Построение рабочих областей радионавигационных систем

Рабочие области угломерно-даль — номерной (УД) PH С. Для построе­ния рабочей области по заданной точ ности МС необходимо знать: СКП

измерения пеленга и дальности о„ и (То, допустимую радиальную погреш ность гД(1„ определения МС И COOT ветствующую ей вероятность Рг, вы соту полета Н и высоту антенны ра — лиомаяка /іа, а для горной местности также высоту и удаление прспятст

image80

Рис. 9.1. Рабочая область УД РНС но заданной точности определе­ния МС

вий в различных секторах по азимуту от радиомаяка

Построение рабочей области осу­ществляется в следующем порядке: определяется минимальная саль­ность действия

рассчитывается максимальная дальность действия но формулам, приведенным в гл. 4:

рассчитывается допустимая сред­няя квадратическая радиальная по­грешность

_______ гДОН_________

1/ — IП (I рг) ‘

Рассчитывается дальность кривой равной точности

^прі

где гг,, — берется в радианах. Для не ревода On из градусной меры в ради энную необходимо ее умножить на 0.0175.

строится на карте область приме нения УД РНС. Для этого проводятся окружности радиусом Dmi„ в Dmax (для равнинной местности). В горной местности Dpiax проводятся соответ­ствующими радиусами по секторам. Область применения (возможного получения навигационной информа­ции) ограничена кривыми D ши, и 0„1ах (рис. 9.1);

наносится кривая равной точности в виде окружности с радиусом D,,„T и отмечается рабочая область. Ома включает в себя все точки, которые ограничены кривой DM, T и одновре­менно принадлежат области приме пения, лежащей между Draiu и

Если МС пре шолагаетси опреде­лять графически, то в значениях o« и о„, используемых для расчета Д, Гт, могут быть учтены погрешности про­кладки пеленга и дальности на карте.

Рабочие области УД РНС по тре­буемой точности контроля пути по направлению и дальности строятся в аналогичной последовательности, но кривые равной точности в этом слу­чае не бу дут являться окружностями. Их удаление от радиомаяка будет

Подпись: Рис. 9.2. Рабочая область УД РНС но заданной точности контроля пути по направлению зависеть от значения путевого пелен га самолета ППС=Пс—(5:

^крт, —

1 а’л„п~Ч-(°л5,пППС)2

0,0175о®п cosnnC

(9 II)

^кртя —

) ^д„п-а2р~(<тосо8ппс)2

0,0175° о°„ sin ППС

(9 12)

г, е %п. г %ш,— допустимые СКП контроля пути по направлению и дальиости;0/-р. о*р—СКП определе­ния частноортодромических коорди­нат радиомаяка.

Рабочая область УД РНС по тре­буемой точности контроля пути по направлению (0гдоп) приведена на рис. 9.2.

Рабочая область угломерной РНС.

Для построения рабочей области по точности определения МС с помощью двух наземных станций необхотимо иметь следующие исходные данные: допустимую радиальную погрешность Гдеп определения МС и соответствую­щую ей вероятность Рг, СКП опреде­ления пеленга ВС с помощью каждой из станций аПі и onj. базу (расстоя­ние между станциями) В Построение рабочей области может осуществлять­ся графоаналитическим путем (с ис­пользованием шаблонов) и расчетным (с использованием программируемых ЭВМ)

Построение рабочей области с по­мощью шаблона:

определяют минимальную и мак­симальную дальности действия. При­нимают Dmn—H, а Дтах — в зависи­мости от мощности используемых станций и чувствительности бортовой приемной аппаратуры;

определяют допустимую СКРП 0гдо,, по формуле (9.9);

рассчитывают коэффициент, раз­ный отношению СКП определения пе­
ленга с помощью первой и второй станций:

п~°п,/0ц,- (9 13)

В качествеоПі принимается меньшая из СКП, т е. пЗї 1;

рассчитывают коэффициент

k =%„„/(flfTn,-0.0175). (9.14)

где оПі берется в градусах;

выбирают шаблон (рис. 9.3), соот вегствующий значению, наиболее близкому к рассчитанному. На ием отыскивают кривую равной точности, соответствующую рассчитанному зна­чению к. При отсутствии такой кри­вой она может быть нанесена на шаб­лон путем интерполяции между кри­выми, соответствующими соседним значениям к,

с помощью нанесенных на шаб­лон радиальных линий снимают коор динаты кривой равной точности в биполярной системе координат. Для этого, задаваясь значениями угла 0і с вершиной в точке расположения первой станции и отсчитываемого от линии базы, определяют значення уг­ла 02 для точки пересечения кривой равной точности и рздиальной линии

1. Значения 01 (выбираемые обычно через 10°) и соответствующие ИМ 02 сводят в таблицу. В случае когда ра­диальная линия, соответствующая уг­лу в,, пересекает кривую равной точ-

ностн дважды, одному значению бу­дут соответствовать два угла: в и в;;

по полученной таблице углов О, и Н2 на карту наносят кривую рав­ной точности, а также кривые Droiu и Dmax. Рабочая область УРНС ле­жит в пределах кривой равной точно сти с учетом ограничений Dmin и Стах. Вторая половина рабочей об­ласти получается построением фигу­ры, симметричной первой относитель но линии базы (рис. 9.4).

Для построения рабочей области расчетным путем с помощью ЭВМ может быть составлена программа вычислений, позволяющая определять границы рабочей области в любой удобной системе координат (геогра­фической, прямоугольной н т д.).

При равноточной пеленгации от двух станций (л І, оПі~ onJ рабочая

область УРНС обладает следующими свойствами

рабочая область симметрична от­носительно линии базы н относитель­но линии, проходящей через середину базы перпещикулярно к ней;

при значениях Л^0,0175 кривые равной точности проходят через обе

станции, а при £<0,0175 замыкаются, не проходя через них;

минимальная погрешность опреде­ления МС достигается в двух точках на перпендикуляре к базе, в которых угол пересечения линий положення равен 109,5°. При этом

где аП — в градусах.

При неравноточной пеленгации (л>1, оПі^=аПі) кривые равной точно­сти несимметричны относительно пер­пендикуляра к базе н смещены в сто­рону станции с большим значением оп. В эту же сторону смещена точка с минимальной погрешностью опреде­ления МС.