РЕМОНТ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Текущий и профилактический ремонты выполняются в период эксплуатации авиационной техники. Ремонты обеспечивают возможность полной выработки установ­ленного ранее технического ресурса и носят профилак­тический характер. Текущий, и в отдельных случаях про­филактический, ремонт выполняется авиаремонтными мастерскими.

В основном авиаремонтные мастерские в настоящее время выполняют следующие виды работ:

— ремонт, отладку и регулировку агрегатов воздуш­ных гидравлических и других систем самолетов, а также авиаприборного и радиоэлектронного оборудования;

— замену двигателя и отдельных агрегатов планера самолета, например, крыла, стабилизатора и др., с ниве­лированием их относительно строительных осей само­лета;

— ремонт стальных сварных частей самолета и ме> таллических самолетных баков при помощи сварки;

— ремонт обшивки планера самолета способом за­мены отдельных участков;

— ремонт деталей систем питания и управления са­молетом, т. е. деталей трубопроводов, кранов, фильтров, тяг, качалок и т. п.;

ремонт деталей шарнирных, неподвижных болто­вых и других соединений с восстановлением характера сопряжений;

— ремонт радиаторов, деталей остекления; удаление продуктов коррозии и восстановление лакокрасочных по­крытий самолета на отдельных участках;

— ремонт наземного оборудования.

В связи с развитием авиационной техники авиацион­ные ремонтные мастерские освоили также ремонт гер­метических кабин и отсеков самолета, мягких топливных баков и сварных стальных частей летательных аппара­тов электродуговой сваркой, а также пайку твердыми припоями металлических топливных баков и др.

Повышение требований к качеству ремонта привело к необходимости внедрения обязательного контроля ма­териалов, применяемых при ремонте самолетов, более широкого контроля качества в процессе ремонта и использования современных средств контроля.

Технологические процессы ремонта самолетов и дру­гой авиационной техники выполняются в соответствии с руководствами, инструкциями, указаниями и бюллете­нями.

Отдельные неответственные узлы и детали изготов­ляются по образцам или чертежам (эскизам), имеющим необходимые размеры, допуски на размеры, чистоту об­работки и другие технические условия.

При ремонте планера самолета основное внимание должно уделяться сохранению равнопрочности и аэро­динамических обводов, правильной подгонке деталей с соблюдением установленных допусков и посадок в сочле­нениях, правильной регулировке агрегатов и контроль­ным испытаниям в процессе и после ремонта.

Применяемые при ремонте материалы и запасные ча­сти должны соответствовать техническим условиям, уста­новленным на поставку.

Контроль качества при ремонте авиационной техники осуществляется инженерно-техническим составом ре­монтных мастерских. За качество выполненных работ несут ответственность лица, их выполнявшие. Принимают работу начальники, непосредственно давшие задание.

При ремонте для выявления трещин и других дефек­тов широко применяются современные инструментальные методы определения технического состояния, а также контроль отдельных деталей, узлов и агрегатов, особен­но наиболее нагруженных. Стальные детали, подвергав­шиеся в процессе ремонта термической обработке, допу­скаются к установке только после проверки предела прочности их материала.

По окончании ремонтных работ в формулярах само­лета, двигателя, их агрегатов, авиационного и радиоэлек­тронного оборудования делается запись о проведенном ремонте, заверяемая подписью начальника авиаремонт­ной мастерской с приложением печати.

Таким образом, технологические процессы ремонта и контроль его качества в условиях эксплуатации должны выполняться так, чтобы авиационная техника после ре­монта не уступала по своему качеству технике, выпущен­ной заводами-изготовителями и отремонтированной авиа­ционными ремонтными предприятиями.