Практическое применение методов прогнозирования при уходе

Коротко рассмотрим конкретные методы прогнозиро­вания отказов в системе управления самолетом (вертоле­том), которые приемлемы и для других систем самолета-

Из статистики можно определить среднее время без­отказной работы элемента конструкции и найти по нему календарные сроки замены детали. Так, с допустимым для практики приближением время предупредительной замены Т3 можно определить по формуле

Т8 — Тср — ko — Д/р,

где Гер — среднее время безотказной работы элемента конструкции;

Atp— налет самолета между регламентными рабо­. тами;

о — среднеквадратичное отклонение среднего времени безотказной работы; k — доверительный коэффициент при нормальном законе распределения Гср с достаточной для практики точностью &~2.

Для предупреждения отказов деталей управления необходимо заменить ненадежные ее агрегаты при пер­вых регламентных работах, предшествующих отказам. Поэтому для Т3 из граничного значения времени безот­казной работы вычитается Atp.

Качественные изменения элементов конструкции можно определить методом сравнения по результатам измерений параметров, характеризующих их работу. В этом случае сравниваются основные параметры при по­следующих измерениях, определяется скорость измене­ния параметра, а методом экстраполяции определяется время выхода его из норм технических условий или экс­плуатационных допусков. Если при двух последователь­ных изменениях параметры не резко отличаются друг от друга, производится их регулирование (если это возможно). Если они отличаются значительно, элемент конструкции считается ненадежным и требует ремонта или замены.

В процессе эксплуатации можно измерять параметры элементов конструкции на режиме работы, который от­личается от режима работы при обычной эксплуатации

(метод граничных испытаний). Этот режим работы 6ЬІ- бирают таким, чтобы искусственно создавались условия работы элемента конструкции, в которых он будет ра­ботать при увеличенной наработке. В процессе гранич­ных испытаний по изменению параметров в зависимости от времени и судят о надежности элемента конструкции.

Рис. 4.26. Зависимость обратного приращения усилия в узле

управления по времени

И наконец, экспериментально по заранее построен­ному графику (рис. 4.26) определяют качество элемен­та конструкции системы управления или, иначе, продол­жительность работы системы при известной скорости изменения численного значения определяющего пара­метра в процессе эксплуатации (например, за 2—3 час налета самолета). Суть метода заключается в следую­щем. Экспериментально определяют скорость измене­ния численного значения параметра, например уси­лия АР у в узле системы управления самолетом от изме­нения момента трения в шарикоподшипнике этого узла. Для этого же шарикоподшипника определяют частоту отказов X(t). Затем, пользуясь существующими метода­ми, расчетом определяют время работы системы управ­ления t. По полученным данным строят график (рис. 4.26).

При наличии такого графика в процессе эксплуата­ции не сложно прогнозировать работоспособность систе­мы управления. В частности, если до и после налета самолета замерять, скажем, усилие, возникающее в ре­зультате изменения момента трения в шарикоподшипни­ке узла системы управления, то, проведя линию ab и опустив перпендикуляр из точки b на ось абсцисс, мож­но с достаточной для практики точностью определить допустимую продолжительность работы узла (точка с) управления самолетом.

Глава 5