Эргономические характеристики навигатора
Качество самолетовождения зависит ие только от используемых технических средств, но и в значительной мере от навигационной деятельности экипажа на борту. В связи с этим на всех стадиях подготовки и выполнения полетов необходимо учитывать возможности и характеристики деятельности человека как оператора навигационных систем
Вопросы оптимального распределения функций между человеком И машиной (навигационным оборудованием), рациональной организации рабочего места навигатора рассматриваются и решаются на всех стадиях проектирования ВС. При эксплуатации воздушного транспорта, непосредственно при выполнении полета и пои подготовке к нему каждый член экипажа должен хорошо знать и учитывать психофизиологические особенности деятельности навигатора
Главный анализатор человека, посредством которого он получает основной поток поступающей информации,— зрение. В поле зрения человека различают центральную зону (примерно 4°), где наиболее четко различаются детали, зону ясного видения (30… 35°), где при неподвижном глазе можно опознать объекты, не различая детали, и зону периферического зрения (75 … 90°), где предметы обнаруживаются, но не опознаются Главные индикаторы должны располагаться в зоне ясного видения назигатора. Разрешающая способность зрения (минимальное расстояние между двумя раздельно воспринимаемыми объектами) при нормальной освещенно сти составляет Г.
Бремя полной его адаптации (приспособления) от света к темноте составляет 40 … 60 мин. Это необходимо учитывать при визуальной ори ентировке ночью и по возможности не включать свет в кабине. Время адаптации навигатора от темноты к светр составляет 5 … 10 мин. При освещении кабины красным светом снижается производительность труда оператора (до 76%).
Шум оказывает отрицательное влияние на навигационную деятельность. Сильный шум снижает иа 5 … 12% производительность труда, остроту зрения и зрительную реакцию в темное время, нарушает восприятие визуальной информации. При передаче информации с помощью человеческой речи уровень шума должен быть ниже звука речи не менее
чом на 10 дБ, что в. іечет за собой не обхоінмость пользования СПУ. Влия нне шума неоходнмо учитывать при передаче речевой информации. Нежелательно, чтобы фраза превышала 9 слов, ие считая нитексов и позывных. Наиболее значащие слова необходимо располагать в первой трети фразы. В разрешающих командах разрешение следует давать в конце, после содержания действия, а в за прешаюших — наоборот. Точнее опознаются слова с ударением на последнем слоге. Распознаваемость слов повышается, если они начинаются с гласной.
При оценке точности навигзцпон пых определений необходимо, кроме погрешностей измерений, учитывать и погрешности считывания информации с индикаторов. При использовании стрелочных индикаторов возмож на систематическая погрешность из за параллакса, зависящая от положення глаза оператора. Случайная погрешность считывания характеризуется средней квадратической погрешностью, составляющей примерно 0,3 от цены деления.
Временные характеристики деятельности навигатора имеют важное значение. Время считывания инфор мании с индикатора составляет 0.6 … 1.5 с, фиксация загорания или погасання индикатора 0,28 с. Поиск, вое приятие и декодирование информации в целом занимаю! 5… 10 с, принятие решения 15… 35 с, а его выполнение 5… 10 с. При ухудшении условий деятельности (в сложной ситуации) время увеличивается на 20%, а в экстремальной ситуации — на 50% н более
Временные характеристики деятельности навигатора определяют и его временную загруженность в полете. которой называется отношение суммарного времени его занятости ко всему рассматриваемому интервале времени. Для нормальных условий деятельности временная загружен ность не должна превышать 0,4 …0,6. Она зависит от условий деятельности (протяженности участков маршрута, состава навигационного оборудования), технологии навигационной рабо ты (навигационного плана полета) и характеристик навигатора (его психофизиологических свойств, опыта и квалификации).
При возникновении дефицита вре менн в полете, а также ситуаций, требующих ответственных решений, v членов экипажа возникает состояние повышенной эмоциональной на пряженности. Увеличение эмоцнональ ной напряженности ведет к измене нню как ере шей длительности опера ций, так и вероятности ее успешного выполнения. Длительность выполне ния операции при возрастании напря женности сначала несколько уменьшается (за счет мобилизации, повыше ния собранности навигатора), а затем наступает срыв (резкое увеличение дли дельности). Вероятность безошн бочного выполнении операций вначале несколько увеличивается, а затем (при напряженности выше некоторого критического значения) падает. При сре шей напряженности вероятность правильных действий составляв! 0.95 … 0,85, а при высокой 0,6.
Точность н безошибочность рабо ты напигатора зависят и от степени его усталости, вызванной продолжительностью полета, н от времени суток. При непрерывной работе, требующей постоянного внимания, пронзво дительность труда уже через 45 мин снижается до 25% от наивысшей. Наивысшая производительность труда v человека с 6 до 9 ч утра, низшая — около 3 ч ночи.
Учет психофизиологических харак тсристик человека и условии его дея дельности в полете позволит повысить эффективность планирования навита циониой работы экипажа