Изготовление лыж

Лыжи собирают последовательно и расчлененно. Последовательная сборка допускает подгоночные работы» (Применяется при освоении производства нового изделия, особенно лыж с полозом, склеенным из отдельных выгнутых заготовок.

Лыжи легкого типа, имеющие каркас, трудно собираемый в отдель­ном приспособлении, собирают также последовательно. В этом случае на окончательно собранный полоз монтируют каркас и кабан лыжи.

кои.

При расчлененной сборке лыж полоз, каркас и обтекатель одно­временно монтируют в отдельных приспособлениях.

Для фанеровки полоза, склейки его с каркасом и установки верх­ней обшивки. применяют пресс (фиг. 400), рассчитанный на одновре­менную запрессовку одного комплекта лыж.

Каркас 1 пресса — сварной конструкции. На ием смонтированы все детали. Нижняя деревянная сулага 2 установлена на ролики и рель­сы 3 и может выкатываться в сторону для закладки изделия в пресс. Сверху установлена вторая деревянная сулага 4, которой производят

9 5 6 1 8 2 5

Фиг. 400. Пресс для изготовления лыж.

запрессовку. Рабочую поверхность нижней сулаги строгают по про­дольным шаблонам» снятым с плазовой разбивки профиля лыжи. Верхняя сулага составная. Рабочая часть ее ставится соответственно запрессовываемой плоскости фанеровки или r«fV]:гн:г’.

Застрожку вкладышей верхней сулаги производят также по продоль­ным шаблонам, снятым с плазовой разбивки. Между верхней. сулагой и настилом 5, жестко укрепленном с нижней стороны к горизонталь­ным балкам 6 каркаса, установлен пневматический мешок 7 или дю- ритовые шланги для создания давления при запрессовке на верхнюю сулагу. Сверху горизонтальных балок, между двумя настилами, укреп­лен второй пневматический мешок 8 меньшего размера для поднятия верхней сулаги после окончания запрессовки. Для этого сулага соеди­нена жесткими тягами с настилом над верхним пневматическим меш­ком. Пресс оборудован контактным электроподогревом. Управление запрессовкой, подъемом верхней сулаги и подогревом смонтировано на пульте управления 9.

Полозы лыж изготовляют двумя способами. По первому способу окончательно обработанные и склеенные смоляным клеем прямые за­готовки распаривают и выгибают в^прессе. Из-за трудности гнутья широкого щита получается большой процент брака, хотя этот способ весьма производительный.

В производстве распространен второй способ. Плоскости загото­вок полоза перед гнутьем строгают с припуском 0,5—1,0 мм на

г 11 к >,іку і и и vie г к. іг і tun iv.1, к чіо miUV л. н’нйїіог oruvu. ito горн

чим еіюсооом и металлических формах, ойеепочішающих Оолъшую точность гнутья. У выгнутых по требуемому профилю и высушенных до влажности 7—10°/о планок. фугуют кромки для склейки в щиты. Склеивают их и приспособлении, покпзашю. м на фиг. 401, зажимай винтами. Такое приспособление может быть оборудовано и пневмати­ческими прижимами. Перед запрессовкой все заготовки легкими уда­рами киянки должны быть выравнены по верхней плоскости, что обес­печит минимальную фуговку ее перед фанеровкой.

Фиг. 401. Приспособление для склейки полоза из выгнутых заготовок.

7—полоз; 2—винты для запрессовки; 3—горизонтальные прижимы для устранения коробленпя

полоза при запрессовке; 4 —винты.

При запрессовке винтами прижимают полоз верхними накладками так, чтобы он сохранил приданную ему форму и ие коробился в попе­речном направлении. После установленной выдержки полоз вынимают из приспособления и фугуют верхнюю пласть под фанеровку.

, Прямолинейный участок полоза обрабатывают на рейсмусовочном стайке, а криволинейный — вручную специальным рубанком, колодка которого с рабочей плоскости имеет овальную форму.

Фанерный настил в зависимости от длины полоза стыкуют по дли­не на-ус. Затем фанеру размечают по шаблону и обрезают иа ленточ­ной пиле по требуемому контуру, после чего запрессовывают на по­лоз. Фанерованный полоз снова размечают по шаблону для получения фальца под установку бортовых ребер (если это предусмотрено кон­струкцией). Шаблоны для разметки фанерного настила и полоза изго­товляют по развертке, снятой с плазовой разбивки. Полоз опиливают по контуру на ленточной пиле с припуском минимум 4 мм.

Одновременно с изготовлением полоза каркас лыжи собирают в специальном приспособлении (фиг. 402). Плоскость приспособления обрабатывается по шаблонам, снятым с плазовой разбивки. Для фик­сации установки диафрагм в приспособлении ставят упоры, а положе­ние лонжеронов при сборке каркаса определяют поставленными диа­фрагмами, обработанными до номинального размера. Сборку каркаса начинают с установки к упору бортового ребра, к которому по фикса­торам ставят первый ряд диафрагм. Затем к поставленным диафраг-

мам устанавливают первый лонжерон и фиксируют по ним его положе­ние. Ставят второй ряд диафрагм по фиксаторам и к ним устанавли­вают. второй лонжерон и т. д. После этого ставят второе бортовое ребро, иа которое производят давление при запрессовке. При дополни­тельном креплении диафрагм угольниками их устанавливают и при­бивают оцинкованными гвоздями, которые оставляют в каркасе. При сборке устанавливают последними носовую и концевую бобышки. Всю лыжу собирают на смоляном клее и запрессовывают пневматическими или винтовыми прижимами. Винтовая запрессовка удобна тем, что позволяет для ускорения сушки помещать собранный каркас или полоз вместе с приспособлением в цеховую сушильную камеру.

Фиг. 402. Приспособление для сборки каркаса лыжи.

/—основание; 2—упор бортового ребра; 3—фиксаторы диафрагм; 4 —винтовые зажимы бортово­го ребра; 6—винтовые зажимы носовой и хвостовой бобышек; 6—каркас лыжи.

Пневматическая запрессовка для ускорения сушки требует рефлек­торного подогрева, что при отсутствии специальных подогревателей, рассчитанных на одновременную сушку всего изделия, вызывает не­равномерную подсушку и коробление.

После склейки нижнюю плоскость зачищают циклей от потеков клея. Верхнюю плоскость каркаса обычно малкуют, так как диафраг­мы, угольники и бобышки при установке в приспособлении не образу­ют ровной плоскости.

Склеивают каркас с полозом щ устанавливают обшивку в прессе (см. фиг. 400). Можно склеивать одновременно все три элемента или сначала полоз с каркасом и после верхнюю обшивку. При последова­тельной сборке можно контролировать качество склейки полоза с каркасом осмотром всех клеевых швов. Это необходимо делать при изготовлении первых лыж.

Каркас носового обтекателя собирают в специальном приспособле­нии, в котором по фиксаторам устанавливают нервюры, концевую рейку и носовую бобышку. В этих деталях должны быть предваритель­но вырезаны гнезда под стрингеры. Стрингеры на каркас овальной формы запрессовывают только, по концам накладками с винтовыми зажимами. При сложной поверхности обтекания стрингеры делают составными н запрессовывают их струбцинками или оцинкованными гвоздями, которые оставляют в каркасе.

Каркас обтекателя устанавливают на лыжу вне пресса Гвоздевой или тросовой запрессовкой. Фанерную обшивку на обтекатель пред­варительно вырезают по развертке обшивки, обеспечивая плотное и ровное прилегание.

На носовой обтекатель сложной формы устанавливают обшивку из отдельных заготовок.

В этом случае удобнее. ее выклеивать ш шпона на болванке. Вы­клеенную обншнку устанавливают на лыжу без каркаса и крепят на клею оцинкованными гвоздями в фалец, вырезанный по борту лыжи.

Одновременно с. носовым обтекателем на верхнюю обшивку по разметке ставят бобышки под кабан. Кабан устанавливают в приспо­соблении (фиг. 403), в котором лыжу фиксируют концевой частью, а кабан — по стыковому отверстию в кардане. При такой фиксации кабан на лыжу устанавливают сразу в требуемое положение и после

Фпг. 403. Приспособление для установки кабана на лыжу, /—лыжа; 2—кабан; 3—фиксаторы кабана.

сверловки крепежных отверстий в лыже укрепляют болтами. После этого вынимают лыжу с установленным кабаном из приспособления и зачищают потеки клея циклей, а всю поверхность — шкуркой.

Из сборочного цеха лыжа поступает в цех покрытий. Контроль при изготовлении лыжи производят пооперациоино.