КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ СРЕДСТВ
10.1. Понятие комплексного применения навигационных средств
Основное правило самолетовождения — комплексное применение навигационных средств. Комплексным применением навигационных средств называется наиболее рациональное ис пользование всей имеющейся избыточной навигационной информации для обеспечения точного и безопасного самолетовождения в условиях те кущей аэронавигационной н метеоро логической обстановки.
Все современные ВС имеют датчики навигационной информации, которые позволяют получать навигацион кую информацию в объеме, превыша ющем минимальное ее количество, необходимое для решения главной задачи навигации. Это дает возможность использовать избыточную навигационную информацию для повышения точности определения навигационных параметров и исключения случаев использования недостоверной (ложной) информации.
Различают три уровня комплексного применения навигационных средств.
Первый уровень (комплексирова- нне навигационных средств) характеризуется конструктивным объединением двух и более датчиков навигационной информации, измеряющих один и тот же навигационный пара метр. Объединенная система датчиков формирует значение навигационного параметра, обладающее более
высокой точностью или устойчивостью к воздействию внешних факторов и отказов элементов системы. Примере < комплексировання навигацион нык средств могут служить гнромаг ни. ные компасы, объединяющие маг ннтный и гироскопический датчики.
На втором уровне (комплексной обработки навигационной ииформа ции) информация, поступающая от нескольких датчиков, обрабатывается навигационным вычислителем по спе циальным алгоритмам для получения точных и надежных оценок навигационных элементов движения н координат ВС. Качество комплексной обра боткн информации зависит от реализуемых навигационным вычислителем математических методов обработки (алгоритмов). Примером комплексной обработки информации является ал горитм автоматизированной коррек цнн счисленных координат по данным РСБН, реализованный на самолете Ту-154, алгоритмы контроля курсовой информации на самолете Ил-86 и тр Третий уровень комплексного при менения навигационных средств реализуется экипажем ВС (навигатором), Прн любой степени совершеист ва навигационного оборудования окончательное решение при опредслс нин положення и характеристик движения ВС принимает экипаж. Он осуществляет выбор режимов само летовождения, определяет последовательность и способы использования различных навигационных средств оценивает достоверность и точность получаемой навигационной ннформа шш в зависимости от аэронавигационной обстановки на основе опыта своей работы.
Комплексное применение навигационных средств позволяет решить две основные задачи: исключить использование недостоверной навигационной информации и повысить точность определения навигационных элементов.
Недостоверность навигационной информации может иметь место при постепенных (неконтролируемых) отказах навигационных средств или при неправильном их применении экипажем. Если при явном отказе навигационного средства (срабатывании сигнализации отказа или прекращении поступления информации) экипаж имеет возможность своевременно перейти на использование дублирующего средства, то при постепенном (неявном) отказе недостоверность поступающей информации может быть выявлена только с помощью других навигационных средств. Например, отказ курсового гироскопа, повлекший недопустимо большой его уход в азимуте, может быть выявлен путем сравнения гироскопического и магнитного курсов. Ошибки, допущенные навигатором прн работе с системами, также могут быть выявлены при контроле по другим средствам
Повышение точности определения навигационных параметров с помощью нескольких датчиков однородной информации достигается применением таких математических методов обработки измерении, при которых независимые погрешности отдельных датчиков взаимно компенсируются.