ГАЛЬВАНИЧЕСКИЕ ПОКРЫТИЯ

Нанесение на поверхность детали защитного слоя, более стойкого против коррозии металла, путем гальваностегии широко применяется в самолетостроении.

Основным защитным покрытием этой группы является цинкование. Цинк достаточно устойчив в атмосферных условиях и обеспечи­вает механическую и электрохимическую защиту деталей, так как по отношению к стали он является анодным металлом.

Цинкование производится или матовое, или блестящее; последнее создает ббльшую сопротивляемость коррозии и загряз­нениям и придает красивый внешний вид.

Для гальванического цинкования детали погружают в электро­литическую ванну, где анодом служат цинковые пластины, а катодом детали. Гальваническое цинкование обеспечивает ббльшую плотность слоя и лучшее прилегание его к основному металлу. Цинкование производят в щелочно-цианистых или кислотных ваннах. Чаще всего применяют щелочно-цианистые ванны, так как они дают более равно­мерное и стойкое покрытие.

Хромирование применяют для повышения твердости изде­лия и увеличения его сопротивляемости износу, а также в каче­стве декоративного покрытия. В первом случае слой хрома наносят непосредственно на поверхность стальных изделий: болтов, осей, мери­тельного инструмента и т. п. При декоративном хромировании и для предохранения деталей от коррозии хром наносят на медную или никелевую основу, т. е. сначала наносят слой меди или никеля, а за­тем хром. Иногда применяют тройные покрытия: медь, затем никель и, наконец, хром.

Для увеличения твердости слой хрома должен быть толщиною

5— Ю [і, а при декоративном хромировании: слой никеля 4,5 |х, меди

7,5 їх, второй слой никеля 9 ц и слой хрома 0,25—0,5 ;х.

Надежной защитой от коррозии деталей, работающих в условиях значительной влажности или в атмосфере, насыщенной газами, яв­ляется кадмирование. Кадмий осаждают электролитическим путем, причем толщина слоя не превышает 7—10 [х.

Ввиду дороговизны кадмия кадмирование часто заменяется цинкованием.

Для придания детали декоративного вида чаще всего применяют

никелирование. Ни-

кель наносится на повер­хность стальных, медных или латунных деталей в в гальванических ваннах, причем никель является анодом, а деталь—катодом. При малейших поврежде­ниях пленки никеля возни­кают очаги коррозии; по­этому никелирование как метод защиты от коррозии применяется редко. В слу­чаях необходимости создать и антикоррозийное и деко­ративное покрытие при­меняют предварительное омеднение с последующим никелированием. При по­