ТОРМОЗ НЕСУЩЕГО ВИНТА

Тормоз несущего винта обеспечивает торможение винта при стоянке вертолета на земле и при буксировке его по аэродрому с тем, чтобы исключить вращение винта и удары лопастей по хвостовой балке или фюзеляжу.

Лопасти несущего винта в указанных случаях устанав­ливаются так, чтобы ни одна из них не находилась над хвостовой балкой или фюзеляжем. При этом вертикальные перемещения лопастей от действия ветра или от неровно­стей аэродрома являются безопасными, так как не могут привести к ударам по балке (фюзеляжу), а следовательно, к поломке лопастей и вертолета.

Торможение несущего винта на вертолете производится также при проверке усилия затяжки гасителей колебаний или остановке вращающегося по инерции винта после от­ключения его от двигателя.

Тормозить вращающийся винт нужно после отключения его от трансмиссии на малых оборотах импульсами по 1—2 сек. Торможение на больших оборотах и без импуль­сов может привести к поломке несущего винта вертолета.

Безопасность торможения вращающегося несущего винта зависит также от плавности включения тормоза (от плавности нарастания силы трения). Резкое нарастание силы трения в тормозе может привести к поломке деталей трансмиссии или лопастей несущего и рулевого винтов вертолета. В связи с этим в эксплуатации нужно периоди­чески проверять плавность включения тормоза. Эта про­верка производится при проворачивании несущего винта вручную с одновременным его торможением. При плавном нарастании силы трения в тормозе (во время плавного взя­тия ручки тормоза на себя) сопротивление вращению не­сущего винта должно нарастать также плавно.

В случае обнаружения резкого включения тормоза не­обходимо выяснить и устранить причину такого включения. В первую очередь нужно проверить состояние проводки управления тормозом (нет ли заеданий и неравномерности перемещения тросов или тяг управления тормозом на всем диапазоне их хода). После этого следует проверить регу­лировку тормозных колодок и состояние тормозных поверх­ностей ленты и барабана, а также барабана тормоза, который не должен иметь перекоса из-за неравномерной затяжки гаек его крепления. При осмотре тормозных по­верхностей нужно убедиться, что на них нет масла. Нали­чие масла на указанных поверхностях может привести к потере эффективности торможения.

Наиболее распространенным дефектом тормозов коло­дочного типа, у которых растормаживание происходит под действием пружины, является неполное растормаживание их из-за потери упругости пружины, что приводит к пере­греву тормоза и выходу его из строя, а также к дополни­тельной затрате мощности на вращение трансмиссии. В связи с этим при подготовке вертолета к полету после опробования трансмиссии нужно проверить температуру поверхности барабана тормоза на ощупь. При обнаруже­нии перегрева барабана необходимо принять меры к выяс­нению и устранению дефекта.

Выпускать вертолет в полет с неисправным или неотре­гулированным тормозом несущего винта запрещается.