АГРЕГАТАМИ И ТРУБОПРОВОДАМИ

В процессе эксплуатации самолета за системами, агрегатами, узлами и трубопроводами ведется постоян­ный уход. Периодически производится зарядка системы, проверка на герметичность и осмотр систем, агрегатов и трубопроводов. При зарядке воздушной системы стре­мятся не допускать попадания влаги в трубопроводы, для чего перед присоединением зарядного баллона к си­стеме его наклоняют в сторону вентиля и продувают, от­крывая вентиль на 1—2 сек.

При зарядке гидравлической или топливной системы следят за чистотой и исправностью заправочных средств. Соединение воздушных систем периодически проверяют

на герметичность при помощи мыльной пены, приготов­ленной из нейтральных мыл.

После пользования противопожарной системой тру­бопроводы продуваются углекислотой.

В эксплуатации следят за тем, чтобы все уплотнения были исправны, а системы и агрегаты герметичны в разъемах. Если внутри агрегата обнаружена течь в разъ­емах или стыках деталей, его снимают и направляют в ремонтную мастерскую для замены уплотнительных прокладок и колец, а также для соответствующей про­верки. Если обнаружена утечка рабочей жидкости в Дре­нажи больше допустимого количества, агрегат также снимают и отправляют в ремонт. При ремонте разбирать агрегаты в необорудованных для этой цели помещениях не рекомендуется. При обнаружении утечки жидкости или газов в штуцерах соединения трубопроводов произ­водят подтяжку накидных гаек. Если при этом течь устранить не удается, то трубопроводы отсоединяют и проверяют качество монтажа, развальцовки и притирки ниппелей. .

Соединение агрегатов систем самолета, как известно, осуществляется при помощи жестких и гибких (мягких) трубопроводов (шлангов). Для опознавания трубопро­водов и облегчения проведения с ними работ при техни­ческой эксплуатации авиационной техники в зависимо­сти от назначения системы они окрашиваются в различ­ные цвета. Основная опознавательная маркировка жест­ких и гибких трубопроводов осуществляется окраской их поверхности в определенный цвет (табл. 4.3), ука — . зывающий, для каких целей предназначается данный трубопровод или чем он заполнен. Краски, при­меняемые для маркировки трубопроводов, приведены в табл. 4.4.

Кроме того, производится дополнительная опознава­тельная маркировка трубопроводов следующими двумя способами: наносится на трубопровод цветное кольцо шириной 20 ± 2 мм, указывающее на принадлежность его к сети определенного потребителя (табл. 4.5), и цветное кольцо шириной 10 ± 2 мм, показывающее на­значение трубопровода (табл. 4.6).

Размеры и расположение цветных опознавательных колец на трубопроводах приведены на рис. 4.3. Чаще окраска и маркировка трубопроводов некоторых само-

Цвета окраски трубопроводов по их назначению

№ по пор.

Наименование системы или рабочей среды

Цвет окраски трубопровода

Марка применяемой краски

1

Топливная система

Желтый

А-6 или А-6Ф

2

Маслосистема

Коричневый

Серый

А-8 или А-8Ф

3

Гидросистема

А-14 или А-14Ф

4

Воздушная система (сжатый воздух)

Черный

А-12 или А-12Ф

5

Воздух разряженный

Синий

А-9 или А-9Ф

6

Статическая и дина­мическая проводка

Белый

А-11 или А-560Ф

7

Противопожарная си­стема

Красный

А-67Ф

8

Кислородное обору­дование

Голубой

А-10 или А-10Ф

9

Антиобледенительная

система

Светло-ко­

ричневый

А-8 (25%) и А-11 (75%)

10

Система охлаждения (вода)

Зеленый

А-7 или А-7Ф

Краски, применяемые для нанесения цветной опознавательной
маркировки на трубопроводы, рукава, тяги и тросы систем

авиационной техники

Таблица 4.4

№ по

Номер ТУ

пор.

Цвет маркировки

Марка краски

1

Черный

А-12 ИЛИ А-12Ф

МХП У 2556—51

К-2

ВТУ УХП 58—58

2

Белый

А-11 или А-560Ф

МХП ТУ 2556—51

3

Красный

А-67Ф

То же

А-8 или А-8Ф

УУ

4

Коричневый

К-2

ВТУ УХП 58—58

A-б или А-6Ф

МХП ТУ 2556—51

5

Желтый

К-2

ВТУ УХП 58—58

6

Голубой

А-10 или А-10Ф

МХП ТУ 2556—51

7

Синий

А-9 или А-9Ф

МХП ТУ 2556—51

8

Стальной

А-14 или А-14Ф

9

Светло-корич­

невый

Смесь А-8 (25%) и

А-11 (75%) или А-8Ф (25%) и А-560 (75%)

I

I

Продолжение

Розовый

Смесь А-67Ф (10%)

и А-11 (90%) или

А-67Ф (10о/о) и А-560 (90%)

Оливковый

Смесь А-8 (5%) и А-7 (95%) или А-8 (5%) и А-7Ф (95%)

Светло-зеленый

А-7 или А-7Ф

К-2

Алюминиевый

АЭ-8

К-1 і

10

11

12

13

МХП ТУ 2556—51 ВТУ УХП 58—58 МХП ТУ 1315—45 ВТУ УХП 168—58

Примечание. Краски марок К-2 и К-1 жаростойкие. Допу­скается применение других жаростойких красок при условии сохранения цвета.

Дополнительная маркировка трубопроводов по их принадлежности
к сети того или иного потребителя путем нанесения
цветного кольца шириной 20 4; 2 мм

Таблица 4.5

№ по пор.

Принадлежность трубопровода к системе или агрегату

Цвет кольца

1

Гидравлическая система

Черный

2

Воздушные тормозные щитки, подъемное устройство, спасательное устройство, полное давление аэронавигационных приборов

Голубой

3

Шасси и тормозные колеса

Зеленый

4

Посадочные щитки и закрылки, пневмо­клапаны, управление сливом, линия замков. ■ .

Желтый

5

Створки силовых установок, створки фото­установок

Розовый

6

Входные двери и люки в кабину, фонарь, аварийные люки, управление сиденьями, управление герметизацией входных и других люков

Синий

7

е

Наддув оборудования, автопилот, антиобле — денительная система и грузолюки

Коричневый

8

Система запуска, конус двигаїеля и гидро­аккумуляторы

Белый

Дополнительная маркировка трубопроводов по их назначению в сети путем нанесения узкого цветного кольца шириной 10 + 2 мм

№ по пор.

Назначение трубопровода в сети

Цвет кольца

1

Нагнетание

Г олубой

2

Низкое давление

Розовый

3

Наддув гидросистемы

Серый (сталь­ной)

4

Наддув топливных баков

Желтый

5

Наддув спецотсеков

Синий

6

Аварийный

Красный

7

Дренаж

Черный

8

Слив

Алюминиевый

9

Перезарядка оружия

Белый

10

Бортовая зарядка

Зеленый

летов указывается в технических описаниях или в ин­струкциях по эксплуатации.

При осмотрах и уходе за агрегатами и трубопрово­дами всех систем самолета проверяется:

— состояние и надежность их крепления;

— состояние и крепление отбортовки;

— состояние, регулировка и контровка тяг управ­ления самолетом, двигателем и агрегатами;

— работоспособность отдельных агрегатов и систем;

— рабочее давление в системе и кондиционность ра­бочей среды;

— наличие смазки и чистота шарнирно-болтовых соединений.

При осмотрах необходимо убедиться, что трубопро­воды не касаются деталей конструкции, не имеют че­канки, потертостей, ослаблений в креплениях и корро­зии. Для предохранения трубопроводов от разрушений и потертостей их плотно и надежно закрепляют в узлы с демпфирующими прокладками (резина листовая, кожа или пластмасса).

Зазоры между трубопроводами в пакете устанавли­вают не менее 2 мм, между трубопроводами и деталями каркаса не менее 5 мм, между трубопроводами и по­движными деталями не менее 10 мм.

в

Основной цвет

Рис. 4.3. Размеры и расположение цветных опознаватель-
ных колец на трубопроводах и рукавах:

а — на металлических трубопроводах с жесткими соединениями:
б — на металлических трубопроводах с гибкими соединениями;
в — на трубопроводах из нержавеющей стали; г — на гибких
армированных рукавах (рукавах с заделкой)

В местах соприкосновения трубопроводов с другими деталями трубопроводы обшиваются дерматином или кожей.

Во избежание перетираний трубопроводов о пере­городку в местах прохода через нее трубопроводы обшиваются кожей (дерматином), или на них наде-

ваются резиновые шланги или специальные резиновые кольца.

Течь топлива, масла и других жидкостей и газов в системах самолета не допускается. Все соединения тру­бопроводов должны быть герметичны.

Накидные гайки трубопроводов плотно затягиваются и надежно контрятся. Контровочная проволока обяза­тельно пропускается через отверстия, просверленные в гранях гаек.

Перед монтажом трубопроводы рекомендуется тща­тельно осмотреть, расконсервировать, промыть в чистом бензине или керосине и продуть сухим сжатым возду­хом. На поверхностях трубопроводов и фланцев не до­пускаются коррозия, вмятины, царапины и трещины, следы деформаций и повреждения лакокрасочного по­крытия. При монтаже трубопроводов к штуцерам агре­гатов и арматуре нельзя допускать перекосов и натяга; необходимо также выдерживать соосность трубопрово­дов в неприневоленном состоянии. Постановка трубо­проводов с «натягом» и монтажными напряжениями вы­зывает в них местные внутренние напряжения, которые при возникновении вибраций могут привести к их раз­рушению. Признаком правильного подсоединения тру­бопровода является совпадение оси ниппеля с осью шту­цера, когда развальцованная часть трубопровода вплот­ную стыкуется с конусной поверхностью штуцера, а накидные гайки трубопровода навертываются на штуцер от руки не менее чем на 2/з длины резьбы.

Величины смещения осей, неприлегания и перекоса фланцев трубопроводов в каждом отдельном случае указываются в бюллетенях или инструкциях. В тех слу­чаях, когда инструкцией по эксплуатации допуски на смещение осей трубопроводов, перекос и неприлегание фланцев не указаны, руководствуются следующими пра­вилами.

Для трубопроводов самолета:

1. Смещение осей трубопровода и штуцера, к кото­рому присоединяется трубопровод, разрешается на ве­личину, не превышающую одного диаметра трубопрово­да на длине 50 диаметров (от конца трубопровода до зажима). При меньшей длине пропорционально умень­шается допустимое смещение.

2. Перекос cIq торцов ниппеля трубопровода и шту­цера перед затяжкой не должен превышать величин, указанных в табл. 4.7.

Таблица 4.7

Номинальный диаметр трубопровода, мм

6X4

8X6

12X10

16X14

22X20

0

27X25

Допустимый перекос % ММ

0,5

0,5

і

0,4

0,4

0,3

0.3

3. Неприлегание 60 торцов ниппеля трубопровода и штуцера соединения перед затяжкой не должно пре­вышать величин, указанных в табл. 4.8.

Таблица 4.8

Длина трубопро­вода, мм

Вид трубопровода

Допустимый зазор <50, мм

До 500

Прямой

0,5

От 500 до 1500

Прямой

1.0

Имеет один или не-

1,5

сколько изгибов

Свыше 1500

Прямой

1.5

Имеет один или не-

2,0

сколько изгибов

4. Виды возможных смещений Л, перекосов а и не­прилеганий 6 в соединениях трубопроводов приведены на рис. 4.4.

Для трубопроводов двигателей:

1. Смещение осей трубопровода и штуцера, к кото­рому трубопровод присоединяется, не должно превы­шать величин, указанных в табл. 4.9.

Таблица 4.9

Расстояние от конца трубопро­вода до зажима, мм

Допустимые величины смещения А,(в мм) при диаметре трубопровода, мм

6

8

10

12

16

18 и ‘ более

До 50

1.5

1

1

_

От 50 до 100

2,5

2

1.5

1,5

1,5 .

% •

От 100 до 150

3

2,5

2

2

1.5

1

От 150 и более

L

3

3

2,5

2,5

2

1

Неприлегание

Неприлегание Перенос


2. Перекос а0 и неприлегание бо торцов ниппеля тру­бопровода и штуцера соединения перед затяжкой не должны превышать величин, указанных в табл. 4.10.

Таблица 4.10

Для устранения перекоса осей неполного прилегания фланцев в тех случаях, когда это разрешается инструк­цией по эксплуатации, можно производить подгибку трубопроводов.

После подгибки овальность (рис. 4.5) трубопроводов не должна превышать следующих величин:

— при наружном диаметре трубопровода до гибки D0 < 12 мм — 3%;

— при наружном диаметре трубопровода до гибки D0= 12 ч — 30 мм — 5%;

— при наружном диаметре трубопровода до гибки D0 ]> 30 мм <

Овальность трубопровода определяется по формуле

Ов— Do~-Pl • 100%,

Do

где D0 — диаметр трубопровода до гибки, мм

D{ — минимальный диаметр трубопровода после гибки, мм.

Размеры трубопровода должны определяться с точ­ностью до 0,1 мм. Схема замера овальности сечения трубопровода приведена на рис. 4.5.

Гибка трубопровода запрещается больше чем в че­тырех местах или на расстоянии менее двух диаметров трубопровода от мест пайки и сварки. Распрямление трубопровода после его подгибки также запрещается.

В зажимах крепления трубопроводы должны лежать параллельно друг другу и без перекоса по отношению к зажиму.

Между колодками (хомутами) и трубопроводами прокладываются демпфирующие прокладки из мягкого материала. Перекос колодок относительно трубопрово­дов во избежание подрезания и выхода их из строя не допускается.

Расстояния между колодками крепления трубопро­водов и минимальные радиусы их изгибов приведены в табл. 4.11.

Таблица 4.11

Рекомендуемые расстояния между креплением (отбортовками) трубопроводов и радиусы изгибов

Наименование параметра

Расстояние между креплением трубо­проводов и радиус изгиба их в мч при внешнем диаметре трубопровода, мм

6

8

10

12

15

18

20

25

Расстояние между опорами,

мм:

— для труб из стали

400

450

500

580

650

680

760

800

— для труб из алюминие-

340

380

400

500

560

580

600

660

вых сплавов

Минимальный радиус из­гиба (до оси трубы)

20

25

30

40

45

50

60

75

Примечание. Если на трубопроводе располагаются неболь­шие агрегаты (краны, клапаны и тройники), то расстояния между опорами уменьшаются на 20°/о-

В табл. 4.12 указаны примерные величины крутящих моментов для затяжки гаек соединений трубопроводов.

I

I

Таблица 4.12

Примерные величины’ крутящих моментов для затяжки гаек

соединений трубопроводов

Момент

затяжки в кГ • см при диаметрах сечения трубопровода, мм

4X6

6X8

8X10

10X12

13X15

16X18

20X22

25X27

Для стальных тру-

60—

80—

100—

120—

200—

250-

бопроводов

120

140

160

200

300

400

Для трубопроводов

60—

80—

100—

100—

120—

150—

200—

из сплава АМГ-М

120

140

160

200

250

300

350

При монтаже ниппельного соединения строго следят, чтобы конус ниппеля точно соответствовал конусу шту­цера. В противном случае не будет обеспечена герме­тичность соединения.

Перед соединением трубопроводов с арматурой или агрегатами резьбу протирают чистой ветошью и для обеспечения герметичности смазывают специальной па­стой.

При контроле и монтаже трубопроводов с дюрито — выми соединениями соблюдают следующие правила:

— диаметры дюритовых шлангов должны соответст­вовать диаметрам трубопроводов (допуск по внутрен­нему диаметру ±1 мм);

— при соединении двух трубопроводов дюритовым шлангом расстояние между обрезами трубопровода (в стыке) должно быть не более 10 мм и не менее 2 мм;

— длина дюритового шланга берется с таким рас­четом, чтобы можно было поставить два хомута на каждый конец трубопровода;

— расстояние от конца шланга до крайнего хомута должно быть 8—10 мм, а от отбортовки трубопроводов и между хомутами не менее 5 мм.

Соединение трубопроводов при помощи дюритовых шлангов выполняется в соответствии со схемой, приве­денной на рис. 4.6. ,

При постановке хомутов на дюритовое соединение их замки развертывают друг относительно друга на 90 или 180°, что создает более надежную герметичность. Диа­метр дюритов должен соответствовать наружному диа — метру трубопроводов (допуск ±1,0 мм), а маркиров­ка — назначению трубопроводов. Дюритовое соединение скрепляется металлизацией.

Гибкие шланги монтируются свободно, без закупор­ки, а соединения контрятся оцинкованной проволо’кой.

Рис. 4.6. Схема діоритового соединения трубопроводов

В демонтажных работах концы трубопроводов и шту­цера закрываются специальными резиновыми колпач­ками, заглушками или обвязываются полотном во избе­жание попадания в них грязи.

При эксплуатации и уходе за трубопроводами запре­щается:

— устанавливать трубопроводы меньших проходных сечений и меньшей прочности вместо заменяемых;

— применять краску или некондиционную пасту для уплотнения соединений:

— распиливать и сжимать ниппеля и трубопроводы при их монтаже;

— применять для крепления дюритовых шлангов ленточные алюминиевые хомуты и обматывать шланги проволокой;

— эксплуатировать трубопроводы с трещинами, об­вернутыми изоляционной или киперной лентой;

— паять трубопроводы и ниппеля оловом;

— применять гибкие и дюритовые шланги с меха­ническими повреждениями, а также шланги, не соответ­ствующие техническим условиям;

— производить подтяжку соединений трубопроводов, находящихся под давлением.

В период выполнения работ с кислородными трубо­проводами необходимо руководствоваться следующими правилами:

— монтаж кислородных трубопроводов должен вы­полняться лидами, знающими правила обращения с ки — слоррдным оборудованием; необходимо помнить, что ки­слород при соединении с маслом взрывоопасен;

— инструмент, применяемый при монтаже кислород­ных трубопроводов, должен быть хромированным, чи­стым и не должен использоваться для других работ;

— запрещается перед монтажом продувать кисло­родные трубопроводы сжатым воздухом, а также уста­навливать при подсоединении трубопроводов уплотни­тельные прокладки, не предусмотренные комплектацией кислородной арматуры и приборов;

— радиус изгиба трубопроводов сечением 5X3 мм должен быть не менее 25 мм, а трубопроводов сечением 8X6 мм — не менее 40 мм; начало изгиба их должно находиться от ниппелей на расстоянии не ближе 15 мм;

— трубопроводы в местах зажима и касания с эле­ментами конструкции обшиваются кожей (ГОСТ 939—41, арт. 14062-Л. 0,8);

— при закручивании накидных гаек трубопроводов (во избежание скручивания и разрушения пайки нип­пелей) необходимо поддерживать ниппель ключом со­ответствующего размера, при этом гайки закручивать до отказа.

Следует помнить, что особенно опасным является ка­сание трубопроводов о жгуты электропроводки, так как в случае перетирания изоляции произойдет замыкание с искровым разрядом и могут воспламениться топливо, масло и другие легковоспламеняющиеся вещества. Ввиду этого не разрешается крепление жгутов электропроводки к трубопроводам систем питания самолета топливом, маслом, кислородом и другими легковоспламеняющими­ся жидкостями и газами.