Виды запрессовок, применяемых при склейке
Запрессовка при склеивании может быть осуществлена грузом, Пружинами, гвоздями, резиновыми тросами, клиньями, эксцентриками, рычажными приспособлениями, винтовыми, гидравлическими и пневматическими прессами.
На самолетных заводах, применяются почти все эти виды запрессовок, но наилучшей является запрессозка в пневматических и гидравлических прессах. В иих давление распределяется равномерно по всей склеиваемой поверхности и имеется возможность регулировать давление в нужных пределах. Остальные виды запрессовок не обеспечивают равномерности давления по склеиваемой поверхности и регулировки удельного давления, вследствие чего не всегда получается склейка хорошего качества.
Свободная выдержка до механической обработки деталей,
склеенных казеиновым клеем
Таблица 29
|
В табл. 30 приведена характеристика и область применения каждого вида запрессовки.
Таблица 30
Характеристика основных видов запрессовок, применяемых при склейке.
Применяется только в кустарном производстве н на опытных заводах при склейке плоских н с большим радиусом кривизны деталей. Не обеспечивает хорошего качества склейки
Положительные стороны:
простота запрессовки при склейке плоских деталей; не требуется специального оборудования
Отрицательные стороны:
невозможно создать равномерное давление и регулировать величину удельного давления
громоздкость и трудоемкость работы;
низкая производительность;
ограниченная возможность применения;
образуются провалы на приклеиваемых обшивках;
низкая культура производства
Применяется при склейке небольших деталей простой формы. Рекомендуется для запрессовки угольников и мелких бобышек
Положительные стороны;
простота, быстрота и удобство запрессовки
Отрицательные:
нельзя создать равномерное Давление и трудно регулировать величину удельного давлення;
невозможно создать большие давления, нужные при склеечиых работах;
нельзя склеивать детали с боль — .-ШИШГ. площадями —
Наименование и эскиз запрессовки
Наименование и эскиз запрессовки
В производственной практике наиболее часто встречаются следующие Дефекты: 1. Местные непроклейки — неплотные прилегания склеенных поверхностей друг к другу, образующиеся в результате плохой подгонки склеиваемых поверхностей, местных загрязнений, недостаточного давления при запрессовке, преждевременной, т. е. до запрессовки, полимеризации или затвердевания клея на склеиваемых поверхностях. Преждевременная полимеризация клея может происходить вследствие применения клея на верхнем пределе его рабочей жизнеспособности, при длительном процессе склейки до запрессовки и при высокой температуре склеенного помещения (больше 20°), а также при нанесении клея на детали или шпон, находящиеся на теплом шаблоне или болване. і Местные непроклейки, уменьшая площадь склеивания, понижают прочность детали, а поэтому они в готовом изделии допускаются с ограничениями (не более 5% площади склеивания). 2. Трещины по клеевому соединению или по древесине вблизи клеевого соединения образуются в результате внутренних напряжений, возникающих вследствие склеивания деталей из древесины с повышенной влажностью и последующей выдержки при высокой температуре и низкой относительной влажности воздуха, а также интенсивного и длительного подогрева склеиваемых деталей и склеивания деформированных заготовок. Трещины по клеевому соединению и древесине в авиационных деталях не допускаются. 1*3 |
3. Слабое сцепление склеиваемых поверхностей (пониженная прочность клеевого соединения) может быть результатом применения некондиционного клея и применения клея пониженной вязкости, а также недостаточной открытой пропитки.
Слабое сцепление является скрытым дефектом, а потому необходимо особенно тщательно устранять причины его образования.
4. Голодная склейка (клеевая пленка тонкая, местами прерывающаяся) образуется вследствие применения клея малой вязкости, склеивания без открытой пропитки и чрезмерного давления при запрессовке.
5. Жирная склейка (толстая клеевая пленка) образуется вследствие применения клея повышенной вязкости, продолжительной открытой пропитки при повышенной температуре помещения, недостаточного давления при запрессовке и плохой подгонки склеиваемых поверхностей.
Жирная склейка характеризуется хрупким клеевым соединением й значительно ослабляет прочность детали.
6. Образование пузырей на клеевой пленке происходит при резком повышении температуры клеевого соединения.
Во избежание этого дефекта температуру клеевого соединения при подогреве склеиваемых деталей следует повышать постепенно с тем, чтобы не было интенсивного газо — и парообразования в клеевой пленке. С этой же целью запрессозанным деталям дают выдержку до подогрева не менее 10 мин., в течение которой летучие вещества постепенно удаляются из клеевой пленки.
Образование пузырей чаще наблюдается при склейке карбамидными и казеиновыми клеями, так как они имеют повышенное содержание воды.
7. Пережоги могут появиться в результате применения неисправных или нетарированных нагревателей с высокой температурой нагрева и длительных выдержек с включенным нагревателем, превышающих выдержки, установленные технологией. При пережоге клеевое соединение принимает красно-бурый или черный цвет.
Пережог ‘в авиационных деталях не допускается, так как ведет к ослабленню клеевого соединения и ускоряет старение клея.