ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА ДЕТАЛЯМИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ (ВЕРТОЛЕТОМ)

Учитывая большую важность системы управления самолетом (вертолетом) в обеспечении безопасности полета за ее элементами ведут систематический уход и неослабный контроль в процессе эксплуатации.

Уход за элементами конструкции системы управле­ния самолетом обычно мало чем отличается от описан­ных методов в других разделах настоящей книги. В процессе эксплуатации необходимо следить за качеством и надежностью деталей системы управления при их ра­боте, особенно за гидравлической системой управления самолетом, чистотой рабочей жидкости, не допускать ее утечки; за шарнирными соединениями, не допускать люфтов в сочленениях, выше предельных, а также грязи и коррозии на агрегатах системы управления. При этом узлы систематически очищают от грязи и старой смазки с помощью кисти (шприца) и бензина Б-70 или очищен­ного керосина. После чего их осматривают с примене­нием соответствующих инструментов и приспособлений, а затем смазывают смазкой ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-201 (рис. 4.25). Некоторые подвижные соеди­нения смазывают трансформаторным маслом. Если его нет, разрешается применять масло МК-8.

При осмотре управления самолетом широко исполь­зуют инструментальные методы и методы дефектоско­пии. Следует иметь в виду, что элементы конструкции системы управления (тяги, качалки и агрегаты) подвер­гаются значительным статическим и вибрационным нагрузкам, вызванным работой силовых установок, ди­намическими нагрузками при взлете, посадке и в полете. Под действием этих нагрузок могут появляться трещи­ны, которые при дальнейшей эксплуатации приведут к разрушению тяг, узлов, качалок или рычагов. При ре­монте или замене какой-либо тяги в управлении необ­ходимо исключить установку на самолет тяги из другого материала, а также изменение ее длины и внутреннего диаметра во избежание изменения собственной частоты колебаний, увеличения вибрационных нагрузок и раз­рушения.

В управлении необходимо не только быстро выявить или устранить отказ, но и предупредить его появление. Большинство неисправностей предупреждают путем строгого выполнения инструкций и указаний по эксплуа­тации и уходу, но некоторые из них следует прогнозиро­вать, как, например, повреждение шарикоподшипников, шарнирных соединений, узлов управления и гидравли­ческой системы.

Рис. 4.25. Места смазки деталей
управления самолетом:

1 — головка колонки; 2 —основа­ние колонки: 3 — педали; 4 — пульт ножного управления; 5 — пульт уп­равления триммерами руля высоты;

6 — герметический узел элеронов;

7 — качалки; 8 — стык тяг; 9 — сек­торная качалка рулевой машины элеронов; 10 — качалка элерона; 11— управление триммером элерона;

12 — герметический вывод тяг;

13 — герметический вывод тросов;

14 — трим мерный винтовой меха­низм; 15 — распределительный бара­бан; 16 — карданный вал руля на­правления; 17 — управление тримме­ром руля направления; 18 — сектор­ные качалки