Проверка работы гасителей колебаний вертикальных шарниров
Гасители колебаний вертикальных шарниров служат для гашения свободных колебаний лопасти в плоскости вращения при работе несущего Бинта, а также для смягчения
2* 19
рывков и предохранения лопасти от поломок при включений трансмиссии и изменении режима работы двигателей.
В эксплуатации имеются фрикционные и гидравлические гасители колебаний вертикальных шарниров. Несмотря на то что с точки зрения сохранения регулировки в процессе эксплуатации фрикционные гасители менее удобны, большая простота их конструкции и меньший вес по сравнению с гидравлическими гасителями обеспечили им наибольшее распространение.
Рис. 8. Схема сил, действующих на лопасть несущего винта в плоскости вращения |
Гасители колебаний имеют определенный момент затяжки, величина которого зависит от геометрических размеров и веса лопастей, а также от мощности установленного на вертолете двигателя. Фрикционные гасители колебаний регулируются при помощи изменения затяжки имеющегося в них набора трущихся дисков. Для обеспечения правильной работы несущего винта величина затяжки фрикционных дисков должна соответствовать расчетной величине и быть одинаковой для каждой из лопастей. Неравномерная затяжка на лопастях набора дисков гасителей вызывает в полете колебания лопастей в плоскости вращения, что проявляется в виде вибрации вертолета и подергивания ручки управления циклическим шагом. Это явление объясняется периодическим изменением сил, действующих на лопасть в плоскости вращеиия при работе несущего винта.
Из теории несущего винта известно, что в плоскости вращения на лопасть действуют центробежная сила /^ентр, сила сопротивления воздуха Qconp> а также поворотные (кориолисовы) силы FnoBt возникающие в результате махового движения лопасти (рис. 8). Поворотные силы при вращении винта изменяются не только по величине, но и по на-
правлению. Так, при взмахе лопасти вверх эти силы направлены в сторон} вращения, а при опускании лопасти в сторону, противоположную вращению.
В результате действия перечисленных выше сил происходит периодический изгиб лопасти в плоскости вращения. Вертикальный шарнир (ВШ) разгружает корневое сечение лопасти от больших изгибных напряжений, но приводит к смещению лопасти относительно его оси на некоторый угол, называемый углом отставания £ (рис. 9).
отставания
"•^Гцентр
На режиме осевой обдувки несущего винта (висение, вертикальный взлет) угол отставания остается постоянным. На режиме косой обдувки (например, в горизонтальном полете) вследствие периодического изменения аэродинамических и кориолисовых сил (даже при постоянном числе оборотов) угол отставания периодически меняется, т. е. лопасть испытывает колебания относительно вертикального шарнира. Чем больше отношение скорости поступательного полета к окружной скорости вращения несущего винта, тем больше амплитуда колебаний лопасти относительно вертикального шарнира. На рис. 10 показано изменение угла отставания по азимуту при различных скоростях полета. Колебательное движение лопасти относительно вертикального шарнира вызывает появление новых инерционных сил, действующих в плоскости вращения перпендикулярно оси лопасти. Эти силы изменяются также периодически соответственно характеру изменения угла отставания.
Эти колебательные движения лопасти в плоскости вращения и демпфируются гасителями колебаний. Для этой цели гасители колебаний каждой из лопастей должны иметь
строго определенную и одинаковую характеристику демпфирования.
У фрикционных гасителей колебаний эта характеристика определяется величиной момента трения фрикционных дисков, которая зависит от состояния их поверхности (износа, наличия влаги и т. д.), что в свою очередь зависит от срока службы работы несущего винта, изменения температуры и влажности наружного воздуха, от качества технического обслуживания.
Рис. 10. График изменения величины угла отставания лопасти С несущего винта в зависимости от угла азимута ф и скорости полета вертолета |
Поэтому инструкциями по эксплуатации вертолетов предусмотрена проверка работы гасителей колебаний не только после установки нового несущего винта, но и в процессе эксплуатации вертолета — каждый раз при подготовке его к полету, чтобы предотвратить возникновение опасных автоколебаний вертолета.
Опыт эксплуатации вертолетов показал, что наиболее простым и удобным способом проверки затяжки гасителей колебаний в эксплуатации является измерение (при помощи динамометра) силы, необходимой для перемещения лопасти относительно оси вертикального шарнира при заторможенной трансмиссии. Для этого на лопасть в определенном месте надевается лямка с динамометром (рис. 11) и измеряется усилие поворота каждой лопасти в плоскости вращения. Измерение производится как по ходу вращения, так и против вращения лопастей; за конечный результат прини-
мается полусумма замеренных усилий в двух направлениях. Полученная величина должна соответствовать расчетной (она указывается в инструкции по эксплуатации) и быть одинаковой для всех лопастей. На вертолетах Ми-4, например, эта величина, измеренная на расстоянии примерно 4/б радиуса лопасти от оси вращения, равна 16,5—17 кг.
Чтобы получить правильные и объективные показатели затяжки гасителей колебаний, надо учитывать, что эта ве-
Рис. 11. Проверка правильности затяжки демпфера вертикального шарнира |
личина изменяется в зависимости от температуры фрикционных дисков. Поэтому окончательную проверку затяжки следует проводить после опробования трансмиссии (на прогретой трансмиссии), а перед каждым замером лопасть покачать из стороны в сторону несколько раз.
Если при проверке окажется, что на какой-либо из лопастей гаситель колебаний имеет недостаточную или чрезмерную затяжку, следует изменить его регулировку, после чего проверку повторить.