ЗАПРЕССОВКА И ВЫДЕРЖКИ

Для получения прочного клеевого соединения клеевой раствор, на­несенный на склеиваемую поверхность, в момент запрессовки должен иметь вязкость, обеспечивающую при давлении пресса получение клеевого шва нормальной толщины. .

Обычно готовые смоляные, карбамидные и казеиновые клеи не имеют достаточной вязкости, допускающей немедленную запрессовку после нанесения их на древесину. Для доведения клеевого раствора до определенной вязкости с тем, чтобы он при запрессовке не выте­кал, и для пропитки клеем древесины, необходимо давать следующие выдержки:

От момента нанесения клея до момента соединения склеиваемых поверхностей — так называемая открытая пропитка:

Для казеиновых клеев……………………………………………………………… ……………………. 2-6 мнн.

Для смоляных и карбамидных клеев……………………………………………………………. 4—15 „

От момента соединения склеиваемых поверхностей до момента за­прессовки— так называемая закрытая пропитка:

Для казеиновых клеев………………………………… •………………………………………………… 4—18 мне.

• Для смоляных н карбамидных клеев……………………………………………………………. 5—25 .

Склеиваемые детали после открытой н закрытой пропиток запрес­совываются с удельным давлением 0,5—5.0 кг/сл? в зависимости от

породы древесины, ширины склеиваемых поверхностей, конструкции детали и вязкости клея. Для узких деталей рекомендуется меньшее давление, чем для широких,

‘ Для твердых лиственных пород, дельта-древесины и балинита не­обходимо более высокое давление. Для ажурных конструкций (фане­ровка каркасов оперения, а в некоторых типах самолетов и крыла),

во избежание повреждении отдельных элементов, применяется удель­ное давление 0,5—1,0 кг/см2.

В табл. 27 приведены рекомендуемые при запрессовке удельные давления для характерных случаев склейкн.

Таблица 27

Удельные давлення при запрессовке склеиваемых деталей

Наименование склеиваемых деталей

Удельное

давление

кг/сж*

Склейка полок лонжеронов, стрингеров, бобышек из:

а) хвойных пород

б) твердых лиственных пород

в) дельта-древесины

2.0— 3,0

3.0— 4,0

4.0— 5,0

Приклейка фанеры березовой к:

а) каркасу лонжеронов нз древесины

б) каркасу лонжеронов из дельта-древеенны

в) каркасу крыла, опереиин и других ажурных деталей

г) каркасам нервюр, шпангоутов и других деталей с мелким сечением

2.0- 3,0

4.0- 5,0 0,5-3,0»

1.0- 1,5

Склейка болванок винтов

Склейка каркаса коробчатого лонжерона

4.0- 5,0

2.0- 3,0

Давление при запрессовке должно распределяться’равномерно по всей склеиваемой поверхности. При запрессовке струбцинами и вин­товыми прессами во избежание порчи деталей необходимо применять жесткие прокладки. Для уменьшения приставания клея к плазам, шаб­лонам и сулагам их следует смазывать воском или парафином со скипидаром, нитроклеем АК-20, а в отдельных случаях подкладывать под детали металлические прокладки или бумагу. В случае примене­ния карбамидных клеев плазы, шаблоны и сулаги #можно покрывать меловым раствором.

Продолжительность выдержки склеиваемых деталей под прессом зависит от применяемого клея, склеиваемого материала и темпера­туры у мест склейки.

При распрессовке деталей крепость клеевого соединения должна уравновешивать напряжения, возникающие в деталях после снятия пресса вследствие сил упругости, и напряжения, возникающие при обработке склеенных деталей!

В табл. 28 приведены минимальные сроки выдержки склеиваемых деталей в запрессованном состоянии, рекомендуемые ВИАМ.

Все склеенные детали после распрессовки выдерживаются до ме­ханической обработки в производственных цехах при температуре воз­духа не ниже 16° и влажности воздуха, обеспечивающей равновесную влажность древесины 8—12%>. Продолжительность свободной выдерж-

* В зависимости от жесткости каркаса и ширины его элементов.

свободной выдержки в часах:

При обработке вручную…………………………………………………………………………………………… 6—12

При обработке на станках. /…………………………………………………………….. ,………………….. 12—18

Для деталей из дельта-древесины в сочетании с фанерой и дре­весиной. . .*……….. 12—18

Для деталей из дельта-древесины…………………………………………………………………………………. 18—24

Сроки свободной выдержки до механической обработки для казен* новых клеев приведены в табл. 29.

Продолжительность выдержки склеиваемых деталей в запрессован­ном и свободном состоянии можно значительно сократить применением подогрева, о чем будет сказано подробно в специальной главе.