Измерение высоты полета

Для однозначного определения по­ложения ВС в пространстве, помимо координат МС, необходимо знать его высоту.

Высота полета есть расстояние по вертикали от ВС до выбранного
уровня, принятого за начато отсчета. В соответствии с этим различают сле­дующие высоты: абсолютную, отсчи­тываемую от уровня моря, над су­шей от уровня геоида; истинную, от­считываемую от уровня земной по­верхности под ВС; относительную (высоту эшелона), отсчитываемую от условного уровня, например уровня аэродрома или изобарической поверх­ности, соответствующей атмосферно му давлению ра—760 мм от. ст. [3].

В практике самолетовождения ча­ще применяется относительная высо­та. измеряемая барометрическими вы­сотомерами. По ах показаниям опре­деляется и выдерживается высота (эшелон) полета. Истинная высота используется тогда, когда необходи мо знать точное расстояние между ВС и земной (нотной) поверхностью, например при АФС и других авиаци­онных работах. Истинные высоты из меряются с помощью радиовысотоме­ров Абсолютная высота используется, как правило, в расчетах, когда надо привязать отечет высоты и давления к одному уровню, как это имеет ме сто при расчете безопасных пысот.

Принцип действия барометриче­ских высотомеров основан иа реше нии зависимости, связывающей дав­ление и температуру атмосферы:

dp _ dH Рн н

Pc. 6.6. Алгоритм преобразования высот полета

В барометрических высотомерах измеряется только давление атмосфе­ры на высоте полета рн, остальные величины принимаются постоянными или устанавливаются на высотомере перед вылетом и в полете экипажем. Фактические же значення даплеиия на уровне пролетаемой местности и тем перзтуры иа высоте, и особенно у земли, изменяются в широких преде­лах. Это приводит к возникновению методических погрешностей измере­ния высоты.

Приближенно можно считать, что каждый 1 мм рт. ст. несоответствия давления у земли ро установленному иа высотомере приводит к ошибке в высоте 10 м. Отклонение же фактиче­ской средней температуры от стан­дартной на 2.5° вызывает ошибку высотомера, равную 1%. Например, зимой при t0=—20° ошибка может достичь 8%. Учет методических по — празок пронзвотится с помощью НЛ-10м.

Однако для упрощения расчета к сокращения возможных ошибок вы­числения при определении относи­тельных высот учитываются не всегта и не все погрешности. Это объясняет­ся тем, что в непосредственной бли­зости друг от друга ВС методические погрешности у каждого из них будут иметь одинаковые знак и значения. Поэтому при расчете приборных зна­чений высот (эшелонов) полета учи­тываются только инструментальные ДА/* и аэродинамические ДАД по­правки, так как они присущи каждо­му конкретно ВС в отдельности:

АА.,р — Н ;)1П —

— (ДЯИ + Д/Аа) “ А/эш — Н-£.

По рассчитанным данным строится таблица приборных высот эшелонов.

Для пересчета истинных высот по­лета в приборные и обратно, кроме суммарной поправки ДА/£ должны быть учтены рельеф пролетаемой ме­стности А/рсл и фактические значения /о* /я И р.

Если экипажу ВС известны давле­ние и температура на уровне проле­таемой местности (района авиа­ционных работ), но на барометриче­ском высотомере установлено давле­ние ро=760 мм рт. ст, то истинная высота

ААИ = АА„р + Д hv + +

+ (760 Япрнв. іпіп) П—А/рсл,

где Дн>—температурная (методиче­ская) поправка высотомера, учиты­ваемая при расчете на НЛ-Шм (рнс. 6.6).

Приборная высота полета по за­данной истинной для тех же условий

AA’ip == АА„ + Н ре л Ч~

+ (760— А’црив. щіп) 11 Д//^

Слетует иметь в виду, что при незна­нии экипажем фактических значений Т0 и ро пролетаемой местности в рас­четах будут содержаться ошибки

Для непосредственного измерения истинной высоты полета применяются радиовысотомеры (РВ). В зависимо­сти от предназначения и принципа действия они делятся на импульсные и частотные. Частотные применяются для измерения высот то 1500 м, им­пульсные до 10 000 м и более. Рабо­та РВ основана на использовании от­раженного ратиосигиала от земной (водной) поверхности.