряемая барометрическими высотомерами. По ах показаниям определяется и выдерживается высота (эшелон) полета. Истинная высота используется тогда, когда необходи мо знать точное расстояние между ВС и земной (нотной) поверхностью, например при АФС и других авиационных работах. Истинные высоты из меряются с помощью радиовысотомеров Абсолютная высота используется, как правило, в расчетах, когда надо привязать отечет высоты и давления к одному уровню, как это имеет ме сто при расчете безопасных пысот.
Принцип действия барометрических высотомеров основан иа реше нии зависимости, связывающей давление и температуру атмосферы:
dp _ dH Рн н
Pc. 6.6. Алгоритм преобразования высот полета
В барометрических высотомерах измеряется только давление атмосферы на высоте полета рн, остальные величины принимаются постоянными или устанавливаются на высотомере перед вылетом и в полете экипажем. Фактические же значення даплеиия на уровне пролетаемой местности и тем перзтуры иа высоте, и особенно у земли, изменяются в широких пределах. Это приводит к возникновению методических погрешностей измерения высоты.
Приближенно можно считать, что каждый 1 мм рт. ст. несоответствия давления у земли ро установленному иа высотомере приводит к ошибке в высоте 10 м. Отклонение же фактической средней температуры от стандартной на 2.5° вызывает ошибку высотомера, равную 1%. Например, зимой при t0=—20° ошибка может достичь 8%. Учет методических по — празок пронзвотится с помощью НЛ-10м.
Однако для упрощения расчета к сокращения возможных ошибок вычисления при определении относительных высот учитываются не всегта и не все погрешности. Это объясняется тем, что в непосредственной близости друг от друга ВС методические погрешности у каждого из них будут иметь одинаковые знак и значения. Поэтому при расчете приборных значений высот (эшелонов) полета учитываются только инструментальные ДА/* и аэродинамические ДАД поправки, так как они присущи каждому конкретно ВС в отдельности:
АА.,р — Н ;)1П —
— (ДЯИ + Д/Аа) “ А/эш — Н-£.
По рассчитанным данным строится таблица приборных высот эшелонов.
Для пересчета истинных высот полета в приборные и обратно, кроме суммарной поправки ДА/£ должны быть учтены рельеф пролетаемой местности А/рсл и фактические значения /о* /я И р.
Если экипажу ВС известны давление и температура на уровне пролетаемой местности (района авиационных работ), но на барометрическом высотомере установлено давление ро=760 мм рт. ст, то истинная высота
ААИ = АА„р + Д hv + +
+ (760 Япрнв. іпіп) П—А/рсл,
где Дн>—температурная (методическая) поправка высотомера, учитываемая при расчете на НЛ-Шм (рнс. 6.6).
Приборная высота полета по заданной истинной для тех же условий
AA’ip == АА„ + Н ре л Ч~
+ (760— А’црив. щіп) 11 Д//^
Слетует иметь в виду, что при незнании экипажем фактических значений Т0 и ро пролетаемой местности в расчетах будут содержаться ошибки
Для непосредственного измерения истинной высоты полета применяются радиовысотомеры (РВ). В зависимости от предназначения и принципа действия они делятся на импульсные и частотные. Частотные применяются для измерения высот то 1500 м, импульсные до 10 000 м и более. Работа РВ основана на использовании отраженного ратиосигиала от земной (водной) поверхности.