Вероятность применения навигационных средств

Подпись: Рис. 9.3. Шаблон кривых равной точности УРНС (л=1) 82

Возможность применения навита цнонного средства зависит от нахож­дения ВС в области применения дан­ного средства, его технической ис­правности. вероятности обслужива­ния (для системы с ограниченной про-

Вероятность применения навигационных средств

пускной способностью), вероятности обнаружения и опознании источника информации, а также наличия помех.

При оценке вероятности приме­нения навигационного средства (НС) в заданной точке маршрута нахожде­ние ВС в области его применения яв­ляется событием неслучайным, так как заданная точка либо находится в области применения (в этом случае вероятность нахождения в области применения Роп = I), либо нет (Рои = = 0). Если оценивается вероятность применения НС в заданный момент времени, то вследствие неопределен ности МС вероятность нахождения п области применения лежит в предо лах 0<Роп<1 и записит от соотно­шения общей протяженности марш рута н суммарной протяженности участков, проходящих в пределах об ласти применения.

Влияние технической исправности навигационного средства на вероят­ность его применения. может быть учтено с помощью вероятности без­отказной работы. Под вероятностью безотказной работы Рь Р навигациои ного средства понимается вероятность того, что в определенном интервале времени ие произойдет отказа данно­го средства. При этом предполаїает — ся, что в начале рассматриваемого от резка времени навигационное средст­во исправно. Вероятность безотказной работы занисит от времени t и интен сивности потока отказов X. Посколь­ку Х=—— то вероятность безотказной

‘ ср

работы

Рб Р = ехр( —Х<)^

image83

где ТгР — среднее время наработки на отказ.

Вероятность обнаружения и опоз­нания источника навигационной ин­формации Роби зависит от аэронави гациоинон обстановки, метеорологиче­ских условий полета, опыта и квали­фикации членов экипажа. При ис пользовании АРК навигатор обязан настроить необходимую частоту н прослушать позывные радиостанции

image84

Рне. 9.4. Рабочая область угломер­ной РНС

При использовании астрономических средств небесное светило должно быть опознано. Осуществляя ориенти ровку с помощью бортовой РЛС не­обходимо идентифицировать наблю­даемые на экране объекты с ориенти­рами на карте. При недостаточном уровне профессиональной подготовки членов экипажа эти задачи могт быть И НЄ ВЫПОЛНеИЫ (Р. їГ. пЧ^І).

Вероятность применения навигаци оиного средства снижается и при на личин помех. Радиопомехи могут за труднить и даже сделать невозмож­ным использование радионавнгацион ных средств. Так, помехи при работе АРК могут приводить к резким коле­баниям стрелки, что сделает невоз­можным отсчет курсового угла ра­диостанции. Наличие облачности мо­жет препятствовать наблюдению свс гила в течение требуемого времени.

Вероятность нормального функ­ционирования навигационного средст­ва при наличии помех характеризует­ся ВелИЧИНОЙ Я„ом-

Для навигационных систем, обла дающих ограниченной пропускной способностью, необходимо учитывать вероятность обслуживания Р „Г. сл В

Подпись: ТпСслПодпись:данный момент ВС. Например, опера­тор наземной РЛС или АРП не мо­жет одновременно обеспечивать коор­динатной информацией более одного ВС. Если среднее время обслужива­ния одного ВС составляет в среднем (плсл. а запросы на обслуживание поступают в среднем через интервал времени /заи, то вероятность обслу­живания в заданный момент времени

________ 1

I 4* (^обсл *зан)

Если в рабочей области системы одновременно находится А’ ВС и каждое запрашивает информацию в среднем через время Т, то

tзап Т/М.

При отказе в обслуживании ВС запрос может быть повторен. Вероят­ность того, что будет обслужен хотя бы одни из п сделанных запросов

Т0Сслп 1—(I—Яовм)"

Если рассматривать все перечис­ленные факторы как независимые, то вероятность применения навигацион­ного средства может быть прибли женно оценена как

Р«Р1 Роп Яср ^пом Робел — (9-17)