ОБОРУДОВАННЫХ СИСТЕМАМИ И АВИАЦИОННЫМИ НАВИГАЦИОННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ С АНАЛОГОВЫМ ВЫЧИСЛИТЕЛЕМ

16.1. Авиационный навигационный комплекс

Современные ВС, особенно маги стральные самолеты, оборудуются ботьпгим числом навигационных средств и систем. Часть нз них ьхо — дит в состав авиационного навигаци­онного комплекса (АНК).

Авиационный навигационный ком­плекс — совокупность функционально взаимосвязанных бортовых средств и систем, обеспечивающий автоматнза пню решения навигационных задач с представлением экипажу данных, тре бующнхея для управления движением центра масс ВС, или вводом нх в систему автоматического управлення полетом (САУ).

Основными функциями, выполняемыми с помощью АНК, яв­ляются запоминание информации о

Рис. 16.1. Обобщенная структурная схема АНК

требуемом законе движеиия ВС (программирования ЗПВТП); опреде­ление рассогласования между дейст­вительным н заданным законами дви­жения: формирование управляющих воздействий, обеспечивающих реали­зацию программной траектории; отоб­ражение навигационной информации.

Функции технических средств АНК можно разделить ка информацион­ные. метрические-, вычислительные и иконографические. Поэтому в состав АПК входят устройства: запомина­ния информации; измерения навига­ционных параметров; выполнение вы­числительных операций; отображения навигационной информации.

Типовая обобщенная структурная схема АНК (рис. 16.1) содержит: датчики навигационной информации (ДНИ); навигационное вычислитель­ное устройство (НВУ); устройство отображения информации (УО). На нем показано также устройство уп­равления (УУ): оно обычно является составной частью НВУ и использует ся для программирования полета, управления навигационным комплек­сом (НК) и выбора параметров, вы­даваемых на УО. Элементами пило­тажного комплекса (ПК) служат: татчики пилотажной информации (ДПИ) и система автоматического управления. Совокупность НК и ПК, обеспечивающая решение задач пило­тирования и навигации, представляет

собой пилотажно-навигационный ком­плекс (ПИК)

Известно много различных отече­ственных и зарубежных структур ПИК, отличающихся составом средств, принципом действия НВУ, объемом решаемых задач и друтми признаками. Эксплуатируемые АПК условно можно разделить на две группы: комплексы первого

поколения (ЛИК 1) с аналого­выми НВУ и второго поколения (ЛИК И) с цифровыми НВУ Оми незначительно ра снимаются составом входящих в них средств, но сущест­венно— характеристиками отдельных злементов и навигационными возмож­ностями и целом.

Функциональная схема, алгорит­мы счисления и коррекции, завнен мости погрешностей решения задач от первичных параметров п комплек­сах первого н вторгго поколений во многом с-тинаковы.

ИВУ является центральным зве­ном АНК, объединяющим вокруг себя нее его элементы. Оно обеспечивает счисление коор шнат, определение расхождения между фактическим и заданным законами движения, фор­мирование управляющих сигналов, оптимальную обработку результатов измерений, автоматическую коррек­цию счисленных координат и многое другое. В АНК имеются центральный и саециалн зироьашше вычислители.

ДНИ служат дл>. измерения на раметров воздушной среды, магнитно­го и злектрсмагнитного полей, по ко­торым определяются навигационные элементы: скорость, высота, курс, ко­ординаты ВС и ДР. В зависимости от характера определяемой величины ДНИ делятся на две группы:

п е р я а я обеспечивает опре теле­пне навигационных элементов движе — ния (К, ВТ, у, Р. a, V’«). С использо­ванием информации этих датчиков ве дется автоматическое счисление ко­ор тинат ВС;

вторая служит для определе­ния навигационных параметров, ха ракдеризуюших положение ВС отно­сительно опорных линий и точек или положения объектов относительно ВС. Оки предназначены для опреде­ления МС в интересах коррекции счисленных координат и автономного контроля пути.

В состав У У входят: пульт ввода и индикации (ПВИ), пульт подготов­ки и контроля (ППК), пульт взлета и посадки (ГІВП), пульт управления НВУ, нндикаторы-задатчикн коорди­нат (ИЗК). нидикатор-за датчик вет­ра, блок программы маршрута и по — са іки (БГ1МП) и др.

К УО относятся: индикатор нави­гационной обстановки (ИНО). план­шет автоматический (ПА), плановый навигационный прибор (ПНП), табло ев’-товой сигнализации (ТСС) и др. Некоторые элементы УУ одновремен­но используются и для отображения информации (например, ИЗК)- Кро­ме того, применяются указатели и индикаторы средств и систем, входя щнх в АНК.

Функционирование АНК происхо­дит по следующей общей схеме. Пе­ред полетом в НВУ вводится ЗГ1БТП Прн разбеге самолета вклю чается счисление пути. В полете дан­ные о курсе, угле сноса и путевой скорости поступают в НВУ. где не­прерывно вычисляются текущие ко­ор шнаты ВС которые индицируются на УО. В соответствии с) штурман­ским планом полета или по мере не­обходимости периодически произво­дится коррекция счигленных коорди­нат ИВУ сравнивает текущие счис­ленные координаты с программными и в случае их расхождения формиру­ет управляющие сигналы, которые полаются в САУ для автоматической реализации программной траектории.