Точность определения ЛП и места ВС
Измеренному в полете значению навигационного параметра и соответствует определенная изолиния (линия положения). Погрешность измерения и вызывает погрешность определения положения изоляции. Для ее оценки используется понятие градиента навигационного параметра.
Градиентом g называется вектор, характеризующий скорость возраста
ние. 8.1. Градиент навигационного параметра,
ния її в направлении нормали к изолинии:
-► du —v
В — —п.
где п — единичный вектор нормали (рис. 8.1).
Модуль градиента играет роль коэффициента пропорциональности между приращением навигационного параметра Ди и соответствующим смещением изолинии. Некоторая достаточно малая погрешность измерения навигационного параметра Ди вызовет погрешность определения линии положения
ДР ‘и g
Переходя к средним квадратическим погрешностям
Op ои g. (8.1)
Модуль градиента зависит от вида навигационного параметра и выбранной системы координат. В прямоугольной декартовой системе координат дг, у
*
В полярной системе координат A, D
В географической системе коорчннат ‘Г. *
*
Модули градиентов наиболее часто используемых в навигации линий положення нриветены в табл. 8.1.
С помощью данной таблицы и соотношения (8.1) можно оценить точность определения линии положении, если известна средняя квадратическая погрешность измерения навигационного параметра. Если строится
изолиния навигационного параметра, который непосредственно не измеряется, а рассчитывается с помощью измеряемых, то его средняя квадратическая погрешность оценивается по средним квадратическим погрешностям измеряемых параметров (приложение 3). Например, при определении пеленга самолета ПС по курсу у и курсовому углу радиостанции ф
опс — I ‘
Если ЛП и МС определяются графически на карте, то необходимо учитывать погрешности прокладки. При работе на карте СКП измерения расстояния а,=0,8 мм (на местности СКП может быть найдена с помощью масштаба карты), а углов пеленгов 0П = 0,8°.
Наличие систематической погрешности измерения навигационного параметра вызывает постоянное смещение ЛП.
При использовании обобщенного метода линий положения МС может быть определено по двум ЛП. Точка их пересечения — точка наиболее вероятного положення ВС. Однако вследствие погрешностей навигацион
ных измерений полученные ЛП не проходят через фактическое МС. Точ ка пересечения ЛП занимает случайное положение относительно фактиче ского МС. При оценке точности удобнее считать, что МС рассеяно относительно точки пересечения ЛП.
Достаточно полная оценка точно ста определения МС дается с помо щью эллипса ошибок. При этом пред полагается: грубые ошибки нзмере нин (промахи) исключены; систематические погрешности определены и устранены введением поправок; сл чайные погрешности измерений подчи нены нормальному закону.
Если навигационные параметры щ и п2 измерены соответственно с по грешностями X и у, то плотность распределения МС будет описываться двумерным нормальным законом рас пределения (см. приложение 3) f(x, у). Поверхность f(x, у) имеет куполообразную форму с максимумом, соответствующим наиболее вероятному местоположению ВС (в точ ке пересечения ЛП). Сечение поверх ности f(x, у) горизонтальными плос костями дает эллипсы (см. рис. П.12). Геометрическое место то чек равной и постоянной плотности
вероятности системы двух независимых величин представляет собой эллипс, который называется эллипсом ошибок или эллипсом рассеивания (рис. 8.2).
Полуоси а и Ь любого эллипса ошибок пропорциональны о, и оу
а — сох, Ь — со1Г (8.5)
где с — коэффициент пропорциональности.
Вероятность того, что фактическое МС находится в пределах эллипса с осями сох и соу,
Р= — ехр^— —]■ (8 6)
Эксцентриситет (сжатие) эллипса ошибок зависит от соотношения ох и о„, а его ориентации зависит от угла пересечения ЛП и наличия корреляции погрешностей X И I/.
Полуоси эллипса (при с=1) могут быть легко найдены после опреде лення их суммы и разности:
где Or, оу СКП измерения навигационных параметров, gi, g2 — градиенты; ш — угол пересечения ЛП.
Рис. 8.2. Эллипс ошибок: 1.2 — линии положения |
Угол ф между линией положения 2—2 и большой осью эллипса (см. рис. 8.2)
tg 2«f — sin 2(1)
= ———————————— • (8.8)
(Ou.
Угол (f откладывается всегда внутри острого угла ш между ЛП.
Средняя квадратическая радиальная погрешность (СКРП) рассчитывается как диагональ прямоугольника, построенного на полуосях эллипса ошибок;
Or =—~ У < + < • (8-9)
sin (1) ‘
где Opi, Орг— СКП определения линий положения.
Это более простая и более распро странснная по сравнению с эллипсом ошибок оценка точности определения
МС.
Формула (89) применима при независимых погрешностях измерении навигационных параметров. При наличии корреляции погрешностей с коэффициентом корреляции р
1
[ 0р1+ор.+2ра’’.ар, cosb)-
(8.10)
Вероятность попадания МС в круг радиуса г=соГ зависит не только от с, но и от угла пересечения ЛП ш и соотношения СКП определения ЛП ai>Jar.- При (0=90" и орі=орз данная вероятность составляет (при с— I) ЯКр=0,632. При Ърхфарг она изменяется в пределах 0,632 … 0.683.
В то время как эллипс ошибок дает возможность оценить погрешность определения МС по любому заданно му направлению, с помощью СКРП этого сделать нельзя. В этом случае часто допускают, что погрешности on ределения МС имеют круговое распределение (оно имеет место лишь при и>=90°, op^opJ. В этом случае СКП определения МС по любому направлению
ох=ог/У2 0,71 ог. (8.11)
<7* 4- |
*г=[ СГ h + ІГ-а^ (8.12)
где D — удаление до радиомаяка; o„ — СКП пеленга берется в радна пах.
Для УРНС формула (8.9) примет
нил
1
а, = ———- X
Sill О)
где (Тп. оП —СКП измерения первого и второго пеленгов, рад: Dt. 02 — удаления ВС от ра диостннцнй; ш угол пересечения пеленгов.