ИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ НЕСУЩЕГО ВИНТА И СКОРОСТИ ПОЛЕТА ПРИ МАНЕВРАХ

3.2.1. ПРИЧИНЫ БОЛЬШИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ

Регуляторы, изменяющие мощность двигателя при изменении часто­ты вращения несущего виніа, не стабилизируют ее с удовлетворяющей конструкторов точностью при интенсивных маневрах вертолета. Огра­ничения на пределы изменения частоты вызваны как требованиями аэро­динамической эффективности винта (таких как отдаленность режима работы винта от срыва потока, умеренная величина числа М0, близость коэффициента тяги винта к оптимальному значению), так и требовани­ями прочности и уровня вибраций вертолета в целом, его агрегатов или двигателей. Кроме того, при чрезмерной раскрутке винта (свободной турбины) происходит автоматическое выключение двигателей.

Рис. 3.16. Изменение по времени параметров движения вертолета при горке:

ИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ НЕСУЩЕГО ВИНТА И СКОРОСТИ ПОЛЕТА ПРИ МАНЕВРАХ■— с мгновенным выходом на Д#тах’>

— — — с фиксацией угла тангажа, Д i3max = = const

Причиной большого изменения час­тоты вращения несущего винта при интенсивных маневрах вертолета явля­ется резкое уменьшение потребной мощности винта на большую величину при изменении его угла атаки, общего шага и скорости тангажа (рис. 3.16). Так, при 60 = const мощность винта может измениться от крейсерской до нулевой за 1,5 … 3,0 с, и еще быстрее — при уменьшении общего шага.

При увеличении угла атаки (вер­тикальной перегрузки) частота вра­щения увеличивается. Затем из-за уменьшения регулятором мощности двигателя вплоть до малого газа, а также, в связи с тем, что в соответст­вии с законом регулирования (см. в разд. 2.5 выражение 2.79) увели­чение мощности двигателя начнется только после того, как возникнет условие пн < лн ном, частота вращения винта значительно уменьшается. То же самое происходит при быстром уменьшении угла установки винта. Например, если на вертолете с двигателем, имеющим максимальный темп сброса мощности Ne < 15 %/с, при наборе высоты на максимальной мощ­ности за 1 с уменьшить угол установки до минимального, то частота вра — щепия увеличится на 10 … 15 %, а если вместе с уменьшением угла уста­новки увеличить тангаж вертолета, то раскрутка может достигнуть 15 …20%.

Таким образом, установка на вертолет современных регуляторов частоты вращения не освобождает летчика от необходимости наблюдения за частотой вращения во времени интенсивного маневрирования. Во мно­гих случаях изменение частоты вращения определяет максимальный темп перемещения рычагов управления вертолетом (например, при выходе из планирования), величину располагаемой перегрузки и время уменьше­ния скорости полета.