Расчет элементов пространственного маневра ВС
В процессе полета ВС выполняют маневрирование в горизонтальной (продольное и боковое) и вертикаль нон плоскостях.
Продольное маневрирование. Они
выполняется при необходимости изменения скорости полета как в горизонтальной плоскости (0 = 0), так и при наборе (0>0) высоты и снижении (0<0). При условии постоянства продольной перегрузки n*=const продолжительность маневра и протяженность участка разгона (1/к>1/н) от начальной 1’н до конечной V,< скорости или торможения (V/*<Vr)
полета в широких пределах. Кроме того, изменяется и псктор ветра.
Для наосри высоты рекомендуют ся три режима: экономический, обеспечивающий наименьшие эксплуатационные расходы на рейс: максимальной дальности, соответствующий мини мальному расходу топлива иа весь полет; максимальной скороподъемности, соответствующий наименьшей продолжительности набора высоты.
Вертикальные и приборные скорости полета устанавливаются в зави сим ости от полетной массы ВС. температуры и высоты полета. Они ука зываются в РЛЭ но тинам ВС.
Если принять средние значения воздушной, вертикальной скоростей и ветра, то про шлжительность маневрировании и протяженность участка набора от начальной Н„ до конечной Нк высоты рассчитываются по формулам:
Ліаб («к — Я„) і и fp;
■$няб (Уер "Ь _ср) Г • (7.4)
/ман = 4.7-10-* |
4-Ю-* |
‘ в. ср
|
Л «я снижения с эшелона рекомендуются три режима полета: экономически»!, обеспечивающий наименьшие эксплуатационные расходы на рейс; минимального времени снижения; экстренного (аварийного) снижения, выполняемого с максимально возможной вертикальной скоростью.
Время и путь, проходимый ВС в процессе снижения.
Нн-Н„
fCHJ,, 1 -*’•
Гя. Гр
^СН = (Уср‘ ^Л. ср)^£- (7.6)
Дополнительное время, возникаю шее при ограничениях, вводимых УВД, и при снижении до высоты
кру га, т. е. с необходимостью уста новки аэродромного давления иа высотомере:
Я:„,р -(760-Ран1))11 |
Боковое маневрирование. Оно выполняется при необходимости изменения направления полета для исправления лети и вывода ВС на новую линию заданного пути.
Элементами разворота являются радиус R, время и путь, проходимый ВС за время разворота на латанный угол. Если не уштывать переходный период ввода и вывода ВС из крена, то
Уг
I Wyp.
I /?УР.
Д із плавного вписывания в ЛЗП очередного участка маршрута (ряс. 7.3) необходимо знать либо линейное (ЛУР), либо боковое (БУР) упреждения разворота.
ЛУР R tg (0.5УР):
ЬУР = /?ік(0.5УР)5ЇпУР (7 8)
Учет в шяния ветра на траекторию БС п процессе разпорота н вывода его на ЛЗП осуществляется вводом поправки ДЛУР в линейное упреждение разворота
ЛУР„ = ЛУР + ДЛУР;
U,
АЛУР = 0,0175/? — у — У Р°.
Знак АЛУР определяется знаком jk — вииалеитного ветра, соответствующе го полету на текущем участке маршрута. Порядок расчета ЛУР показан на номограмме пунктиром (рис. 7.4).
Расчет элементов разворота на обратней курс с точным выпотом ВГ на ЛЗП, смещенную на величину III. производится при навигационном обеспечении многих авиационных работ. Если смещение смежных маршрутов Ш<2/?. то необходимо выполнить специальный маневр с отворотом ВС иа заданный угол (рис 7.5): при штиле
а— агссоч Ш/2/?; (7,9)
при ветре
a =arccos (Ш ± (/б /рааь)/2Я,
где Lib — боковая составляющая пет ра. Знак « + » в формуле берется при
смещении маршрутов «на ветер» и «—» «под ветер». Продолжительность маневрирования ВС
Если самолет Ан-2 необходимо вывести на новую ЛЗП, отстоящую от первой на 800 м, при 1=200 км/ч (55,5 м/с), х=15° и безветрии, то R— 1174 м, (c=70Q, /раз» —118 с= =•1 мин 58 с.
При наличии ветра в расчетное значение угла отворота вносится по правка на угол сноса. Если смещение маршрутов производится в сторону, откуда дует ветер («на ветер»), то угол а увеличивается на величину VC н, наоборот, при смешении очередного участка маршрута по направлению ветра («под петер») — уменьшается иа величину угча сноса. При этом знак УС ие учитывается.
Если в результате контроля пути было установлено уклонение ВС от заданного маршрута, то выволняется специальный маневр для вывода его иа ЛЗП. Чале всего производят выход па ближайший контрольный ориентир, лежащий на ЛЗП, или вы лолняют S-образный маневр.
Вывод ВС иа КО производится путем расчета поправки в курс (ПК)
и изменения курса на этот <рі’С 7.С):
БУ
ПК
ЛБУ
ДП — arctg———— • (7.11)
S0CT
Наиболее быстрый способ вывода ВС на лниню заданного пути при наличии бокового уклонения Z (рис. 7.7) является S-образный маневр, заключающийся в последовательном выполнении двух разворотов на угол и. Целесообразность его при менення определяется ссловием Z‘- ^2R. При этом
Рис. 7.6. Вывод ВС иа очередной ППМ вводом поправки в курс |
Рне. 7.7. Выполнение S-образного маневра
Путь и время маневрирования S„a, 2R sin а;
90V
Увеличение длины фактического пути в результате маневрирования
ASM = # —2sin а — (7.141
Если самолет Ту 154 уклонился от ЛЗП на Z=8 км. то Е=950 км’ч (253,8 м/с), х=15° В результате R=26,5 км; а=32°, SMan=28 км, ^ман=Н2 С, ASwaH“l,5b КМ.