Мягкие топливные баки

Основными материалами, из которых изготовляются мягкие топливные баки, являются нитрильная резина (внутренний топливостойкий слой) и прорезиненные (наружный слой) хлопчатобумажные ткани или кап­рон. Топливные баки выпускаются протектированными и непротектированными (рис. 4.23).

Рис. 4.23. Конструкция стенок непротектированных (А) и протектированных (Б) мягких баков:

1 — внутренний слой из резины марок 3826, 203А и 203Б;

2 — наружный слой из плащ-палатки (МХП ТУ 1628—54), ткани АХКР (МХП ТУ 1547—53р) или капронового волокна ИКШ-300 (МХП ТУ 1987—57); 3 — протектирующие слои

стенок бака

В период эксплуатации для предупреждения прежде­временного выхода из строя не рекомендуется содержать топливные баки на самолетах без топлива.

Для предупреждения преждевременного старения топ­ливные баки резервных самолетов или самолетов, летаю­щих не на полную дальность (на них топливные баки не всегда заполняются топливом), через определенные про­межутки времени рекомендуется заполнять топливом, руководствуясь при этом инструкцией по эксплуатации данного типа самолета.

Баки, имеющие трещины на внутреннем слое резины, к эксплуатации не допускаются. Мелкие трещины на внешнем слое баков легко устраняются способом холод — ного склеивания клеем КР-5-18Р. Этот способ ремонта является новым и более прогрессивным по сравнению с ремонтом баков горячей вулканизацией.

Выемка баков из упаковочных контейнеров, их раз­вертывание, монтаж на самолеты, демонтаж и хранение проводятся только при положительных температурах.

Во избежание обмена воздуха и для предохранения баков от озонного старения у баков, демонтированных для временного хранения без топлива, все отверстия и штуцера закрывают заглушками или обвязывают воще­ной бумагой. Хранение снятых баков разрешается не бо­лее одного месяца, а в районах с жарким климатом не более 15 дней. Хранить баки разрешается в помещениях и временно — под навесом, при этом для предохранения от прямых солнечных лучей, влаги и пыли их закрывают брезентом.

При определении пригодности баков к дальнейшей эксплуатации или к ремонту руководствуются данными, приведенными в табл. 4.17.

Баки независимо от их срока службы подлежат за­мене, если на них обнаружены следующие дефекты:

— разрушение протектирующих слоев на площади более 50% наружной поверхности;

— повреждения и неисправности, размеры которых больше указанных в табл. 4.16;

Таблица 4.16

Характерные неисправности и повреждения, при наличии которых баки снимаются с эксплуатации и отправляются

в ремонт

№ по пор.

Наименование неисправностей и повреждений

Предельные размеры неисправ­ностей и повреждений, при которых баки снимаются с эксплуатации

1

Проколы, порезы и порывы внутреннего резинового слоя

По местоположению И площади не ограничиваются

2

Трещины на внутреннем ре­зиновом слое, образовавшиеся в результате естественного старения резины

До 25% площади ремон­тируемой стенки бака

3

Расслоение швов внутрен-

Площадь ремонта не ог-

него резинового слоя и от­слоение арматуры от внутрен­него слоя

раничивается

№ по пор.

[Наименование неисправностей и повреждений

Предельные размеры неисправ­ностей и повреждений, при которых баки снимаются с эксплуатации

4

Отрыв и отслоение от внут­реннего слоя накладок или

Площадь ремонта и коли­чество оторванных накла-

ч

лент крепления ребер жест­кости

док и лент не ограничи­ваются

5

Обрыв и повреждение шты­рей и других элементов креп­ления бака (петель, ушков)

Площадь ремонта обус­ловливается размерами ниж­ней резиновой шайбы штыря и других элементов креп­ления

. 6

Трещины и порывы наруж-

По всему периметру ар-

ного резинового слоя резино-

матуры при глубине тре-

тканевой и резино-металличе­ской арматуры

щин:

— на резино-металличе­ской арматуре — до метал-

. . .

лического кольца без от­слоения резины от металла;

. ! •

— на резино-тканевой ар­матуре — до первого слоя ткани.

7

Трещина на наружном рези­новом слое у основания рези­но-металлической и резино­тканевой арматуры

і *

По всему периметру ар­матуры:

— на одноусовой арма­туре— на 1/3 толщины ре­зинового слоя у основания арматуры;

— на двухусовой арма­туре —на глубину до ниж­него уса

8

Вырывы и грубые повреж­дения резино-тканевой и ре­зино-металлической арматуры

Площадь ремонта обу­словливается размером ар­матуры

9

Расстояние и порыв протек- тирующих слоев бака

Площадь ремонта не ог­раничивается

10

Порывы и отслоение наруж­ного слоя бака

То же —

11

Отслоение шайб, перекры­вающих отбортовку арматуры

})

12

Отслоение лент, перекры-

вающих швы наружного слоя;

трещины на резиновых лентах, перекрывающих швы -.наруж-

‘л

ного слоя

. . . • —

. * .*■

— глубокие трещины на резино-тканевой арматура, доходящие до второго слоя ткани;

— отслоения резины от металлической арматуры.

Баки, имеющие такие дефекты, списываются.

Физико-механические свойства резины и прорезинен­ных тканей и сроки хранения их со дня изготовления должны соответствовать техническим условиям, приве­денным в табл. 4.17.

Технические свойства резины, применяемой при эксплуатации

и ремонте баков

Таблица 4.17

Ns по

Показатель

Марка резины[3]

пор.

3826

203А

1

Предел прочности при разрыве,

80

150

2

кГ/см2 (не менее)

Относительное удлинение при

300

350

3

разрыве, о/0 (не менее)

Относительное остаточное удли-

20

16

4

нение после разрыва, % (не более) Твердость:

70—80

по прибору ТМ-2

65-75

по прибору ТШМ-2

10,0—16,0

13,0—18,0

5

Температура хрупкости при за-

—28

— 14

6

мораживании, °С (не выше) Весовое набухание[4] резины (в о/0) при воздействии на нее в течение 24 час:

бензина „Галоша" (75 в. ч.) +

• +20

+ 13

+ бензола (25 в. ч.) при 15— 25°С

масла марки МС при 130°С

—10

масла марки МК при 70°С

—5Ч-+8

топлива Т-1 при 15—25°С

+4-г-—2

t&K/ke для исключения отравления людей парами toll — лива необходимо строго соблюдать требования техники безопасности и охраны труда. .