Применение средств сбора полетной информации

Существующие в настоящее врь мя средства сбора полетной информа ции (ССПИ) не позволяют осущест влять контроль качества самолете вождения в полном объеме. Одной из причин этого является отсутствие записи координатной информации и информации, поступающей от радио­навигационных средств, что не дает возможность точно восстановить тра­екторию полета. Однако путем те- шифровки данных ССПИ можно ус­тановить факты грубого нарушения режима полета, потерн ориентиров­ки, нарушения технологии навигаци­онной деятельности.

Дешифрование барограмм само­писца АД-2 целесообразно осущест­влять параллельно с использованием информации, содержащейся в полет­ном задании, записи радиообмена и т. п. На основе анализа данных расшифровки можно определить каче­ство выдерживания заданной высоты полета, возможные факты скрытых вынужденных посадок и потерь ори­ентировок и др. Барограмма расшиф­ровывается с помощью координатной сетки на диаграммной ленте или с по­мощью шаблона.

Разметка времени поле — т а осуществляется от времени взле­та путем отсчета числа интервалов, образованных отстоящими друг от друга криволинейными ординатамн. При установке барабана барографа на 6 ч цена большого деления равна 30 мни, а малого — 6 мин (при пяти­кратном разбиении большого деления) или 5 мин (при шестикратном раз­биении). При установке других ско­ростей вращения барабана цена деле­ний соответственно изменяется. Шаг дешифрирования целесообразно выби­рать исходя из характера изменения записи по участкам: чем плавнее из­меняется высота, тем больше можно выбрать шаг. Для определения баро­метрической высоты полета относи­тельно заданного уровня (изобариче­ской поверхности, соответствующей давлению 760 мм рт. ст. или мини­мальному приведенному) использует­ся уровень, соответствующий положе­нию самолета на земле (перед выле­том или после посадки). Пользуясь данными давления аэродрома, запи­санными иа барограмме, и значением барометрической ступени (П м на I мм рт. ст.), можно рассчитать ба­рометрическую высоту полета.

Истинную высоту можно приближенно оценить, если по време­ни полета определить местоположе­ние самолета в заданный момент вре­мени и снять с карты среднюю высо­ту рельефа в данной местности. Вре­мя полета, полученное но барограм­ме, необходимо сопоставить с запи­санным в полетном задании и штур­манском бортовом журнале. По вре­мени и высоте снижения можно при­ближенно оценить вертикальную ско рость. Следует учитывать, что вслед­ствие низкой точности регистрации погрешности определения высоты и вертикальной скорости могут быть ве­лики.

Информация, записанная самопис­цем КЗ-63, обрабатывается с помо­щью аппарата «Микрофот* или проекционного фонаря типа ЭДИ-452. Расшифровка лент самописца заклю чается в определении приборной ско­рости, барометрической высоты и вертикальной перегрузки и произво­дится по шаблону, построенному по тарнровочной ленте данного самопис­ца. Цена делений шаблона составляет 200 м по высоте 20 км/ч по скоро­сти, 0,1 ед. по перегрузке. По отмет­кам, нанесенным штрихами через каждые 3 мин, определяются участки полета, соответствие выдерживаемых высот полета заданным. По прибор­ной скорости, высоте полета и тем­пературе может быть приближенно оценена истинная скорость ВС. По записи перегрузки определяется вер­тикальная перегрузка при посадке, а также попадание ВС в зоны турбу­лентности.

Для дешифрирования данных САРПП-12Д используются тарировоч — ные графики, устанавливающие связь между измеряемым параметром и значением ординаты линии записи этого параметра на пленке. По тари — ровочным графикам строятся шабло­ны или подвижные шкалы, облегчаю­щие процесс дешифрирования. Де­шифрирование и анализ фотопленок САРПП позволяют получить инфор­мацию о соблюдении требований без­опасности полета и заданного режи­ма. Следует учитывать, что с учетом погрешностей датчика и возможно­стей ручной дешифровки общая по грешность записи и воспроизведения достигает ±10—15%.

Декодирование полетной информа­ции системы МСРП-12-96 осуществля­ется с помощью наземного декодиру­ющего устройства ДУМС, а МСРП-64-2 — устройства НДУ-8. Эти декодирующие устройства запи­сывают на фотобумагу несколько па­раметров, зарегистрированных на маг­нитной ленте (ДУМС — 4, НДУ-8 — параметров). Одновременно с запи­сью параметров полета на осцилло­грамму наносятся поперечные линии с интервалом I с. Расшифровка осу­ществляется с помощью тарировоч — ных графиков и позволяет оценить число М, барометрическую высоту и индикаторную скорость (путем введе­ния аэродинамических поправок), а также другие параметры. По разно­сти высот и времени снижения может быть оценена вертикальная скорость.

Устройство «Луч-74» использует­ся для обработки полетной информа­ции, накопленной бортовыми регист­раторами типа МСРП. Оно обеспечи­вает автоматический количественный и логический анализ полетной инфор­мации и позволяет документировать результаты обработки. Графическая регистрация изменения параметров осуществляется на специальной элек­трохимической бумаге н вывод ре зультатов производится на печатный бланк с помощью электрифицирован­ной пишущей машинки. Обработка полетной информации, поступающей в устройство «Луч-74», ведется в темпе ее ввода.

При автоматизирован­ной обработке на график одно­временно может выводиться 32 пара­метра и 16 разовых команд, а также метки времени с оцифровкой часов и минут. На бланке цифропечати мо­жет быть представлена информация о значениях контролируемых пара­метров и наличии разовых команд в течение заданного интервала обработ­ки (данные представляются ежесе­кундно).

Экспресс-анализ полет­ной информации с помощью «Луч-74» заключается в последова­тельном автоматическом сравнении фактических значений параметров илн скорости их изменения во времени с их допустимыми значениями, установ­ленными нормативной летно-техниче­ской документацией. Обработка ин формации ведется по алгоритмам, индивидуальным для каждого типа самолета. На бланке экспресс-анализа выводится информация о номере са­молета, номере рейса, дате полета, условный номер события отклонения, номер канала регистрации параметра и максимальное (минимальное) фи­зическое значение параметра в период существования события, время нача­ла и окончания события отклонения. Информация выводится в цнфробук — венном виде.

Речевая информация, накопленная на МС-61 и МАРС-БМ, воспроизво­дится на специальных наземных маг­нитофонах. Характерная информация, полученная при прослушивании запи­си, наносится в соответствующих точ­ках схемы полета ВС. Наиболее эф­фективно совместное использование звуковой и параметрической информа­ции. Запись позволяет восстановить последовательность выполнения неко­торых навигационных операций, про­контролировать достоверность инфор­мации в штурманском бортовом жур­нале (курс, высота, время пролета ППМ).

Эффективность использования ССПИ для контроля качества само­летовождения еще больше повысится в будущем, когда увеличится их точ­ность н будет расширен объем реги­стрируемых навигационных парамет­ров.