ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ И УЗЛОВАЯ. СБОРКА ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

1. ОСНОВЫ ДЕРЕВОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ И СТОЛЯРНЫХ РАБОТ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ ДЕРЕВЯННЫХ ЧАСТЕЙ
САМОЛЕТА И ИХ СБОРКЕ

Древесина является одним из основных материалов, применяемых для постройки самолетов деревянной и смешанной конструкций.

По удельной прочности (прочность, отнесенная к удельному весу) на поперечный статический изгиб и растяжение основные породы (сосна, пихта) не уступают дуралюмину и лучшим сортам стали, а по удельной прочности на сжатие приближаются к ним. К поло­жительным качествам ее надо отнести также дешевизну и легкость обработки, с использованием более простых, а потому сравнительно дешевых станков.

В то же время древесина имеет ряд недостатков: неоднородность структуры, неустойчивость в атмосферных условиях, поражаемость грибком, разбухание, усыхание.

Появление химически облагороженной и уплотненной древесины с повышенными физико-механическими качествами значительно повы­шает значение древесины как конструкционного материала.

В самолетах смешанной и деревянной конструкции удельное значение древесины по трудоемкости ее обработки лежит в пределах 10—25% от общей трудоемкости изготовления самолета.

Количество древесины, применяемой в самолетах металлической конструкции, ничтожно; время, затрачиваемое на обработку древеси­ны, составляет не более 0,5—0,8% от трудоемкости изготовления всего самолета.

Обработка древесины ведется в группе деревообрабатывающих цехов, включающих в себя следующие:

Цех подготовки дерева, к которому можно отнести раскроечную. мастерскую и сушилки.

Деревозаготовительный цех со станочным отде­лением, оборудованным пильными, строгальными, фрезерными, и сверлильными станками. В этом же цехе имеются гнутарное и клеильное отделения, в которых производят гнутье и склеивание заготовок.

В непосредственной близости к деревозаготовительному це располагают цех столярно-заготовительный (деталь­ной сборки).

В столярно-заготовительном цехе производят сборку нервюр, шпангоутов, лонжеронов, обшивок и т. п. В крупносерийном про^ нзводстве при организации отдельных мастерских внутри цеха по предметному признаку (нервюрная, лонжеронная) или придании их соответствующему цеху агрегатной сборки (крыльевому, фюзеляж ному) в них устанавливают необходимые станки (строгальные, фре­зерные), чтобы достигнуть прямоточности процесса.

Цехи агрегатной сбор ки деревянных кон­струкций собирают крупные агрегаты: крылья, фюзеляжи, лодки, поплавки, центропланы, оперение. Основное оборудование здесь состоит из стапелей различного типа, снабженных стеллажами)) и верстаками, а также приспособлениями для вынимания, перево­рачивания и транспортирования изделий (например, лодок гидро­самолетов, крыльев, фюзеляжей). Вторая группа рабочих мест слу­жит для внестапельных работ, т. е. доделки изделия, вышедшего из стапеля, и для всякого рода подготовительных работ и предвари­тельных сборок.

Из древесины изготовляют фюзеляжи, лодки, крылья, элероны, центропланы, оперение, а в смешанных конструкциях самолетов— отдельные части этих агрегатов.

Движение деревянных деталей начинается со склада хранения по­луфабрикатов древесины: брусков, досок, авиафанеры и шпона. Это движение для условий крупносерийного производства представлено в табл. 47. При мелкосерийном и индивидуальном производствах этот перечень в зависимости от объема работ будет меньше.

Таблица 48

Трудоемкость деревоэаготовительных, столярных и обойно-малярных работ (в %) в производстве деревянных агрегатов

Группа работ

Самолеты де­ревянной кон­струкции (фю­зеляж, крылья и оперение деревянные)

Самолеты смешанной кон­струкции

Фюзеляж и оперение ме­таллические, крылья дере­вянные

Крылья и опе­рение металли­ческие, фюзе­ляж деревян­ный

Деренозаготовительные. . .

28

31

12

Столярно-заготовительные. .

29

22

38

Столярно-сборочные…..

21

20

40

Обойно-малярные…………………..

22

27

10

Итого. . .

100

100

100

Если объем всех столярно-деревообделочных работ, необходимых для изготовления одного самолета деревянной или смешанной кон­струкции, принять за 100%, то соотношение трудоемкости отдельных, разделов этих работ соответственно схеме производственного про­цесса (табл. 47) характеризуется следующими данными (табл. 48