Эргономические характеристики навигатора

Качество самолетовождения зави­сит ие только от используемых техни­ческих средств, но и в значительной мере от навигационной деятельности экипажа на борту. В связи с этим на всех стадиях подготовки и выполне­ния полетов необходимо учитывать возможности и характеристики дея­тельности человека как оператора на­вигационных систем

Вопросы оптимального распреде­ления функций между человеком И машиной (навигационным оборудова­нием), рациональной организации ра­бочего места навигатора рассматри­ваются и решаются на всех стадиях проектирования ВС. При эксплуата­ции воздушного транспорта, непо­средственно при выполнении полета и пои подготовке к нему каждый член экипажа должен хорошо знать и учитывать психофизиологические особенности деятельности навигатора

Главный анализатор человека, по­средством которого он получает ос­новной поток поступающей информа­ции,— зрение. В поле зрения челове­ка различают центральную зону (при­мерно 4°), где наиболее четко разли­чаются детали, зону ясного видения (30… 35°), где при неподвижном гла­зе можно опознать объекты, не раз­личая детали, и зону периферического зрения (75 … 90°), где предметы обна­руживаются, но не опознаются Глав­ные индикаторы должны располагать­ся в зоне ясного видения назигатора. Разрешающая способность зрения (минимальное расстояние между дву­мя раздельно воспринимаемыми объ­ектами) при нормальной освещенно сти составляет Г.

Бремя полной его адаптации (при­способления) от света к темноте составляет 40 … 60 мин. Это необхо­димо учитывать при визуальной ори ентировке ночью и по возможности не включать свет в кабине. Время адап­тации навигатора от темноты к светр составляет 5 … 10 мин. При освеще­нии кабины красным светом снижа­ется производительность труда опе­ратора (до 76%).

Шум оказывает отрицательное влияние на навигационную деятель­ность. Сильный шум снижает иа 5 … 12% производительность труда, остроту зрения и зрительную реак­цию в темное время, нарушает вос­приятие визуальной информации. При передаче информации с помощью че­ловеческой речи уровень шума дол­жен быть ниже звука речи не менее

чом на 10 дБ, что в. іечет за собой не обхоінмость пользования СПУ. Влия нне шума неоходнмо учитывать при передаче речевой информации. Неже­лательно, чтобы фраза превышала 9 слов, ие считая нитексов и позыв­ных. Наиболее значащие слова необ­ходимо располагать в первой трети фразы. В разрешающих командах разрешение следует давать в конце, после содержания действия, а в за прешаюших — наоборот. Точнее опознаются слова с ударением на последнем слоге. Распознаваемость слов повышается, если они начина­ются с гласной.

При оценке точности навигзцпон пых определений необходимо, кроме погрешностей измерений, учитывать и погрешности считывания информа­ции с индикаторов. При использова­нии стрелочных индикаторов возмож на систематическая погрешность из за параллакса, зависящая от поло­ження глаза оператора. Случайная погрешность считывания характери­зуется средней квадратической по­грешностью, составляющей примерно 0,3 от цены деления.

Временные характеристики дея­тельности навигатора имеют важное значение. Время считывания инфор мании с индикатора составляет 0.6 … 1.5 с, фиксация загорания или пога­сання индикатора 0,28 с. Поиск, вое приятие и декодирование информа­ции в целом занимаю! 5… 10 с, при­нятие решения 15… 35 с, а его вы­полнение 5… 10 с. При ухудшении условий деятельности (в сложной си­туации) время увеличивается на 20%, а в экстремальной ситуации — на 50% н более

Временные характеристики дея­тельности навигатора определяют и его временную загруженность в по­лете. которой называется отношение суммарного времени его занятости ко всему рассматриваемому интервале времени. Для нормальных условий деятельности временная загружен ность не должна превышать 0,4 …0,6. Она зависит от условий деятельности (протяженности участков маршрута, состава навигационного оборудова­ния), технологии навигационной рабо ты (навигационного плана полета) и характеристик навигатора (его психо­физиологических свойств, опыта и квалификации).

При возникновении дефицита вре менн в полете, а также ситуаций, требующих ответственных решений, v членов экипажа возникает состоя­ние повышенной эмоциональной на пряженности. Увеличение эмоцнональ ной напряженности ведет к измене нню как ере шей длительности опера ций, так и вероятности ее успешного выполнения. Длительность выполне ния операции при возрастании напря женности сначала несколько уменьша­ется (за счет мобилизации, повыше ния собранности навигатора), а затем наступает срыв (резкое увеличение дли дельности). Вероятность безошн бочного выполнении операций внача­ле несколько увеличивается, а затем (при напряженности выше некоторого критического значения) падает. При сре шей напряженности вероятность правильных действий составляв! 0.95 … 0,85, а при высокой 0,6.

Точность н безошибочность рабо ты напигатора зависят и от степени его усталости, вызванной продолжи­тельностью полета, н от времени су­ток. При непрерывной работе, требую­щей постоянного внимания, пронзво дительность труда уже через 45 мин снижается до 25% от наивысшей. Наивысшая производительность труда v человека с 6 до 9 ч утра, низшая — около 3 ч ночи.

Учет психофизиологических харак тсристик человека и условии его дея дельности в полете позволит повысить эффективность планирования навита циониой работы экипажа