ОБОРУДОВАННЫХ СИСТЕМАМИ И АВИАЦИОННЫМИ НАВИГАЦИОННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ С АНАЛОГОВЫМ ВЫЧИСЛИТЕЛЕМ
16.1. Авиационный навигационный комплекс
Современные ВС, особенно маги стральные самолеты, оборудуются ботьпгим числом навигационных средств и систем. Часть нз них ьхо — дит в состав авиационного навигационного комплекса (АНК).
Авиационный навигационный комплекс — совокупность функционально взаимосвязанных бортовых средств и систем, обеспечивающий автоматнза пню решения навигационных задач с представлением экипажу данных, тре бующнхея для управления движением центра масс ВС, или вводом нх в систему автоматического управлення полетом (САУ).
Основными функциями, выполняемыми с помощью АНК, являются запоминание информации о
Рис. 16.1. Обобщенная структурная схема АНК |
требуемом законе движеиия ВС (программирования ЗПВТП); определение рассогласования между действительным н заданным законами движения: формирование управляющих воздействий, обеспечивающих реализацию программной траектории; отображение навигационной информации.
Функции технических средств АНК можно разделить ка информационные. метрические-, вычислительные и иконографические. Поэтому в состав АПК входят устройства: запоминания информации; измерения навигационных параметров; выполнение вычислительных операций; отображения навигационной информации.
Типовая обобщенная структурная схема АНК (рис. 16.1) содержит: датчики навигационной информации (ДНИ); навигационное вычислительное устройство (НВУ); устройство отображения информации (УО). На нем показано также устройство управления (УУ): оно обычно является составной частью НВУ и использует ся для программирования полета, управления навигационным комплексом (НК) и выбора параметров, выдаваемых на УО. Элементами пилотажного комплекса (ПК) служат: татчики пилотажной информации (ДПИ) и система автоматического управления. Совокупность НК и ПК, обеспечивающая решение задач пилотирования и навигации, представляет
собой пилотажно-навигационный комплекс (ПИК)
Известно много различных отечественных и зарубежных структур ПИК, отличающихся составом средств, принципом действия НВУ, объемом решаемых задач и друтми признаками. Эксплуатируемые АПК условно можно разделить на две группы: комплексы первого
поколения (ЛИК 1) с аналоговыми НВУ и второго поколения (ЛИК И) с цифровыми НВУ Оми незначительно ра снимаются составом входящих в них средств, но существенно— характеристиками отдельных злементов и навигационными возможностями и целом.
Функциональная схема, алгоритмы счисления и коррекции, завнен мости погрешностей решения задач от первичных параметров п комплексах первого н вторгго поколений во многом с-тинаковы.
ИВУ является центральным звеном АНК, объединяющим вокруг себя нее его элементы. Оно обеспечивает счисление коор шнат, определение расхождения между фактическим и заданным законами движения, формирование управляющих сигналов, оптимальную обработку результатов измерений, автоматическую коррекцию счисленных координат и многое другое. В АНК имеются центральный и саециалн зироьашше вычислители.
ДНИ служат дл>. измерения на раметров воздушной среды, магнитного и злектрсмагнитного полей, по которым определяются навигационные элементы: скорость, высота, курс, координаты ВС и ДР. В зависимости от характера определяемой величины ДНИ делятся на две группы:
п е р я а я обеспечивает опре телепне навигационных элементов движе — ния (К, ВТ, у, Р. a, V’«). С использованием информации этих датчиков ве дется автоматическое счисление коор тинат ВС;
вторая служит для определения навигационных параметров, ха ракдеризуюших положение ВС относительно опорных линий и точек или положения объектов относительно ВС. Оки предназначены для определения МС в интересах коррекции счисленных координат и автономного контроля пути.
В состав У У входят: пульт ввода и индикации (ПВИ), пульт подготовки и контроля (ППК), пульт взлета и посадки (ГІВП), пульт управления НВУ, нндикаторы-задатчикн координат (ИЗК). нидикатор-за датчик ветра, блок программы маршрута и по — са іки (БГ1МП) и др.
К УО относятся: индикатор навигационной обстановки (ИНО). планшет автоматический (ПА), плановый навигационный прибор (ПНП), табло ев’-товой сигнализации (ТСС) и др. Некоторые элементы УУ одновременно используются и для отображения информации (например, ИЗК)- Кроме того, применяются указатели и индикаторы средств и систем, входя щнх в АНК.
Функционирование АНК происходит по следующей общей схеме. Перед полетом в НВУ вводится ЗГ1БТП Прн разбеге самолета вклю чается счисление пути. В полете данные о курсе, угле сноса и путевой скорости поступают в НВУ. где непрерывно вычисляются текущие коор шнаты ВС которые индицируются на УО. В соответствии с) штурманским планом полета или по мере необходимости периодически производится коррекция счигленных координат ИВУ сравнивает текущие счисленные координаты с программными и в случае их расхождения формирует управляющие сигналы, которые полаются в САУ для автоматической реализации программной траектории.