‘ Выклейка ручным гвоздевым способом
На подготовленный болван набирают ленты шпона шириной 50— 100 мм сразу всех слоев обшивки с последующей гвоздевой запрессовкой. При этом продолжительность укладки всех слоев шпона от момента нанесения клея на первый слой до начала запрессовки не должна превышать 25 мин., а продолжительность гвоздевой запрес — созкп нс более 20 При невозможности пабраю bc. j ело;, а один
прием нх набирают в несколько приемов, а иногда по одному слою обшивки.
Для увеличения прочности обшивки при наборе слоев шпона необходимо, чтобы швы первого слоя не совпадали со швами третьего слоя и швы второго слоя не совпадали со швамн четвертого слоя.
Шпон набирают от середины болвана в обе стороны под нужным углом к его осн (отклонение не более х5°) согласно меткам на болване или на раме, предусматривающим смещение лент по слоям. Каждую ленту шпона нужно укладывать точно на место, соответствующее ее номеру. Для плотного прилегания к поверхности болвана ленту шпона при укладке натягивают до отказа н по концам закрепляют гвоздями с фанерными шайбами размером 30X30 мм.
При выклейке многослойных обшивок рекомендуются следующие способы укладки шпона в зависимости от применяемого клея.
При выклейке казеиновыми клеями первый и последний слои* шпона укладывают с нахлестом смежных кромок на 4—8 мм, а внутренние слои с зазором в 2—3% ширины листов шпона.
Уложенные ленты шпона необходимо притереть деревянными киянками для удаления пузырьков воздуха и для плотного прилегания лент одна к другой. Притирают ленты сверху вниз вдоль шпона одновременно в обе стороны.
При выклейке смоляными и карбамидными клеями первый и последний слои шпона укладывают впритык, а внутренние слои — с зазором в I—2°/о ширины шпона.
Полосы второго и последующего слоев шпона укладывают под углом 90 + 5° к предыдущему слою, туго натягивают, приглаживают рукой сверху вниз и концы закрепляют амортизационным шнуром, натянутым по нижнему основанию болвана.
Обшивки запрессовывают гвоздя мТЇ размером 1,5X30 мм с шагом не более 50 мм. Для более равномерного распределения давления от головки гвоздя по площади склейки гвозди забивают через прижимные сулажки.
При’выклейке обшивок сложной конфигурации сулажкн изготовляют из 2—3-мм фанеры шириной, равной ширине укладываемого шпона (50—100 мм), оклеивают тканью и покрывают одним-двумя слоями нитроклея АК-20. Перед забивкой на гвозди надеваются шай — бы размером 30X30 мм, изготовленные из 3—4-мм фанеры. Гвозди необходимо забивать от вершины болвана одновременно в обе стороны.
Порядок укладывания шпона на болван и запрессовка при ручной выклейке обшивок казеиновым клеем показаны на фиг. 200.
. При выклеивании обшивок из шпона рекомендуется следующее нанесение клея: • *
казеинового — односто-роннее нанесение клея на шпон, уложенный на болван;
смоляного — для многослойных обшивок больших размеров несложной конфигурации двухстороннее нанесение клея при склеивании наружных слоев шпона с последующими н одностороннее на внутренних слоях шпона (фнг. . 201).
jl.’Di тол ori. umiuv <кгпініич диухоrvptujmv ttamvomu’ клон.
При выклейке обшивок расход смоляных клеев составляет около 300—400 г/м3, а казеиновых сухого порошка— 150—170 г/м3. Для склейки применяются казеиновые клеи консистенций 1:2,1 или.
1 :2.2 с вязкостью
60
ные клеи с вязкостью 25-60° ФЭ.
Запрессованный слой обшивки при температуре склеенного помещения — не ниже 16° выдерживается 4—5 час. при казеиновых клеях и 5—6 час. при смоляных. После выдержки осторожно, чтобы не повредить шпои, снимают гвозди с помощью гвоздодера и прижимные сулаги. Выклеенный шпон зачищают циклей, устраняют дефекты и дают в течение 2—3 час. просохнуть и приступают к набору следующего слоя. Последующие слои обшивки набираются на болване в описанном выше порядке.
Выклеенные обшивки, если они не проходят камерной сушки, выдерживаются до
влажности 7—11% иа облегченных решетчатых болванах в сухом помещении (фиг. 202). Во избежание коробления при высыхании обшивки притягиваются к поверхности болванов стальными лентами.
Ручной способ выклейки обшивок из шпона с гвоздевой запрессовкой имеет следующие недостатки;
низкую производительность;
недостаточное и неравномерное давление при склейке, вызывающее расслоение обшивки;
гвозди при запрессовке (несколько тысяч гвоздей на одну обшивку фюзеляжа) вызывают разрыв волокон, что понижает крепость и жесткость обшивки;
непроизводительный расход гвоздей и фанеры на прижимные су — лажки и шайбы;
быстрый износ болвана,1 так как на болване можно выклеить только 10—15 обшивок.
При ручной выклейке обшивок на болване применяется. также способ запрессовки резиновыми поясами. Сущность этого способа сводится к следующему.
На уложенный на болване слой лент шпоиа накладывают прижимные сулажки, а поверх иих резиновые пояса толщиной 4—10 мм и шириной, равной ширине сулажки. На концах резиновых поясов имеются резиновые кольца, при помощи которых пояса крепятся к болвану. Давление, создаваемое при запрессовке резиновыми поясами, не превышает давления, создаваемого гвоздевой запрессовкой, но распределяется более равномерно по склеиваемой поверхности. Хотя при этом способе и устраняются отверстия от гвоздей на обшнвке, но большого распространения он не получил, так как резиновые пояса быстро изнашиваются и теряют упругость, требуют специальных приспособлений для натяжки, непригодны для запрессовки обшивок,
имеющих вогнутые места, и опасны в работе.
/