Вероятность применения навигационных средств
Возможность применения навита цнонного средства зависит от нахождения ВС в области применения данного средства, его технической исправности. вероятности обслуживания (для системы с ограниченной про-
пускной способностью), вероятности обнаружения и опознании источника информации, а также наличия помех.
При оценке вероятности применения навигационного средства (НС) в заданной точке маршрута нахождение ВС в области его применения является событием неслучайным, так как заданная точка либо находится в области применения (в этом случае вероятность нахождения в области применения Роп = I), либо нет (Рои = = 0). Если оценивается вероятность применения НС в заданный момент времени, то вследствие неопределен ности МС вероятность нахождения п области применения лежит в предо лах 0<Роп<1 и записит от соотношения общей протяженности марш рута н суммарной протяженности участков, проходящих в пределах об ласти применения.
Влияние технической исправности навигационного средства на вероятность его применения. может быть учтено с помощью вероятности безотказной работы. Под вероятностью безотказной работы Рь Р навигациои ного средства понимается вероятность того, что в определенном интервале времени ие произойдет отказа данного средства. При этом предполаїает — ся, что в начале рассматриваемого от резка времени навигационное средство исправно. Вероятность безотказной работы занисит от времени t и интен сивности потока отказов X. Поскольку Х=—— то вероятность безотказной
‘ ср
работы
Рб Р = ехр( —Х<)^
где ТгР — среднее время наработки на отказ.
Вероятность обнаружения и опознания источника навигационной информации Роби зависит от аэронави гациоинон обстановки, метеорологических условий полета, опыта и квалификации членов экипажа. При ис пользовании АРК навигатор обязан настроить необходимую частоту н прослушать позывные радиостанции
Рне. 9.4. Рабочая область угломерной РНС
При использовании астрономических средств небесное светило должно быть опознано. Осуществляя ориенти ровку с помощью бортовой РЛС необходимо идентифицировать наблюдаемые на экране объекты с ориентирами на карте. При недостаточном уровне профессиональной подготовки членов экипажа эти задачи могт быть И НЄ ВЫПОЛНеИЫ (Р. їГ. пЧ^І).
Вероятность применения навигаци оиного средства снижается и при на личин помех. Радиопомехи могут за труднить и даже сделать невозможным использование радионавнгацион ных средств. Так, помехи при работе АРК могут приводить к резким колебаниям стрелки, что сделает невозможным отсчет курсового угла радиостанции. Наличие облачности может препятствовать наблюдению свс гила в течение требуемого времени.
Вероятность нормального функционирования навигационного средства при наличии помех характеризуется ВелИЧИНОЙ Я„ом-
Для навигационных систем, обла дающих ограниченной пропускной способностью, необходимо учитывать вероятность обслуживания Р „Г. сл В
данный момент ВС. Например, оператор наземной РЛС или АРП не может одновременно обеспечивать координатной информацией более одного ВС. Если среднее время обслуживания одного ВС составляет в среднем (плсл. а запросы на обслуживание поступают в среднем через интервал времени /заи, то вероятность обслуживания в заданный момент времени
________ 1
I 4* (^обсл *зан)
Если в рабочей области системы одновременно находится А’ ВС и каждое запрашивает информацию в среднем через время Т, то
tзап Т/М.
При отказе в обслуживании ВС запрос может быть повторен. Вероятность того, что будет обслужен хотя бы одни из п сделанных запросов
Т0Сслп 1—(I—Яовм)"
Если рассматривать все перечисленные факторы как независимые, то вероятность применения навигационного средства может быть прибли женно оценена как
Р«Р1 Роп Яср ^пом Робел — (9-17)