ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ШТУРМАНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТА И ОПТИМИЗАЦИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
11.1. Эффективность штурманского обеспечения полетов
Штурманское обеспечение полетов ВС гражданской авиации включает в себя комплекс мероприятии, проводимых командованием, пилотами, штурманами, работниками других служб и направленных на юсгиженне высокой точности, на іежности и безо пасности самолетовождения.
Под эффективностью штурманского обеспечения полетов понимается результативность деятельности должностных лиц штурманской службы по обеспечению безопасности, регулярно стн и экономичности полетов в навигационном отношении.
Под эффективностью воздушной навигации в полете подразумевается результативность действий экипажа по выбору способов и применению средств самолетовождения при реше нии задач, связанных с выполнением заданной программы полета.
Для количественной оценки эффективности используется показатель надежности воздушной навигации — вероятность выполнения экипажем ВС заданной программы полета в установленных пределах.
Основные пути повышения эффек тивности штурманского обеспечения полетов:
еовершенствованні бортовых н наземных средств самолетонож іення, автоматизации процесса самолет.) вождения;
систематизация действий экипажа, определяемых технологией работы экипажа по самолетовождению;
комплексация применения бортового и наземного навигационного оборудования в процессе самолетовождения;
оптимизация решения навигационных задач, обеспечивающая наилучшие условия их выполнения;
повышение эффективности предварительной и пре шолетной подготовки экипажей;
сопершенствоианне системы предполетного контроля экипажей н разборов полета.
Большая потеря полетного времс ни v членов экипажа ВС, решающих задачи самолетовождения, происходит из-за нерациональной работы і навигационным оборудованием в по лете. Кроме того, распре ісление нагрузки на каждого члена экипажа бывает неравномерной. Существуют U>a метода борьбы с дефицитом по легного времени автоматизация про цесса самолетовождения и систем’: тизация шпетний членов экипажа В( при решении задач езмолетовож гения.
Ангомадизацня самолетовождения
При полете на ВС, не оборудованном НК. наибольшая доля полетного времени приходится, на контроль за ныдсржннанисм заданного режима полета, прокладку линии фактически го пути, ведение ориентировки н из меренне навигационных элементов. Автоматизация счисления пути значн тельно упростила технологию работы экипажа по самолетовождению и ні меняла ее характер. В этих условиях наибольшее внимание н время потребовал контроль за точностью вы up жннания гироскопическою курса и ЛЗП с использованием различных средой самолетовождения. Возрос шне скорости полета снова сократили появившийся резерв времени за счет автоматизации счисления пути.
Дальнейшее совершенствование навигационных систем позволило дополнительно программировать ЛЗП, автоматизировать процесс контроля пути и «вписывания» в схему захода па посадку и ес выполнение. Упростился пронесе ин іикацни На экипаж легли задачи выявления фактнческо го состояния ПИК по сигналам авто — кон гроля, грамотного принятии решении о переходе на использование резервных каналов (режимов работы)
ПНК, определение постепенных отказов отдельных приборов, не выявленных автоконтролем
В целях унификации иавигацион ного оборудования разработаны базовые навигационные комплексы (ВПК), имеющие однотипные индикаторы н пульты управления н индика цин (ПУИ). с которыми имеет дело экипаж ВС в полете (для всех основных типов). Базовые навигационные комплексы самолетов ИЛ-86 и ЯК-42 обеспечивают автоматический полет по заданному или выбранному в по лете маршруту от взлета до посадки.
Систематизация действий экипажа. Для сокращения нерационально расходуемого времени в полете рекомен дуется:
детально разработать технологию по применению средств навигации для решения задач самолетовождения на всех этапах полета. Для равномерной загрузки членов экипажа в процессе самолетовождения следует использовать сетевой график. Это особенно важно при полетах в сокращенном составе экипажа (без штур мана ВС на борту);
довести до автоматизма действия экипажа при стандартных ситуациях полета по воздушным трассам и МВД на специализированных н комплекс пых тренажерах;
отработать методики прямого и косвенного выявления отказов навигационных средств в полете и перехо — іа на другой канал (режим) навигационной системы;
отработать методики безошибочного оперативного программирования полета применительно для разных
ПНК.
Решение этих вопросов, помимо рационального использования полетного времени, позволит систсматизн ровать работу экипажа в полете, что исключит промахи и ошибки в работе.
Комплексное применение навигационных средств. Успешность вождения ВС по воздушным трассам и МВД во многом зависит от полноты навигационной информации, получаемой от внешних источников ненрерын но и в течение всего полета.
В условиях резко изменяющейся навигационной обстановки непрерывности получения навигационной информации можно достичь только комплексным применением средств самолетовождения, работающих на различных принципах действия и спо собных решать ту же задачу, но в других условиях. Это позволяет повысить точность измеряемого параметра, не применяя для этого высокоточной, а следовательно, и дорогостоящей аппаратуры.
Оптимизация решения навигационных задач. Наиболее простым и действенным путем повышения качества штурманского обеспечения полета, не требующем дополнительных средств, является оптимизация навигационных процессов, охватывающих широкий крут вопросов (выбор нан — выгоднейшего маршрута и режима полета, создание наилучшнх условий для контроля пути и измерения навигационных элементов, размещение наземных РНС).
При оптимизации навигационных процессов и принятии решения по применению средств самолетовождения показателями (критериями) оптимальности обычно служат:
наименьший расход топлива на преодоление заданного расстояния между двумя точками на земпои по верхности;
наивысшее значение показателя надежности самолетовождения;
создание наилучших условий дчя решений той или иной задачи. Например, получение наибольшей ширины полосы просматриваемой местности при выполнении визуальных на блюденпй или поисковых работ;
минимальное значение погрешности самолетовождения или измерения навигационного элемента.