ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ШТУРМАНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТА И ОПТИМИЗАЦИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

11.1. Эффективность штурманского обеспечения полетов

Штурманское обеспечение полетов ВС гражданской авиации включает в себя комплекс мероприятии, прово­димых командованием, пилотами, штурманами, работниками других служб и направленных на юсгиженне высокой точности, на іежности и безо пасности самолетовождения.

Под эффективностью штурманско­го обеспечения полетов понимается результативность деятельности долж­ностных лиц штурманской службы по обеспечению безопасности, регулярно стн и экономичности полетов в нави­гационном отношении.

Под эффективностью воздушной навигации в полете подразумевается результативность действий экипажа по выбору способов и применению средств самолетовождения при реше нии задач, связанных с выполнением заданной программы полета.

Для количественной оценки эф­фективности используется показатель надежности воздушной навигации — вероятность выполнения экипажем ВС заданной программы полета в установленных пределах.

Основные пути повышения эффек тивности штурманского обеспечения полетов:

еовершенствованні бортовых н на­земных средств самолетонож іення, автоматизации процесса самолет.) вождения;

систематизация действий экипа­жа, определяемых технологией рабо­ты экипажа по самолетовождению;

комплексация применения борто­вого и наземного навигационного оборудования в процессе самолето­вождения;

оптимизация решения навигацион­ных задач, обеспечивающая наилуч­шие условия их выполнения;

повышение эффективности предва­рительной и пре шолетной подготовки экипажей;

сопершенствоианне системы пред­полетного контроля экипажей н раз­боров полета.

Большая потеря полетного времс ни v членов экипажа ВС, решающих задачи самолетовождения, происхо­дит из-за нерациональной работы і навигационным оборудованием в по лете. Кроме того, распре ісление на­грузки на каждого члена экипажа бывает неравномерной. Существуют U>a метода борьбы с дефицитом по легного времени автоматизация про цесса самолетовождения и систем’: тизация шпетний членов экипажа В( при решении задач езмолетовож ге­ния.

Ангомадизацня самолетовождения

При полете на ВС, не оборудованном НК. наибольшая доля полетного времени приходится, на контроль за ныдсржннанисм заданного режима полета, прокладку линии фактически го пути, ведение ориентировки н из меренне навигационных элементов. Автоматизация счисления пути значн тельно упростила технологию работы экипажа по самолетовождению и ні меняла ее характер. В этих условиях наибольшее внимание н время потре­бовал контроль за точностью вы up жннания гироскопическою курса и ЛЗП с использованием различных средой самолетовождения. Возрос шне скорости полета снова сократили появившийся резерв времени за счет автоматизации счисления пути.

Дальнейшее совершенствование навигационных систем позволило до­полнительно программировать ЛЗП, автоматизировать процесс контроля пути и «вписывания» в схему захода па посадку и ес выполнение. Упрос­тился пронесе ин іикацни На экипаж легли задачи выявления фактнческо го состояния ПИК по сигналам авто — кон гроля, грамотного принятии реше­нии о переходе на использование ре­зервных каналов (режимов работы)

ПНК, определение постепенных отка­зов отдельных приборов, не выявлен­ных автоконтролем

В целях унификации иавигацион ного оборудования разработаны ба­зовые навигационные комплексы (ВПК), имеющие однотипные индика­торы н пульты управления н индика цин (ПУИ). с которыми имеет дело экипаж ВС в полете (для всех основ­ных типов). Базовые навигационные комплексы самолетов ИЛ-86 и ЯК-42 обеспечивают автоматический полет по заданному или выбранному в по лете маршруту от взлета до посадки.

Систематизация действий экипажа. Для сокращения нерационально рас­ходуемого времени в полете рекомен дуется:

детально разработать технологию по применению средств навигации для решения задач самолетовожде­ния на всех этапах полета. Для рав­номерной загрузки членов экипажа в процессе самолетовождения следует использовать сетевой график. Это особенно важно при полетах в сокра­щенном составе экипажа (без штур мана ВС на борту);

довести до автоматизма действия экипажа при стандартных ситуациях полета по воздушным трассам и МВД на специализированных н комплекс пых тренажерах;

отработать методики прямого и косвенного выявления отказов нави­гационных средств в полете и перехо — іа на другой канал (режим) навига­ционной системы;

отработать методики безошибочно­го оперативного программирования полета применительно для разных

ПНК.

Решение этих вопросов, помимо рационального использования полет­ного времени, позволит систсматизн ровать работу экипажа в полете, что исключит промахи и ошибки в ра­боте.

Комплексное применение навига­ционных средств. Успешность вожде­ния ВС по воздушным трассам и МВД во многом зависит от полноты навигационной информации, получае­мой от внешних источников ненрерын но и в течение всего полета.

В условиях резко изменяющейся навигационной обстановки непрерыв­ности получения навигационной ин­формации можно достичь только комплексным применением средств самолетовождения, работающих на различных принципах действия и спо собных решать ту же задачу, но в других условиях. Это позволяет по­высить точность измеряемого пара­метра, не применяя для этого высо­коточной, а следовательно, и дорого­стоящей аппаратуры.

Оптимизация решения навигаци­онных задач. Наиболее простым и действенным путем повышения каче­ства штурманского обеспечения поле­та, не требующем дополнительных средств, является оптимизация нави­гационных процессов, охватывающих широкий крут вопросов (выбор нан — выгоднейшего маршрута и режима полета, создание наилучшнх условий для контроля пути и измерения на­вигационных элементов, размещение наземных РНС).

При оптимизации навигационных процессов и принятии решения по применению средств самолетовожде­ния показателями (критериями) опти­мальности обычно служат:

наименьший расход топлива на преодоление заданного расстояния между двумя точками на земпои по верхности;

наивысшее значение показателя надежности самолетовождения;

создание наилучших условий дчя решений той или иной задачи. На­пример, получение наибольшей шири­ны полосы просматриваемой местно­сти при выполнении визуальных на блюденпй или поисковых работ;

минимальное значение погрешно­сти самолетовождения или измерения навигационного элемента.