‘ Выклейка ручным гвоздевым способом

На подготовленный болван набирают ленты шпона шириной 50— 100 мм сразу всех слоев обшивки с последующей гвоздевой запрес­совкой. При этом продолжительность укладки всех слоев шпона от момента нанесения клея на первый слой до начала запрессовки не должна превышать 25 мин., а продолжительность гвоздевой запрес — созкп нс более 20 При невозможности пабраю bc. j ело;, а один

прием нх набирают в несколько приемов, а иногда по одному слою обшивки.

Для увеличения прочности обшивки при наборе слоев шпона не­обходимо, чтобы швы первого слоя не совпадали со швами третьего слоя и швы второго слоя не совпадали со швамн четвертого слоя.

Шпон набирают от середины болвана в обе стороны под нужным углом к его осн (отклонение не более х5°) согласно меткам на бол­ване или на раме, предусматривающим смещение лент по слоям. Каждую ленту шпона нужно укладывать точно на место, соответ­ствующее ее номеру. Для плотного прилегания к поверхности болва­на ленту шпона при укладке натягивают до отказа н по концам за­крепляют гвоздями с фанерными шайбами размером 30X30 мм.

При выклейке многослойных обшивок рекомендуются следующие способы укладки шпона в зависимости от применяемого клея.

При выклейке казеиновыми клеями первый и последний слои* шпо­на укладывают с нахлестом смежных кромок на 4—8 мм, а внутрен­ние слои с зазором в 2—3% ширины листов шпона.

Уложенные ленты шпона необходимо притереть деревянными киянками для удаления пузырьков воздуха и для плотного прилега­ния лент одна к другой. Притирают ленты сверху вниз вдоль шпона одновременно в обе стороны.

При выклейке смоляными и карбамидными клеями первый и по­следний слои шпона укладывают впритык, а внутренние слои — с зазором в I—2°/о ширины шпона.

Полосы второго и последующего слоев шпона укладывают под углом 90 + 5° к предыдущему слою, туго натягивают, приглаживают рукой сверху вниз и концы закрепляют амортизационным шнуром, натянутым по нижнему основанию болвана.

Обшивки запрессовывают гвоздя мТЇ размером 1,5X30 мм с шагом не более 50 мм. Для более равномерного распределения давления от головки гвоздя по площади склейки гвозди забивают через прижим­ные сулажки.

При’выклейке обшивок сложной конфигурации сулажкн изготов­ляют из 2—3-мм фанеры шириной, равной ширине укладываемого шпона (50—100 мм), оклеивают тканью и покрывают одним-двумя слоями нитроклея АК-20. Перед забивкой на гвозди надеваются шай — бы размером 30X30 мм, изготовленные из 3—4-мм фанеры. Гвозди необходимо забивать от вершины болвана одновременно в обе сто­роны.

Порядок укладывания шпона на болван и запрессовка при ручной выклейке обшивок казеиновым клеем показаны на фиг. 200.

. При выклеивании обшивок из шпона рекомендуется следующее на­несение клея: • *

казеинового — односто-роннее нанесение клея на шпон, уложенный на болван;

смоляного — для многослойных обшивок больших размеров не­сложной конфигурации двухстороннее нанесение клея при склеивании наружных слоев шпона с последующими н одностороннее на внутрен­них слоях шпона (фнг. . 201).

jl.’Di тол ori. umiuv <кгпініич диухоrvptujmv ttamvomu’ клон.

При выклейке обшивок расход смоляных клеев составляет около 300—400 г/м3, а казеиновых сухого порошка— 150—170 г/м3. Для склейки применяются казеиновые клеи кон­систенций 1:2,1 или.

1 :2.2 с вязкостью

60

ные клеи с вязкостью 25-60° ФЭ.

Запрессованный слой обшивки при темпера­туре склеенного поме­щения — не ниже 16° вы­держивается 4—5 час. при казеиновых клеях и 5—6 час. при смоля­ных. После выдержки осторожно, чтобы не повредить шпои, сни­мают гвозди с помощью гвоздодера и прижим­ные сулаги. Выклеен­ный шпон зачищают циклей, устраняют де­фекты и дают в тече­ние 2—3 час. просох­нуть и приступают к набору следующего слоя. Последующие слои обшивки набира­ются на болване в опи­санном выше порядке.

Выклеенные обшив­ки, если они не прохо­дят камерной сушки, выдерживаются до

влажности 7—11% иа облегченных решетчатых болванах в сухом по­мещении (фиг. 202). Во избежание коробления при высыхании обшив­ки притягиваются к поверхности болванов стальными лентами.

Ручной способ выклейки обшивок из шпона с гвоздевой запрес­совкой имеет следующие недостатки;

низкую производительность;

недостаточное и неравномерное давление при склейке, вызываю­щее расслоение обшивки;

гвозди при запрессовке (несколько тысяч гвоздей на одну обшивку фюзеляжа) вызывают разрыв волокон, что понижает крепость и жесткость обшивки;

непроизводительный расход гвоздей и фанеры на прижимные су — лажки и шайбы;

быстрый износ болвана,1 так как на болване можно выклеить только 10—15 обшивок.

При ручной выклейке обшивок на болване применяется. также способ запрессовки резиновыми поясами. Сущность этого способа сводится к следующему.

На уложенный на болване слой лент шпоиа накладывают прижим­ные сулажки, а поверх иих резиновые пояса толщиной 4—10 мм и шириной, равной ширине сулажки. На концах резиновых поясов имеются резиновые кольца, при помощи которых пояса крепятся к болвану. Давление, создаваемое при запрессовке резиновыми пояса­ми, не превышает давления, создаваемого гвоздевой запрессовкой, но распределяется более равномерно по склеиваемой поверхности. Хотя при этом способе и устраняются отверстия от гвоздей на обшнвке, но большого распространения он не получил, так как резиновые пояса быстро изнашиваются и теряют упругость, требуют специальных при­способлений для натяжки, непригодны для запрессовки обшивок,

имеющих вогнутые места, и опасны в работе.

/