Коррекция счисленных координат
Эксплуатируемые АНК ведут счисление пути методом интегрирования по времени составляющих путевой скорости или двойного интегрирования составляющих ускорения движения по осям принятой навигационной СК В обоих случаях происходит накапливание погрешностей определения ЛАС. Поэтому счисленные коортн — наты нуждаются в периодической коррекции с использованием позиционных средств.
Коррекция счисленных координат может выполняться с использованием информации о местонахождении МС, полученной с помощью РНС, БРЛС, ИНС и АНС. Различают коррекцию пассивную и активную, которые могут осуществляться вручную, полуавтоматически и автоматически.
Пассивная коррекция представляет собой замену счисленных координат фактическими. Активная состоит из двух операций: пассивной коррекции я устранения систематической погрешности в АПК, ведущей к появ лению ошибок в счислении пути. В эксплуатируемых АНК обычно применяется пассивная ручная, полуавтоматическая и автоматическая коррекция.
Пассивная автоматическая коррекция в современных навигационных комплексах производится с использованием радиотехнической системы ближней навигации (РСБН, ТАКАН, ВОР/ДМЕ.
С этой целью бортовая аппаратура этой системы структурно вводится в состав АПК.
Алгоритмы определения поправок As, Аг могут быть неодинаковыми в разных АНК. Но какими бы они ни были, при использовании РСБН фактически решаются уравнения по преобразованию измеренных полярных координат (наклонной дальности L и пеленга самолета ПС), в частно-ор — тотромнческне с формированием откорректированных координат ВС (рис. 16.4):
X (ИПС — ИЗПУр);
г,< = гр+(Е*-Д*тн)і/= «
X sin (ППС— ИЗПУр).
(16.12>
где Sp. гр — координаты радиомаяка; Н „ти — высота полета относительно уровня расположения PHT; D= = (L — — Wotk)1,2 — горизонтальная дальность от РИТ до ВС; ППС = = (ИПС—ИЗПУр) — путевой пеленг ВС; ИЗПУр — истинный заданный путевой угол участка маршрута относительно меридиана РМ.
Погрешности коррекции:
а, к=[о|р+(оп cos ППСАН + (Оа„п sin ППС)=|1/:<; (16
°:к= [о? Ч-(°о sin ГІПС)2 + (ШПП cos ППС)*]І/2,
где а, р, aZp — погрешности определения координат PHT; а и, ouu — ошибки измерения полярных координат ВС.
С целью определения требуемого интервала коррекции SKop формулы
(16.10) . списывающие суммарную погрешность счисленных коортннат ВС, с учетом (16 10) представим в ннде:
Рис. 16.4. Преобразование полярных координат в частно-ортодромические координаты |
a«ra l(‘*K llp+^<4*s,,^M
+ cf I1/2;
ПИЛІ
Я;.. ® |°2 Slip)2 T
1 • к lip ‘ ‘
1/2.
(16 14)
где ,T»K up — a*„ lip ~ погрешности предыдущей (последней) коррекции; а«і|НЛ, ot — ошибки пилотиропа — ния по координате г и s По экспериментальным данным эксплуатации отечественных АПК I значения о2 , «т* не превышает 0,2 км и поэтому ими можно пренебречь.
Потребуем, чтобы о^ ^ о* , Ozc<Wj И имея В ВИДУ, ЧТО Sup и есть интервал коррекции Sn«р, получим
I
|
Допустимые погрешности контроля пути по дальности и направлению
°*доч и °’доп определяются из требуемых вероитностей выхода на за данный рубеж s, p±As и полета в пределах установленной ширнпы трассы ±Ь:
Р |
грт |
(16.16) |
Поскольку^СЧ2=2/’1.П!| и требования по точности контроля пути по направлению более жесткие, чем но
дальности, <тгд(||1<о«.п, п1. то при в соответствии С (16-15) SKl, p оказывается меньше SkOP<- Вследствие этого на практике необходимые интервалы коррекции счисленных координат обычно рассчитываются по требуемой точности контроля пути по направлению 0гд011-» Для решения задачи поиска оптимальной точки коррекции (ОТК), в которой погрешности овн, о2 будут минимальны, воспользуемся (16.13). Поскольку координаты радиомаяка sP, гР расчетным путем могут быть определены с любой требуемой точностью, то величины oZp будут малы и ими можно пренебречь. Тогда
o„K=I(o0 cos ППС)*+
+ (OOiiii sin ППС)2]1 /2; 17
°гк = К! То5’пПГ1С)г+
+(Danll cos ППС)2],/2.
Определение точек минимума °sn’ °zk тРе<5ует исследования фуик ций (16.17) иа экстремум Для упро шения этой задачи предварительно преобразуем уравнения с использованием следующих соотношений (см. рис. 16 4):
sin ППС =гр D,
cos ППС =
гР Де
sin ППС cos ППС
«І ГГ—г1
Преобразованные уравнения имеют вид:
о, к [(a^ cos ППС)* +
+ (гр<тпп)2)1 2;
°гк~ I(°D s’n ППС)24-
+ (гр aun ctg ППС)2]1’2
« [ D /2 + (2p °ііи)2 I • <4 |(гР<*П D)2 + + (0>—z*) о’.І’/г |
D0tk ~(гр ap °iiii) 1 "P11 2p < °p/eWI’ 0оти=*р, «ЛИ гр ^ птн ~ |
‘•-[(twJ* 4~(гр rrini)2^| O, -[-** " [ 2’ t-d* + (dp °пп)21 |
°П11 dcoTK = 0 (на траверзе РНТ). если гр ^ Пр/апп- для координаты s при ГІПСотн =±90°; ^отк = 2р — dc отк 0 (16 24) Причем °*Н, оіо = гР 1.75 10~! а»,. г„ |
Преимущество уравнении (16.18),
(16.19) н (16.20) перед (16 17) состо нт в том. что они являются функцией только одной переменной — или ППС, или D, или dc соответственно, так как гр постоянна для каждой конкретной PUT.
A1i. hu чу чы погрешностей коррекции имеют место:
для координаты г при (16 21)
ППС„ТК= ± 90° (903 и 270°), если
Расчеты по (lb.18) — (16.20) показывают, что при гр>- (30Н-40) км погрешность ач„к мало зависит от ППС, D и dc, т е. выбор ТК для координаты s оказывается некритичным. Прн меньших гр имеется боль шая зависимость овк от перечислен ных параметров, но во всех варнан тах о*к существенно меньше °«до|1. и поэтому выбор ТК по дальности практически роли не играет. Учитывая эти обстоятельства, а также приоритетность коррекции гс перед sc, допустимо корректировать последнюю одновременно с координатой гс в процессе автоматического выполнения этой операции.
Трудно заранее предвидеть, по какому из ППС отк. ПРтк и do тк окажется проще фиксировать момент выхода в оптимальную ТК координа — ды гс. Поэтому рассчитанные их значения целесообразно записать на кар те и внести в таблицу установочных данных.
При автоматизированном полете с использованием РА 1 ВОР отклонение
от заданного азимута ДА, измеренное аппаратурой КУРС МП, преобразуется ИВУ н боковое уклонение от ЛЗП и ви іаетги в САУ в виде управляющего сигнала, пропорционального этому уклонению. Таким образом, полет выполняется по существу в режиме непрерывной коррекции координаты 2г-
С помоші ю бортового ра днолока тора возможно осуществлять полуав тематическую и ручную коррекцию. При полуавтоматической коррекции координаты РЛС sp„0, 2Рло вводят в НВУ. В процессе коррекции по координатам ечнелеииым zc, радиолокационного ориентира 5гло,2рло и высоте полета И вычисляются (рис 16 5):
ПНР =arctg (Zp. io—zt ) (Sp. i«—*;).
^ K4p.’IO———— v)2 (грло Zc H ‘ “ »
L (^ + "*TH),/2.
где ППР — путевой пеленг радиолокационного ориентира. Вычисленные 111 1Р и L подаются в индикатор БРЛС, в результате чего на экране ■формируется электронное перекрестие. соответствующее полученным 11ПР и L Если оно совпадает с отметкой РЛО, координаты которого введены в НВУ, то погрешности в счислении иет, и ВС находится на ЛЗП В случае их несовпадения перекрестие принудительно совмещается с отметкой (с помощью специальных
Рис. 16.5. Определение частно орто- дргмических координат но данным ЬРЛС |
рукояток или изменением координат на счетчиках), в процессе которого и происходит полуавтоматическая коррекция. Алгоритм вычисления ППР и L, а также выработки и ввода поправок s, Дг могут быть разными, но во всех случаях по существу вычисляются и вводятся в счетчики
^к — Хрл,|—D cos ППР — *рл«.-(У-Н*пі),/* х
X cos (у Еф + Р„), гк грло — б) sin ППР =
= *рл—(У-^и)1’2
‘ sin(v + ^+PH).
В случае полета вне поля PCDH или нецелесообразности полуавтоматической радиолокационной коррекции эта операция выполняется вручную; т. е. любым способом, обеспечивающим с помощью БРЛС определение МС точнее счисленного, вычисли ются и вводятся в счетчики коордиваты Эф. 2ф ВС.