Разработки студенческих конструкторских бюро

Подпись: ДП ТА "Э іектро iem-2 "

В Советском Союзе, а позднее и в России в студенческих конструктор­ских бюро Московского авиацион­ного института (МАИ). Казанского авиационного института (КАИ). Куйбышевского (Самарского) авиа­ционного института (КуАИ), Харь­ковского авиационного ннсінтуїа (ХАИ), Ленинградского института авиационного приборостроения (ЛИАП. ныне — Государственный университет аэрокосмического при­боростроения, ГУАП) велось проск і н- рованис и и гоговленне малораз — мерых ДПЛА, оснащенных поршне­выми двигателями и в отдельных случаях реактивными пульсирую­щими двигателями или электродви­гателями.

В учебных институтах работы проводились в разное время и с разным успехом. В общем, с начала 1960-х годов, создано несколько десятков типов малоразмерных ДПЛА как с несущим крылом, гак н с несущим витом. Все построенные ДПЛА. как правило, имели малый радиус дейст­вия (в пределах прямой видимости оператора для визуального контроля прост рапсі венного положения аппа­рат) и предназначались для атмос­ферных исследовании, аэрофотосъем­ки и карюграфнп, использования с сельском хозяйстве, на рыбных промыслах и в ннісрєсах обеспечения связи. Малоразмерные летаген. ные аппарат разработки СКВ позволя­ют с большой эффект ивносп. ю вы­полнять работы над городами на высотах ниже 300 м, где полеты пилотируемой авиации невозможны, для исследований загазованности, дымовых шлейфов, над действу ю — НЦ1МП вулканами, для выполнения природоохранных мероприятии…

С точки зрения сегодняшнего дня многие летательные аппарат сту­денческих КБ соответствуют уровню радиоуправляемых игрушек. Однако не следует забывать, что эти "Игру­шки" создана тнсь в опытном порядке на достаючпо высоком технологи­
ческом уровне. Студенты и их руко­водители были в полной мерс перво­проходцами не только в области разработки собственно летательных апаратов, по и при разработках бортовой аппаратуры управления и автоматики, двигателей, целевой нагрузки.

Ь(‘( пи. потные штпприты
fоснове КОГО
аинационпого
циститу та [5] [6]

Наибольший опыт в постройке ДПЛА различного назначения имеют студенческие конструкторские бюро Московского авиационного инсти­тута, которые выпускали радио­управляемые лета гельиые аппараты с начала 1960 годов. Иногда ДПЛА, выпущенные в разные годы или разными КБ имели одинаковые названия.

Первый комплекс СКБ, объедн — нспных общей работой, был создай в МАП в 1962 году для разработки
проекта "Синица" — автоматического летательного аппарата-фотораз- ведчнка с дальностью полета 50 км. В 1962 году в СКБ-1 МАИ под руко­водством В. П.Махрова и И. И.Топоро — ва спроектировало и построило прототип "Синицы", в 1962-1964 годах была построена опытная партия самолетов. Старт ДПЛА типа "Си­ница" осуществлялся с катапульты, установленной на автомобиле типа ГАЗ-69, посадка обсспечнваласьза счет использования парашюта. Аппарат с размахом крыла 4 м и взлетной массой 60 кг оснащался двигателем К-125 мощностью 6,5 л. с. Малогабаритный автопилот спроскшрован в СКБ-3 (начальник — К. В.Розенбейм. руко­водитель — В. И.Козлов).

В 1977 году начато проекти­рование, а в 1978 году под руко­водством А. Павлова вСКБ-306 МАИ была создана и непышна модель "Э ісклри. іет-І ".оснащеннаястандарт­ным элекгродвшагелем мощностью 170 Вт. Модель показала реальность создания ДПЛА. обладающих ско-

Подпись: ПИЛА '602-01" Подпись: ЦПЛА '602-02" росіью полета 50-65 км/ч, с электро­моторами

"Электроде!-2" — в торой из серин радиоуправляемых ДПЛА с электро­двигателем — построен с применением специа илю разработанного сотруд­никами научных подразделений ннсіиіуга злекірооборудовання и в 1979 году совершил несколько десятков испытательных полетов. В воздухе бы ні испытаны два варианта элек­тродвигателей мощностью до 1 кВт: "форсированный" коллекторный и
бссколлекторнын. Практическое использование аппараіа с размахом крыла 3800 мм кроме изучения параметров загрязнения атмосферы предполагало его применение для распыления мнкроудобреннй. В зависимости отрежнма полета ДП ПА мог находи і ься в возду хс от 15 минут до 1 часа. Полезная нагрузка достигала ве нічним 2 кг.

Следующая модель — "Элсктро — лет-3” — разработана в СКБ-306 МАИ в 198 2 году и пре дназначена д. ія забора
проб воздуха в районах выбросов химических и нефтеперерабатываю­щих комбинатов, распыления микро — удобрений (полезная нагрузка — 5 кг). Планер аппарата традиционной самолетной компоновочной схемы изготовлен из полимерных матери­алов. Над крылом аппарата (размах — 3200 мм) размещен элсктродвигатепь с толкающим випгом. Максимальная скорость аппарата — до 80 км/ч, максимальная высота полета — около 2000 м. При создании бортовой аппаратуры к работам привлекался Институт прикладной геофизики.

Дистаниионио-пилотирусмые аппараты, разработанные в СКБ-602 МАИ подруководст вом В. Е.Всйтина, отличались разнообразием исполь­зованных компоновочных схем II использованием двигателей, спроек­тированных и изготовленных в СКБ-203 под руководством В. П.Зуева.

Аппарат "602-01" построен в 1976 году и предназначался для отработки принципов управления. Для его стартов в 1977 году (всего выполнено пять полетов) применялась катапульта ферменной конструкции, а для посадки — трехточечное шасси.

ДПЛА "602-02" проектировался и строился уже как аппарат пригод­ный для использования в народном хозяйстве страны. "602-02" предназ­начался для проведения крупномас­штабной аэрофотосъемки (применя­лись фотоаппарат или телекамера), патру шрования автомагистралей. В ходе испытаний, проведенных в 1978 году, было выполнено три полета. Для старта ДПЛА применялась пере­возимая катапульта ферменной конст­рукции. Посадочное устройство было выполнено в двух вариантах: для посадки на ровную площадку — трех — точечнос шасси, для посадки на неподготовленной местности — сеть.

Испытания вертикально взле­тающего ДПЛА "602-03" (взлетная масса 42 кг) в двух модификациях проводились в 1979-1980 годах. Для осуществления старта использовалась пусковая установка оригинальной конструкции. В 1979 году был пост­роен и прошел испытания аппарат "602-04" со взлетной массой 38 кг, в конструкции которого были исполь­зованы элементы ДПЛА "602-03". Для запуска аппарата использовалась наклонная катапульта с пневморе — зиновым приводом, посадка ДПЛА осуществлялась в сеть. На аппаратах "602-03" и "602-04" масса полезной нагрузки, включая аппаратуру ра­диоуправ ІСІІИЯ. составляла 6 кг.

Разработки студенческих конструкторских бюро

ЦІПА -602-05"

 

Разработки студенческих конструкторских бюро

ЦПЛА "602-03

 

Проект ДГ1ЛА "602-05”, разра — ботаинынв 1981 году, предусматривал создание многоцелевого вертикально взлетающего аппарата со взлетной массой 246 кг. Телевизионная аппа­ратура, расположенная в носовой части, должна была обеспечить возможность управления при гори­зонтальном полете аппарата вне зоны прямой видимости оператора.

По схеме "летающее крыло" раз­работаны следующие проекты ДПЛА. вертикально взлетающнн "602-06" (1982 год, взлетная масса 337 кг),

 

ЦПЛА "602-04

 

предназначенный для отработки принципов пилотирования аппаратов предыдущих проектов.

Под руководством А Васильева, а с 1983 года — В И Козлова, в СКВ

 

двхдвпгательнын вертикально взле­тающий "602-07" (1983 год, взлетная масса 295 кг) и двухдпнгатезьный аппарат "602-08" (1984 год, взлетная масса 38кг) с каіап>льтным стартом.

 

Разработки студенческих конструкторских бюроРазработки студенческих конструкторских бюро

Подпись: МЛА-5 и МЛА-3 Подпись: МЛ А-8 Подпись:

малоразмерных летательных аппар­атов МАИ (СКВ МЛА) с 1978 года создавались МЛА для отбора проб воздуха над заводами и ГРЭС, иссле­дований загрязнения атмосферы пылью, окислами азота, серой, для применения в сельском хозяйстве. Разработано, создано и испытано 15 малоразмерных летательных аппа­ратов серин МЛА. Постройка всех МЛА велась с использованием стек­лопластика и лавсановой пленки.

Первый летавший МЛА-2 (раз­работка 1979 года) — зондировщнк атмосферы, запускавшийся с помо­щью резинового шнура. Забор проб воздуха для ана шза бортовой про­бообрабатывающей аппаратурой осуществлялся из зоны слабых аэро­динамических возмущений вынесен­ным вперед заборником. Для посадки на этом и нескольких последующих аппаратах использовались прово­лочные полозья-рессоры. МЛА-2 с размахом крыла 2,2 м, оснащенный двигателем "Радута-ЮР" мощностью

1.5 л с., бі. пі модифицирован в MjIA-3

В 1983-1984 годах под руко­водством С. В. Курочкина и Л. В. Кула­кова разработан и построен МЛА-5 — малоразмерный самолет повышенной
маневренности с улучшенными взлет­но-посадочными характеристиками для отбора проб пыли и газов в горнодобывающих карьерах. Оши — мизация бортового оборудования позволила при полезной нагрузке в 0,5 кг решать те же задачи, что и МЛА-2 с полезной нагрузкой I кг. МЛА-5 с двигателем "Радуга-ЮР” при размахе крыла 2,28 м имел взлетную массу 6 кг.

МЛА-6 — зондировщнк атмос­феры, разработка 1984 года экс­понировался на выставке НТТМ-84

МЛА-7 (1984 год. выпущен малой серией) и М1А-8 (1985 год) ■ оба с двигателем "Радуга-ЮР" — проекти­ровались и строились как зопди — ровщикп атмосферы в рудных карь­ерах. На МЛА-8 для спуска грузов (капсул с пробами воздуха) на ограниченную площадку испыты­вались роторные посадочные системы (РПС) с раскруткой ротора перед посадкой РДТТ Отличительной особенностью МЛА-8 была воз­можность старта с рук без исполь­зования катапульты. Аппараты МЛА-7 и МЛА-8 имели размах крыла 2,2 м, взлетную массу 6,5 и 6 кг соответственно.

МЛА-9 — аппарат многоцелевого назначения модульной конструкции с лвніателем МДС-Ю мощностью 3 л. с., чз о позволяеттрансформнровать ею в биплан, моноплан — разработан и построен в 1985 (1987) году под руководством А. М.Левшина. После проведения испытании МЛА-9 вы­пущен ма зон серией. Разработаны и отработаны варианты аэрофото — сьсмочный. подъема и сброса мало­размерных исследовательских моде­лей, моделей для отрабоїкн авто­матических систем управления и навигации; масса полезной нагрузки — 2 килограмма.

МЛ-10 разработан на базе МЛА-9 в 1988 году и при сохранении размаха крыта — 2,36 м отличался от последнею наличием большого фю­зеляжною отсека для размещения и последующего сброса испытываемых моделей роторных посадочных сис­тем. Взлетная масса уменьшена с Юдо

9,5 кг; полезная нагрузка -1 кг. против 2 кг у МЛА-9.

В конце 1980-х годов были разра — ботаны стартующие с катапульты зондировщики атмосферы МЛА-12 (разработка 1989 года, руководители — Л. В.Кулаков и А. М.Лсвшин) и МЛА-13 (многоцелевой беспилотный самолет, работы вели В. Г.Даншпок,

С. В.Курочкин). Оба ДПЛА осна-

Разработки студенческих конструкторских бюро Разработки студенческих конструкторских бюро
Подпись: МЛ А-16

Разработки студенческих конструкторских бюрощалнсь дви1 ателячи МДС-10 и имели полезную нагрузку 1 кг.

Разработки СКБ-МЛА МЛА-14 и МЛА-15 с двигателями “Тсрмик" прелназиачалисі. для использования в интересах сельского хозяйства, в частности для распыления чикро — удобрений — полезная нагрузка — 0,3 кг. МЛА-15(С. В.Курочкин, В. Г.Дани — люк) может транспортировать не­большие грузы — бактериальные препараты для борьбы с сельхоз — вредителями.

СКБ факультета летательных аппаратов МАИ в 1980 году пред­ставило проект самолета вертикального взлета и посадки с двигателем МАИ-

Разработки студенческих конструкторских бюро

ДІ1ЛА с двигателем МАИ-108

установленного в вертикальном поло­жении, и полет с набором высоты. Вертикальная посадка аппарата с использованием имевшейся аппара­туры управлення вызывала значи­тельные трудности.

БЛА, выполненный по схеме " летающее крыло”, с двигателем МА И — 108 мощностью 20 л. с. был представлен на испытания в начале 1980-х годов.

ВНИИБМЗР для разбрасывания три- хограмм в СКБ-АМ (авиамоделизма) МАИ в 1977 году создан беспи тот ими самолет. В 1978 году для тех же целей был создан телепилотируемый микро — вертолет, позднее — еще, как минимум, один самолет.

В последующее десятилетие в СКБ-АМ было спроектировано и построено более 10 аппаратов.

Подпись: ДПЛА, созданный в МАИ по заданию ВАСХНИЛ в 1978 году Разработки студенческих конструкторских бюроПодпись: ДПЛА, созданный в МАИ но заданию ВАСХНИЛРазработки студенческих конструкторских бюро

ДПЛА 01-01 с поршневым двига­телем "Рад} га-10“(СКБ-АМ мошност ыо

1,5 л. с.) при размахе крыла 3 м обтала і вз 1ЄТНОІ1 массой 11 кг н нес полезную нагрззку до 4 (5) кі Крейсерская скорость 70-100 км/ч.

ДПЛА 01-70 оснащался ситовой установко!! мощностью 10 л. с. с толкающим воздушным впитом. Аппарат обладал взлепюй массой 70 кг, полезная нагрузка — 20 кг. Испы — іання 1981 года показали возможность полета со скоростями то 180 км/ч.

ДПЛА 01-85 с двшагелем СКБ МАИ мошпосп. ю 4 л. с. при взлетной массе 25 кгтранспортнровал полезную наїрузку в 10 кг. Лстныс испытания поводились в 1985 і оду.

В 1984годувСКГ>-АМ В Мнхедаи А. Гречин разработали н построн їй ДПЛ "Комар” (одноименным ДПЛА “Комар" 1978 года описан ниже), оснащенный двнга гелем МАИ-250 (17 л. с.?) с толкающим вншом.

(ПЛА с гибким крылом АГК-1 для пове гения аэрофотсьсмкн мало­габаритными камерами и произ­водства 1СОЛО! оразведочных работ спроектирован в СКН-604 под руко — водсівом Г. П.Самарова и прошел испытания в 1981 году (в 1982 году модифицировано шасси — введено хвостовое колесо). По аналогичной схеме построен А ГК-2 с двиїаісісм "Рад} га-ЮР", а на его базе аппарат с тра ишионпым крылом ДІ1ЛА-02, оба со вз іеіііой массой около 5 кг.

1Ш1А-01 со взлет нон массой 50 кг, оенлшеннын двнгате іем "Дружба"х2 мощностью 9 л. с., пред — назшчеппып для проведения крупно — масш габион съемки местности пло­щадью 10×10 км с помощью аэро — фотоаппараіа АФА-39, разработан и изготовлен в 1983 ю. іу. Аппарат с размахом крыла 3 м обладал взле і пой скоростью 50 км/ч, крейсерской

Разработки студенческих конструкторских бюро

ДПЛА АГК-1
в варианте 1981 года


Подпись: 134ІІ6Р. СКИЛ бастион

Разработки студенческих конструкторских бюро

Подпись: Беспилотный аертолст ДИВ 100

Разработки студенческих конструкторских бюроПодпись: 135

Подпись: lH-GCKIlfi liAUTIiCII

скоростью — 100 км/ч. Авторы раз­работки Г. Г.Аджимамудов Г. П.Са­таров, В И. Симаков и футе.

Радиоуправляемые верные гы однороторнон и соосной схем проек — I проeajїй в МАИ В. Макеев. І І. Цнбіпов,

В. Власов. Основное назначение мик- ровертоле і ов — проведение сельскохо­зяйственных работ

В 1975 году в СКЬ-В МАИ на­чалось проектирование радиоуправ­ляемых моделей самолетов и верто- леюв тля рабо і в народном хозяйстве. Рабоїьі ведись в сої руднії чеезве с Кишиневским се іьскохозянст венным нноиіу’іом. проектировавшим уст­ройство для сбрасывания с боріа самолета миниатюрных шариков, наполненных трпхої раммамн.

Вертолет ЛІШ-ІОО конструкции

В. С.Александрова, предназначенный дія коні роля загрязнения окружа­ющей среды, наблюдений за НЭП, пефіс — п і азопроводами, пожарною надзора, ледовой и рыбопромыс­ловой разведки, прошел летные ис­пытания. 1 (рсдусмл грива іась возмож­ность оснащения вертолета гелевнзн одной аппаратурой и бортовой камерой кругового обзора мест нос ти, что де «сто возможным его исполь­зование вис зоны прямой видимое 1II.

В 1985 году под ру ководст ном С. Н.Пс — рслыгипа ДПВ-100 прошел доработ­ку. Взлетая масса вертолета около 100 к1, масса конструкции 70 кг, целе­вой наїрузкн — 25кг. Статический пото­лок — 1600 м. динамический потолок — 4000 м. скорост ь полета — до 175 км/ч.

В СКБ-В было сделано несколько радиоуправляемых вертолетов (Р> М-

На спичках справа (сверху вниз):

— ДПЛА АГК-1 в варианте 1982 года;

— ДПЛА АГК-2;

— Микровсртолст МАИ

Разработки студенческих конструкторских бюро

Подпись: Д11ЛА МІІВВА

Подпись:ВI, 1*5 М-В2 и другие) со взлстноіі массоп до 6 кг, которые были испытаны в полеіах и участвовали в соревнованиях.

Полруководсівом С И Псрелы — 1 нна в 1985 году были нача і ы работы по привязному всршкально взлета­ющему аппарату с системо» авто­матической сіабнлнзацин — МПВВА, управляемому по проводам с назем­ного пункта управления Первый полез аппара і а со взлез нон массой 18 кг, оснащенного трехфизным асинх­ронным двигателем, совершен в феврале 1989 года.

В 1980-х годах были построены радиоуправляемые верз очеім ГУМ В1 пРУМ-В2 со взлетной массой 4,2-4 8 кг

Испьплінія стартовавшей с рук модели малоразмерного дистан­ционно управляемого самолета прош­ли іегом 1979 года.

Подпись: невский г.дстион

В СКБ-103 МАИ им. Серю Орджоникидзе спроскз нрованы лета­тельные аппаразы с крылом в виде парашюза-крыла. У тельная нагрузка па крыло таких Л А допускає і набор

Разработки студенческих конструкторских бюро

Подпись: ДПЛА "Эльф-ДРазработки студенческих конструкторских бюроПодпись:Подпись:Разработки студенческих конструкторских бюроПодпись:высоты при использовании встречных потоков воздуха. В качестве сфер применения аппарата рассматрива­ются: точная доставка грузов постра­давшим при сбросе с самолета (вер­толета); исследования атмосферы при оснащении грузовою модуля систе­мой автоматического забора воздуха или телекамерой; патрульная служба. Аппарат разработан и испытан в 1982 году, в 1984 году макет аппарата демонстрировался на различных выставках. Кафедра 702 МАИ разра­ботала систему управления грузовых планирующих систем.

В 1976годувОСКБ-С (ОКБ-ЭС) МАИ начались работы по проек­тированию многоцелевого народно­хозяйственного самолета "Эльф" с двигателем "Нельсон” мощностью 48 л. с. (размах крыла — 6 м. взлетная масса — 330 кг). В 1979 году был испытан дистанционно управляемый вариант самолета "Эльф-Д", имевший некоторые конструктивные отличия от основного пилотируемого вариант а самолета "Эльф": вводились

фиксированные предкрылки. Отработка самолета и наземного пункта управления проводилась с 1980 гола "Эльф-Д" прошел испытания в ходе которых совершались взлеты и посадки самолета с колесным шасси на аэродроме, проведена отработка самолета в воздухе с двигателем меньшей, чем планировалось мощностью, что ускорило работы по самолету "Эльф". Наземный пульт управления ДПЛА был выполнен как традиционная кабнна пилота легкого самолета. Поворотпульта управления в направлении на ДПЛА осуществлялся электроприводом, синхронизированным с поворотом головы оператора “Эльф-Д" демонстрировался на выставке НТТМ-82. В пилотируемом варианте самолет с двигателем мощност ью 72 л. с. был впервые испытан в 1985 году.

ОСКБ-С с 1978 года вело разра­ботку многоцелевого (фоторазвед­чик, сельскохозяйственный) дистан­ционно пилотируемого самолета "Комар", работами руководили В. Соловьев и К. Жндовецкий. Соглас­но проекту полезная нагрузка распо­лагалась в быстросъемном головном модуле. Крыло аппарата — деревянной конструкции, с введением концевых шайб — стеклопластнковое. Запуск ДПЛА предполагалось осуществлять с наземной катапульты илиссамолета — ноеителя, посадка осуществлялась на спасательном парашюте ПЛГ1-60 на пневмомешок. Первый экземпляр


Многоцелевой ДПЛА Комар" (полетная и транспортная конфигурации) контейнер размерами 2,2 х I х 0,8 м (крылья и концевые шайбы "скла­дывались" с использован ием шарннр-
ных узлов с защелкивающимися фиксаторами крайних положений), перевод в полетную конфигурацию осушествлялся та 3-5 секунд, прн полетной массе 90 кг полезная наг­рузка достигала 30 кг. Два двигателя МП-5 суммарной мощностью 12 л. с. с приводом на общин вал вращали толкающий винт.

В 1970году В. П.Зуевыми В. Беля­ковым был спроектирован и построен дистанционно пилотируемый само­лет ЛЛ-01 "Рама" для проведения лет­ных испытаний двигателя МАИ-25 Модульность конструкции обеспе­чивала возможность проведения испытаний аналогичных двигателей в полете. Для повышения эффект ив — нос і її вертикального оперения был поставлен дополнительный киль с рулем повороіа. В ходе проведення испытании прн посадке ДПЛ А полу­чил повреждение. С нспользолапнем планера ЛЛ-01 позднее был создан ДПЛА "602-02".

ДПЛА ЛЛ-3 "Поган" со взлетной массой 12 кг и размахом крыла 3 м строился для проведення леї ных испытании двигателя МАИ-50. Пер­вые испытания ДПЛА производились прн запуске с рук, позднее взлеты производились асфаль гированной полосы (аппарат оснащался колесным шасси) и с катапульты. С исполь­зованием планера ЛЛ-03 позднее был создан ДПЛА "602-01".

Для проведения испытаний дви­гателей различных типов в 1988 году была изготовлена новая "летающая лаборатория" — "Синица” ДПЛА с размахом крыла 4 м и взлетной массой 58 кг испытывался в двухдвигателыюм вариаше с двигателем МАИ-50х2 мощностью 7 л. с.

В МАИ в 1980-х і одах была разработана беспилотная мишень с П’ВРД. Опыт ный экземпляр мишени взорвался во время проведения испы­таний.

В начале 1990-х годов МАИ выпустил рекламный листок с опп сан нем малоразмерного бсспшютної о аппарата с несущим шипом (взлетная масса 100 кг, полезная нагрузка — 25 кг), предназначенного для подтема, удержания и ориентации в прост­

Подпись:Подпись:ранстве аппаратуры различного назначения прн мониторинге харак­теристик воздушного бассейна и радиационной обстановки при конт­роле и фиксации оперативной обста­новки в прнлеї ающем регионе н т. п. Дистанционное пилотирование обес­печивает возможность использования аппарата в экстремальных условиях (высокий уровень радиации, пожаро­опасная обстановка и т. п ). По заявленным разработчиком данным аппарат должен обладать скоростью горизонтального поле і а — 120 км/ч, иметь практический потолок 1200 м при продолжи іельиости полета 0,5-

1,5 ч Длина аппарата — 2330 мм. ширина — 900 мм, высота -1200 мм, диаметр несущего винта — 2650 мм.

Разработки студенческих конструкторских бюро

Разработки студенческих конструкторских бюро

ДПЛА "Эльф-Д"

 

 

Основные характеристики ДП. ЛА, созданных в МАИ

Характеристики

РУС

"Синица"

РУС

РМ

"Электро­

лет-2"

"Электро-

лет-3”

АГК-1

АГК-2

ДПЛА-01

ДПЛА-02

Разработчик

СКВ МАИ

Состояние

опытные образцы

Год выпуска

1960

1968

1979

1982

1980

1981

1983

1983

Размеры, м:

— длина

4

1.8

1.9

2

• размах крыла

4

3.8

3.2

3

Площалькрыла. м-

0.94

Масса, кг:

— пустого аппарата

— взлетная

60

30

5

50

35

— нагрузки

25

2

5

Днигатель. тип:

пд

ПД

эд

ЭД

ПД

ПД

ПД

пд

— марка

К-125

К-175

(МАИ) :

"Дружба"

"Радуга — ЮР"

"Дружба"

"Радуга-ЮР"

— мощность, л. с.

6.5

12

1.36

1.36

2×4.5

1.2

2х 4.5

1.2

Длительность полета, ч

0.5

0.3

Скорость иолетая, км/ч

55-75

50-65

55-85

45-80

Характеристики

МЛА-2

МЛА-5

МЛА-7

МЛА-8

МЛА-Ю

МЛА-9

МЛА-12

МЛА-13

МЛА 14

МЛА-15

Разработчик

СКВ малоразмерных ЛА МАИ

Состояние

опытные образцы

Гол выпуска

1981

1983

1984

1985

1988

1987

1989

1989

1989

1989

Размеры, м:

• длина

1.9

2.1

2.0

2.0

2.0

2.0

2.1

2.1

1.12

1.52

— размах крыла

2.2

2.28

2.2

2.2

2.36

2.36

3.0

2.36

2.08

1.73

Площалькрыла. м’

0.8

1.36

1.36

1.36

1.5

1.5

0.9

0.75

0.5

0.6

Масса, кг.

• пуслого аппарата

5

4.5

5

5

7.5

7

— взлетная

7

6

6.5

6

9.5

10

8

9.5

5.1

4.7

-.нагрузки

1

0.5

0.5

0.5

1

2

1

1

0.3

0.3

Двигатель, тин:

пд

ПД

пд

— марки

"Радуга-ЮР’

мдс-ю

"Термик"

— мопшек ТІ*. Л. І.

1.2-1.5

3

3

Длительность полета, ч

1

Скорікті. полотая, км/ч:

35-70

25-50

25-55

55

70

90

90

90

140

130

Характеристики

ДПЛА

01-01

ДПЛА

01-09

ДПЛА

01-70

ДПЛА

01-85

"Рама"

"Комар”

СВВП

“Потаи"

СЛА

"Синица"

Разработчик

СКВ авиамоделизма МАИ

СКВ МАИ

Состояние

опытные образцы

Год выпуска

1978

1984

1981

1985

1970

1980

1980

1973

1988

Размеры, м

— длина

1.2

1.66

2.18

1.65

2.49

4.5

— ричмих крыла

3.0

1.86

3.0

2.34

3.1

3.2

3.01

4

Площалькрыла. м-

0.76

1.3

0.97

1.3

2.4

Масса, кг:

— пустого аппарата

7

20

12

— взлетная

11

9

70

25

: 39(>)

52

30

18.5

58

— нагрузки

4

4

20

10

8

Двигатель, тин

ПД

ПД

ПД

ПД

ПД

ПД

— марка

СКБ-АМ

СКБ-МАИ

МАИ-25

МАИ-250

МАИ-50

МАИ -50

— мощнт тв. л. с.

1.5

10

4

2

17

3

2×3.5

Скорость полотая, км/ч:

70-100

50 120

180

150

160

150

Подпись: говору с Главной геофизической бюро института началась в 1965 году. Беспилотный летательный аппарат КАИ-43 " Атчосфера-2' Подпись:Подпись: