Виды запрессовок, применяемых при склейке

Запрессовка при склеивании может быть осуществлена грузом, Пружинами, гвоздями, резиновыми тросами, клиньями, эксцентриками, рычажными приспособлениями, винтовыми, гидравлическими и пнев­матическими прессами.

На самолетных заводах, применяются почти все эти виды запрес­совок, но наилучшей является запрессозка в пневматических и гид­равлических прессах. В иих давление распределяется равномерно по всей склеиваемой поверхности и имеется возможность регулировать давление в нужных пределах. Остальные виды запрессовок не обес­печивают равномерности давления по склеиваемой поверхности и ре­гулировки удельного давления, вследствие чего не всегда получается склейка хорошего качества.

Свободная выдержка до механической обработки деталей,
склеенных казеиновым клеем

Таблица 29

Наименование операций

Характер последующей обработки

Свободная выдержка в часах

Склеивание планок на-ус для по­лок лонжеронов и стрингеров:

На строгальных или фрезерных станках

*

а) из хвойных пород

12—15

б) из твердых лиственных пород

.

18—24

Склеивание фанеры на-ус

Зачистка вручную

8-12

Склеивание планок в щитки для полок лонжеронов из хвойных пород

Строгание на станке’

12-18

Склеивание полок лонжеронов и стрингеров из планок и секций:

а) из хвойных пород

Строгание на станке

12-18

б) из твердых лиственных пород

То же

18-32 ./

в) нз дельта-древесины с фанерой н сосной

»

24-48

л

Склеивание бобышек из сосны, ели и пихты с фанерой

Обработка на станке

12—48

Склеивание каркасов и лонжеро­нов крыла с постановкой бобышек, диафрагм, распорок:

а) из хвойных и лиственных пород

Строгание вручную

4

12-18

б) из дельта-древесины с фанерой

То же

9

18-24

Приклеивание фанерных стенок к каркасу лонжерона

*

8-12

Выклеивание дужек шпангоутов и нервюр из планок мелких сечений толщиной 2-~s мм:

а) при толщине дужек до Ю мм

Строгание на стайке или вручную

18-32

б) при толщине дужек свыше 10мм

То же

24-48

Сборка каркасов нормальных и усиленных нервюр и шпангоутов

9

4-8

Приклеивание фанерных стенок к каркасам нервюр и шпангоутов

9

4-8

В табл. 30 приведена характеристика и область применения каж­дого вида запрессовки.

Таблица 30

Характеристика основных видов запрессовок, применяемых при склейке.

Применяется только в кустарном производстве н на опытных заводах при склейке плоских н с большим радиусом кривизны деталей. Не обеспечивает хорошего качества склейки

Положительные стороны:

простота запрессовки при склейке плоских деталей; не требуется спе­циального оборудования

Отрицательные стороны:

невозможно создать равномерное давление и регулировать величину удельного давления

громоздкость и трудоемкость ра­боты;

низкая производительность;

ограниченная возможность приме­нения;

образуются провалы на приклеи­ваемых обшивках;

низкая культура производства

Применяется при склейке неболь­ших деталей простой формы. Реко­мендуется для запрессовки угольни­ков и мелких бобышек

Положительные стороны;

простота, быстрота и удобство запрессовки

Отрицательные:

нельзя создать равномерное Давле­ние и трудно регулировать вели­чину удельного давлення;

невозможно создать большие дав­ления, нужные при склеечиых ра­ботах;

нельзя склеивать детали с боль — .-ШИШГ. площадями —

Наименование и эскиз запрессовки

Наименование и эскиз запрессовки

В производственной практике наиболее часто встречаются следую­щие Дефекты:

1. Местные непроклейки — неплотные прилегания склеенных по­верхностей друг к другу, образующиеся в результате плохой подгон­ки склеиваемых поверхностей, местных загрязнений, недостаточного давления при запрессовке, преждевременной, т. е. до запрессовки, полимеризации или затвердевания клея на склеиваемых поверхностях.

Преждевременная полимеризация клея может происходить вслед­ствие применения клея на верхнем пределе его рабочей жизнеспособ­ности, при длительном процессе склейки до запрессовки и при высо­кой температуре склеенного помещения (больше 20°), а также при нанесении клея на детали или шпон, находящиеся на теплом шаблоне или болване. і

Местные непроклейки, уменьшая площадь склеивания, понижают прочность детали, а поэтому они в готовом изделии допускаются с ограничениями (не более 5% площади склеивания).

2. Трещины по клеевому соединению или по древесине вблизи клеевого соединения образуются в результате внутренних напряже­ний, возникающих вследствие склеивания деталей из древесины с по­вышенной влажностью и последующей выдержки при высокой темпе­ратуре и низкой относительной влажности воздуха, а также интен­сивного и длительного подогрева склеиваемых деталей и склеивания деформированных заготовок.

Трещины по клеевому соединению и древесине в авиационных деталях не допускаются.

1*3

3. Слабое сцепление склеиваемых поверхностей (пониженная прочность клеевого соединения) может быть результатом применения некондиционного клея и применения клея пониженной вязкости, а также недостаточной открытой пропитки.

Слабое сцепление является скрытым дефектом, а потому необхо­димо особенно тщательно устранять причины его образования.

4. Голодная склейка (клеевая пленка тонкая, местами прерываю­щаяся) образуется вследствие применения клея малой вязкости, склеивания без открытой пропитки и чрезмерного давления при за­прессовке.

5. Жирная склейка (толстая клеевая пленка) образуется вслед­ствие применения клея повышенной вязкости, продолжительной от­крытой пропитки при повышенной температуре помещения, недоста­точного давления при запрессовке и плохой подгонки склеиваемых поверхностей.

Жирная склейка характеризуется хрупким клеевым соединением й значительно ослабляет прочность детали.

6. Образование пузырей на клеевой пленке происходит при рез­ком повышении температуры клеевого соединения.

Во избежание этого дефекта температуру клеевого соединения при подогреве склеиваемых деталей следует повышать постепенно с тем, чтобы не было интенсивного газо — и парообразования в клеевой пленке. С этой же целью запрессозанным деталям дают выдержку до подогрева не менее 10 мин., в течение которой летучие вещества постепенно удаляются из клеевой пленки.

Образование пузырей чаще наблюдается при склейке карбамид­ными и казеиновыми клеями, так как они имеют повышенное содер­жание воды.

7. Пережоги могут появиться в результате применения неисправ­ных или нетарированных нагревателей с высокой температурой нагрева и длительных выдержек с включенным нагревателем, превы­шающих выдержки, установленные технологией. При пережоге клее­вое соединение принимает красно-бурый или черный цвет.

Пережог ‘в авиационных деталях не допускается, так как ведет к ослабленню клеевого соединения и ускоряет старение клея.