ГАЛЬВАНИЧЕСКИЕ ПОКРЫТИЯ
Нанесение на поверхность детали защитного слоя, более стойкого против коррозии металла, путем гальваностегии широко применяется в самолетостроении.
Основным защитным покрытием этой группы является цинкование. Цинк достаточно устойчив в атмосферных условиях и обеспечивает механическую и электрохимическую защиту деталей, так как по отношению к стали он является анодным металлом.
Цинкование производится или матовое, или блестящее; последнее создает ббльшую сопротивляемость коррозии и загрязнениям и придает красивый внешний вид.
Для гальванического цинкования детали погружают в электролитическую ванну, где анодом служат цинковые пластины, а катодом детали. Гальваническое цинкование обеспечивает ббльшую плотность слоя и лучшее прилегание его к основному металлу. Цинкование производят в щелочно-цианистых или кислотных ваннах. Чаще всего применяют щелочно-цианистые ванны, так как они дают более равномерное и стойкое покрытие.
Хромирование применяют для повышения твердости изделия и увеличения его сопротивляемости износу, а также в качестве декоративного покрытия. В первом случае слой хрома наносят непосредственно на поверхность стальных изделий: болтов, осей, мерительного инструмента и т. п. При декоративном хромировании и для предохранения деталей от коррозии хром наносят на медную или никелевую основу, т. е. сначала наносят слой меди или никеля, а затем хром. Иногда применяют тройные покрытия: медь, затем никель и, наконец, хром.
Для увеличения твердости слой хрома должен быть толщиною
5— Ю [і, а при декоративном хромировании: слой никеля 4,5 |х, меди
7,5 їх, второй слой никеля 9 ц и слой хрома 0,25—0,5 ;х.
Надежной защитой от коррозии деталей, работающих в условиях значительной влажности или в атмосфере, насыщенной газами, является кадмирование. Кадмий осаждают электролитическим путем, причем толщина слоя не превышает 7—10 [х.
Ввиду дороговизны кадмия кадмирование часто заменяется цинкованием.
Для придания детали декоративного вида чаще всего применяют
никелирование. Ни-
кель наносится на поверхность стальных, медных или латунных деталей в в гальванических ваннах, причем никель является анодом, а деталь—катодом. При малейших повреждениях пленки никеля возникают очаги коррозии; поэтому никелирование как метод защиты от коррозии применяется редко. В случаях необходимости создать и антикоррозийное и декоративное покрытие применяют предварительное омеднение с последующим никелированием. При по