Формирование сигнала датчика
Подобно тому, как ток, протекающий по обмотке датчика, создает в пространстве магнитное поле, образуют магнитное поле над проверяемым участком детали и ВТ (рис. 5.6).
Значение потока ВТ Фв зависит от электропроводности, магнитной проницаемости и сплошности проверяемого материала. Он меньше, если меньше электропроводность (рис. 5.6, а, б):Ф <ФВї. Нормальная составляющая магнитного потока ВТ в любой момент направлена навстречу нормальной составляющей возбуждающего потока Ф0 датчика. При отсутствии несплошности в детали под датчиком пространственная картина магнитного поля ВТ имеет осевую симметрию. Если под датчиком есть трещина, то осевая симметрия нарушается, так как меняются траектории ВТ (рис. 5.6, в). Часть ВТ, обтекающих трещину с двух сторон в противоположных направлениях, создает над ней дополнительное поле дефекта, нормальная составляющая которого направлена так же, как нормальная составляющая возбуждающего поля. Поток поля дефекта обозначен ДФ.
Магнитный поток ВТ является величиной, формирующей в датчике сигнал. Дополнительный поток ДФ вызывает приращение этого сигнала при наличии дефекта. Поток ВТ и его приращения тем больше, чем больше возбуждающий поток Ф0 и чем ближе к детали расположен датчик.
При протекании ВТ наблюдается, кроме образования магнитного поля Фв, и другое явление: превращение электрической энергии в теплоту. Это превращение происходит на электрическом сопротивлении, которое ВТ испытывают со стороны материала детали. Энергия, превращающаяся в теплоту за единицу времени (потери мощности), обозначена Рп.
Если поток ВТ Фа с ростом элек — рв тропроводиости материала (в пре ф делах 0—со) растет, то потерн мощ — 0 пости па ВТ Рц вначале увеличиваются, а затем падают до нуля (рис. 5.7). Аналогичные закономерности для Фв и Рв наблюдаются при увеличении частоты от нуля до бесконечности.
Энергия, превращающаяся вну — I три детали в теплоту, поступает из
I датчика, который можно рассмат
ривать как генератор электрической энергии. Поэтому потери мощности на ВТ приводят к изменению параметров (активного сопротивления) датчика и являются величиной, которая вместе с магнитным потоком ВТ формирует сигнал датчика. Потери мощности па ВТ тем больше, чем больше возбуждающий поток Ф0 н чем ближе к детали расположен датчик. Так как при контроле используют датчики небольшой мощности, нагревание детали за счет потерь на ВТ трудно зарегистрировать. При большой мощности индуктора (катушки индуктивности) происходит разогревание поверхностных слоев детали ВТ до высокой температуры. Этот эффект используют для индукционной закалки при изготовлении деталей.
Рассмотрим, как величины Фв и Рв трансформируются в сигнал параметрического датчика — индуктивное и активное сопротивление.
В режиме холостого хода активное сопротивление датчика Ро (рис. 5.8, г’) определяется через потери мощности в самом датчике Р0, а его индуктивность L0-~ через возбуждающий магнитный поток Ф0: Ро = Ро//2, Ро = Фо/7. В токовихревых дефектоскопах / = const (/ — сила тока в обмотке), так как датчики подключают к электронному генератору с большим внутренним сопротивлением. Вообще L ~ Ф. Отсюда видно, что измене
ния сопротивления R или индуктивности L датчика вызовут про — / порцнональные изменения потерь мощности и потока, и наоборот, изменения Р и Ф вызовут пропорциональные изменения R — и L. Полное сопротивление датчика принято изображать на комплексной плоскости, откладывая но мнимой оси индуктивное сопротивление о>/-, по вещественной оси — активное сопротивление R (рис. 5.8,2′). Точка а = 0 с координатами А?0 и ш/_0 определяет пол*
ное сопротивление датчика Zq в режиме холостого хода. Нго также изображают отрезком (вектором), соединяющим начало ко ординат и точку а = 0.
Рис. 5.8. Формирование сигнала датчика и его-‘ изображение на комп- I ЛЄКС[(ОЙ плоскости |
Проанализируем, что происходит с величинами шL и R при возбуждении ВТ (рис. 5.8, а, б, в). Через витки обмотки датчика, помещенного на деталь, у которой электропроводность материала равна, например аі (рис. 5.8, а), проходят два встречно направленных потока — возбуждающий Ф0 и поток ВТ Фв. Результирующий поток равен их разности: ф1 = ф0—фі^т В этом случае индуктивность L датчика равна, т. е. будет меньше, чем его
индуктивность Т0 в режиме холостого хода: Lx = ■— —— Ц—
Фв Ф В
—- . Величина обусловлена ВТ; она появляется, когда
датчик установлен на деталь и как бы вносится деталью, поэтому называется вносимой индуктивностью ТвТаким образом, в случае, рассматриваемом па рис. 5.8, a, L{~L0—LBn.
Как уже отмечалось, энергия, превращающаяся в детали в теплоту, поступает из датчика. Поэтому потери мощности в датчике состоят из потерь в обмотке (н сердечнике) датчика и потерь ВТ в детали: Р{ = Р0— Рв^. В этом случае активное сопротив-
холостого хода: —— — yf Ф Цг =■= R0 Ф -^г-. Величина обус
ловлена деталью и называется вносимым активным сопротивлением /?вп. Таким образом, в случае, рассматриваемом на рис. 5.8, a, Ri=Ro + RBul.
Видим, что при размещении датчика па детали его индуктивное сопротивление уменьшается на величину coLmi,, а активное сопротивление увеличивается па величину RUnit комплексное сопротивление Z изменяется на величину ZQ1Il = Р1Ші—/аФВи,, которая и является сигналом датчика.
Вычтя па комплексной плоскости (рис. 5.8, а’) из индуктивного сопротивления шТо датчика в режиме холостого хода вносимое индуктивное сопротивление uLmu и добавив к активному сопротивлению Ro вносимое активное сопротивление Рвп„ получим точку Gi па плоскости, которая характеризует комплексное сопротивление датчика Zb помещенного на металл с электропроводностью сц.
При размещении датчика над металлом с большей электропроводностью Q2 (рис. 5.8, б) поток ВТ увеличится по сравнению с предыдущим случаем и будет равен Ф, м а потери мощности на ВТ могут увеличиться или уменьшиться (см. рис. 5.7) до значения /V — Соответственно этому изменятся вносимая индуктивность и вносимое активное сопротивление. Они будут равны Lmi, и Ra„t. Для определения комплексного сопротивления датчика Z2 необходимо найти координаты точки а2 на плоскости: wLo—coLBlls и Ra + Rim, (рис. 5.8, б’). Переставляя датчик на металлы с возрастающей электропроводностью, получим на комплексной плоскости ряд точек, определяющих полное сопротивление датчика Z, а также полное вносимое сопротивление (сигнал датчика), соответствующее этим значениям а. Соединив все точки а линией, получим график зависимости Z датчика или Zaii от электропроводности. Такая же зависимость Z датчика и ZB! J получается при a = const, но при изменении частоты возбуждения ВТ от 0 до оо.
Графики Z (a, f и др.), показывающие зависимость сигнала датчика на комплексной плоскости от свойств материала детали, расстояния до датчика, формы детали, размеров дефекта и др., называют годографами.
Рассмотрим, что собой представляет сигнал датчика при наличии под ним дефекта. Пусть в детали с электропроводностью материала ст2 под датчиком имеется трещина (рис. 5.8, в). Это приведет по сравнению со случаем, изображенным на рис. 5.8, б, к появлению дополнительного магнитного потока + АФ, а также к увеличению или к уменьшению потерь мощности на ■’ВТ на ±ДР (см. рис. 5.6, е). Результирующие поток и потери мощности датчика определяются выражениями Ф3 = Ф0—Фпа — гАФ, Рз = Ро +
+^>в,=ЬДР. Разделив первое из них на /, второе — на Г2, получим
Ls — Lq—+ Rz=’Rq+Rmi ±AR. Таким образом, при наличии трещины индуктивность датчика увеличивается, вносимая индуктивность уменьшается, активное сопротивление датчика и вносимое активное сопротивление могут увеличиться, уменьшиться или не измениться — это зависит от того, при каких значениях произведения а/ выполняется контроль.
На рис. 5.8, в’ приращение сигнала, вызванное трещиной, изображено вектором Д^-
Вектор Z3, соединяющий начало координат с точкой Т? ъ изображает полное сопротивление датчика, установленного на деталь с трещиной. На рис. 5.8, в’ показан также сигнал (вектор AZi) датчика, вызванный трещиной в материале с электропроводностью 01.
Для наблюдения изменений вносимого индуктивного и активного сопротивлений датчика, обусловленных изменением ВТ, их преобразуют с помощью электрических схем в изменения напряжения или тока.