КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ СРЕДСТВ

10.1. Понятие комплексного применения навигационных средств

Основное правило самолетовожде­ния — комплексное применение нави­гационных средств. Комплексным при­менением навигационных средств на­зывается наиболее рациональное ис пользование всей имеющейся избы­точной навигационной информации для обеспечения точного и безопасно­го самолетовождения в условиях те кущей аэронавигационной н метеоро логической обстановки.

Все современные ВС имеют датчи­ки навигационной информации, кото­рые позволяют получать навигацион кую информацию в объеме, превыша ющем минимальное ее количество, необходимое для решения главной задачи навигации. Это дает возмож­ность использовать избыточную нави­гационную информацию для повыше­ния точности определения навигаци­онных параметров и исключения случаев использования недостоверной (ложной) информации.

Различают три уровня комплексно­го применения навигационных средств.

Первый уровень (комплексирова- нне навигационных средств) характе­ризуется конструктивным объедине­нием двух и более датчиков навига­ционной информации, измеряющих один и тот же навигационный пара метр. Объединенная система датчи­ков формирует значение навигацион­ного параметра, обладающее более

высокой точностью или устойчивостью к воздействию внешних факторов и отказов элементов системы. Приме­ре < комплексировання навигацион нык средств могут служить гнромаг ни. ные компасы, объединяющие маг ннтный и гироскопический датчики.

На втором уровне (комплексной обработки навигационной ииформа ции) информация, поступающая от нескольких датчиков, обрабатывается навигационным вычислителем по спе циальным алгоритмам для получения точных и надежных оценок навигаци­онных элементов движения н коорди­нат ВС. Качество комплексной обра боткн информации зависит от реали­зуемых навигационным вычислителем математических методов обработки (алгоритмов). Примером комплексной обработки информации является ал горитм автоматизированной коррек цнн счисленных координат по данным РСБН, реализованный на самолете Ту-154, алгоритмы контроля курсовой информации на самолете Ил-86 и тр Третий уровень комплексного при менения навигационных средств реа­лизуется экипажем ВС (навигато­ром), Прн любой степени совершеист ва навигационного оборудования окончательное решение при опредслс нин положення и характеристик дви­жения ВС принимает экипаж. Он осуществляет выбор режимов само летовождения, определяет последова­тельность и способы использования различных навигационных средств оценивает достоверность и точность получаемой навигационной ннформа шш в зависимости от аэронавигаци­онной обстановки на основе опыта своей работы.

Комплексное применение навига­ционных средств позволяет решить две основные задачи: исключить ис­пользование недостоверной навигаци­онной информации и повысить точ­ность определения навигационных элементов.

Недостоверность навигационной информации может иметь место при постепенных (неконтролируемых) от­казах навигационных средств или при неправильном их применении экипа­жем. Если при явном отказе навига­ционного средства (срабатывании сигнализации отказа или прекраще­нии поступления информации) эки­паж имеет возможность своевременно перейти на использование дублирую­щего средства, то при постепенном (неявном) отказе недостоверность по­ступающей информации может быть выявлена только с помощью других навигационных средств. Например, отказ курсового гироскопа, повлек­ший недопустимо большой его уход в азимуте, может быть выявлен путем сравнения гироскопического и магнит­ного курсов. Ошибки, допущенные навигатором прн работе с системами, также могут быть выявлены при кон­троле по другим средствам

Повышение точности определения навигационных параметров с помо­щью нескольких датчиков однород­ной информации достигается приме­нением таких математических мето­дов обработки измерении, при кото­рых независимые погрешности от­дельных датчиков взаимно компенси­руются.