РАЗМЕЩЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Группы регламентных работ размещаются в специ­ально оборудованных помещениях, расположенных вбли­зи рулежных дорожек, в районе мест стоянок самоле­тов на удалении от них не менее 150 м,

Комплекс зданий и сооружений авиационной ремонт­ной мастерской включает:

— здание для групп регламентных работ и слесарно­механической группы с необходимыми вспомогательны­ми и бытовыми помещениями;

— ангар или открытую площадку для выполнения

регламентных и ремонтных работ непосредственно на са­молетах; • —

— открытые площадки или навесы для специальных автомобилей и наземного оборудования.

Опыт показал, что для выполнения регламентных ра­бот по самолету и двигателю, особенно таких трудоем­ких работ, которые связаны с расстыковкой фюзеляжа, заменой двигателя, контрольной проверкой уборки и вы­пуска шасси, необходимы ровные площадки с твердым покрытием. Исходя из этих соображений, около помеще­ний авиационной мастерской оборудуется специальная площадка для самолетов, находящихся на регламентных работах.

Планировка и оборудование рабочих площадок в зна­чительной мере зависят от типов самолетов, базирую­щихся на данном аэродроме, но все они должны отвечать определенным требованиям, которые в основном сводят­ся к следующему:

1. Площадка должна иметь твердое искусственное покрытие.

2. Подъездные пути, расположение и размеры рабо­чей площадки должны позволять:

— свободный подъезд и отъезд специальных машин;

— буксировку и разворачивание самолетов;

— одновременное размещение двух самолетов одно­моторных или одного — двух самолетов двухмоторных;

— размещение необходимого наземного оборудова­ния и снятых с самолета двигателей, капотов, сидений, удлинительных труб и т. д.;

— производить запуск и опробование двигателей, а также проверку на специальной площадке радиолока­ционного оборудования.

3. Рабочая площадка должна быть оборудована пере­носными верстаками, стеллажами, стремянками, подъем­никами, ложементами для укладки снятых с самолета агрегатов, а также другими приспособлениями, облег­чающими труд специалистов и повышающими качество выполняемых работ. Необходимо оснащать площадки линиями водоснабжения и электроснабжения, сжатым воздухом и дренажно-канализационными системами.

4. На площадке должен быть противопожарный пост с углекислотной установкой и переносными огнетушите­лями. В последнее время получает распространение так называемая доковая система выполнения регламентных и ремонтных работ. Док представляет собой хорошо обо-

рудованную’ рабочую площадку, позволяющую осущест­вить полный комплекс механизации труда в процессе выполнения регламентных и ремонтных работ на само­лете. . • . • … .

На рис. 3.1 показана схема дока для обслуживания многоместного тяжелого самолета. Доки оборудуются подвижными и неподвижными платформами, окружаю-

Рис. 3.1. Схема дока для обслуживания многоместного тяжелого

самолета. •

щими самолет и создающими необходимые удобства для выполнения работ. Оснащаются они современными тех­ническими средствами — электрогидроподъемниками, электро — и пневмогидроинструментом для проверки си­стем самолетов, современными контрольно-дефектацион — ными устройствами, машинной моечно-очистительной аппаратурой и другим оборудованием, в результате чего возможно существенное повышение производительности труда и качества выполняемых работ.

Доки могут быть открытые (вне помещения) и закры­тые (в ангарах). В зависимости от возможностей и кон­структивных особенностей самолетов они выполняются крыльевыми, носовыми или комбинированными, охваты­вающими почти весь самолет.

В доках оборудуются служебные, складские и быто­вые помещения.

Конструкция дока должна позволять его перебазиро­вание любыми видами транспорта.

Ангары и доки как открытые, так и встроенные в зда­ния (ангар-доки), а также в необходимых случаях усо­вершенствованные тепляки являются одним из основных

J5I

средств повышения производительности труда, поскольку они не только облегчают условия труда, но и обеспечи­вают повышение качества, создают важнейшую предпо­сылку для внедрения механизации работ и, наконец, обеспечивают сокращение длительности цикла выполне­ния регламентных и ремонтных работ.

Типовыми производственными помещениями авиаци­онной ремонтной мастерской могут быть:

1. Стационарные здания и ангар-мастерские различ­ных классов, построенные с учетом класса и назначения аэродрома.

2. Сборно-разборные помещения для ремонта само­летов в полевых условиях, которые включают:

— комплект из сборных или сборно-разборных про­изводственных помещений и ангаров облегченного типа;

— в отдельных случаях ангар-мастерскую в виде ан­гара с пристройками, в которых предусматривается раз­мещение производственных и вспомогательных поме­щений.

3. Специальные прицепы с универсальными кузовами и передвижные тепляки.

4. Подвижные контрольно-ремонтные средства для выполнения регламентных работ.

На рис. 3.2 показана возможная планировка типово­го здания авиационной ремонтной мастерской с ангаром.

Для быстрого и высококачественного выполнения ре­гламентных работ большое значение имеют умело проду­манная организация и рациональное оборудование рабо­чих мест. Последние организуются как на рабочей площадке авиационной ремонтной мастерской для вы­полнения работ непосредственно у самолета или на са­молете, так и в специальных помещениях для выполне­ния работ, связанных главным образом с применением контрольно-измерительной аппаратуры и стендов.

Стенды, контрольно-измерительная аппаратура, при­способления и инструменты в помещениях размещаются с таким расчетом, чтобы каждому специалисту, как пра­вило, было определено свое рабочее место.

Количество рабочих мест определяется, исходя из имеющихся установок и стендов, а также из объема ра­бот, которые предстоит выполнить на агрегатах, снятых с самолетов.

Размер площади рабочего места определяется назна­чением последнего и габаритами оборудования. * Оборудование данного рабочего места может в каж­дом отдельном случае видоизменяться в зависимости от конструкции авиационной техники, поступающей на рег­ламент, характера выполняемых операций и т. д.

Рис. 3.2. Возможная’ планировка типового здания авиационной ре­монтной мастерской с ангаром

У каждого рабочего места вывешивается инструкция о правилах его содержания и ухода за ним, а также таб­личка с фамилией лица, ответственного за него.

Для быстрого освоения и грамотного выполнения спе­циалистами регламентных и ремонтных работ на рабо­чем месте должна находиться необходимая технологи­ческая документация (схемы и таблицы с техническими данными проверяемых приборов и агрегатов, правила проверки и пользования контрольно-измерительной аппа­ратурой, инструкции по эксплуатации и т. д.).

Верстаки иа рабочих местах выполнены с расчетом хранения в них во время работы инструмента и приспособлений и документации.

Типовыми установками группы регламентных работ по самолету и двигателю могут быть:

— установка для проверки и регулировки агрегатов топливных систем;

— установка для проверки и регулировки агрегатов воздушных систем;

— установка для проверки и регулировки агрегатов гидравлических систем;

— установка для промывки различных фильтров;

— установка для подзарядки и контроля углекислот­ных баллонов;

— установка для регенерации силикагеля и др.

Во время работы на самолете специалисты группы пользуются переносными столиками и стеллажами для размещения на них инструментальных ящиков, рас­ходного материала и снимаемых с самолета агре­гатов.

Для переноски в лабораторию снимаемых с само­лета приборов специалисты группы пользуются специаль­ными чемоданами с секциями для каждого прибора, что предохраняет от повреждения корпуса, штепсельные разъемы и штуцера приборов при переноске.

Типовыми переносными приспособлениями, используе­мыми в группах регламентных работ по самолету и дви­гателю являются:

— приспособление для съемки, транспортировки, раз­борки и сборки колес;

— приспособление для внутренней консервации авиа­ционных двигателей;

— приспособление для промывки и смазки шарнир­ных узлов шасси;

— приспособление для проверки герметичности ка­бин и систем подвесных баков;

— комплект оптических и осветительных приборов для осмотра труднодоступных мест;

— комплект угломеров для замера отклонения рулей;

— тензометры для замера натяжения тросов систе­мы управления;

— приспособления для контроля и зарядки аморти­зационных стоек шасси, гидроаккумуляторов и др.

Типовыми установками группы регламентных работ по авиационному оборудованию являются:

— установки для проверки мембранно-анероидных приборов и навигационных индикаторов;

— установки для проверки компасов, указателей по­ложения закрылков, гироскопических приборов, электри­ческих топливомеров, электрических манометров, термо­метров, электрических гироскопических приборов и рас­ходомеров топлива;

— гидравлическая установка для проверки мано­метров; . .

— контрольная тахометрическая установка и др.

В табл. 3.4 приведено возможное распределение оборудования по рабочим местам в производственных помещениях других групп.

Таблица 3.4

Группа регламентных работ по радиоэлектронному

оборудованию

Группа слесарно-механические работ

Слесарно-ме- 1. Токарно-винторез — ханическое от — ный станок, деление

лис

Г

Основное оборудование

Назначение рабочих мест

/

Электрогазо-

2. Настольно-сверлиль­ный станок.

3. Электрозаточные станки.

4. Гидравлический пресс.

5. Твердомер.

6. Передвижная ком­прессорная установка.

7. Верстаки.

8. Стеллажи

2. Выполнение слесар­ных, медницких и жестя­ницких работ.

3. Выполнение заточ­ных работ.

4. Запрессовка, бы — прессовка и гибочные работы.

5 Контроль твердости металлов.

6. Производство сжа­того воздуха

1. Электросварочный

1. Выполнение свароч-

сварочное отде-

агрегат.

ных работ.

ление

2. Ацетиленовый гене­ратор.

3. Металлический стол..

4. Кузнечный горн с наковальней.

5. Муфельная печь. ,

6. Стеллаж

2. Выполнение кузнеч­ных работ.

3. Выполнение терми­ческой обработки мелких деталей

Отделение по-

1. Окрасочное обору-

Выполнение покрасоч-

краски

дование.

ных работ

2. Верстак.

3. Стеллаж.

4. Вентиляционная установка

Примечание. Ацетиленовый генератор должен находиться в специальном помещении, отделенном от сварочного помещения капитальной стеной.