Изготовление лыж
Лыжи собирают последовательно и расчлененно. Последовательная сборка допускает подгоночные работы» (Применяется при освоении производства нового изделия, особенно лыж с полозом, склеенным из отдельных выгнутых заготовок.
Лыжи легкого типа, имеющие каркас, трудно собираемый в отдельном приспособлении, собирают также последовательно. В этом случае на окончательно собранный полоз монтируют каркас и кабан лыжи.
кои.
При расчлененной сборке лыж полоз, каркас и обтекатель одновременно монтируют в отдельных приспособлениях.
Для фанеровки полоза, склейки его с каркасом и установки верхней обшивки. применяют пресс (фиг. 400), рассчитанный на одновременную запрессовку одного комплекта лыж.
Каркас 1 пресса — сварной конструкции. На ием смонтированы все детали. Нижняя деревянная сулага 2 установлена на ролики и рельсы 3 и может выкатываться в сторону для закладки изделия в пресс. Сверху установлена вторая деревянная сулага 4, которой производят
9 5 6 1 8 2 5 Фиг. 400. Пресс для изготовления лыж. |
запрессовку. Рабочую поверхность нижней сулаги строгают по продольным шаблонам» снятым с плазовой разбивки профиля лыжи. Верхняя сулага составная. Рабочая часть ее ставится соответственно запрессовываемой плоскости фанеровки или r«fV]:гн:г’.
Застрожку вкладышей верхней сулаги производят также по продольным шаблонам, снятым с плазовой разбивки. Между верхней. сулагой и настилом 5, жестко укрепленном с нижней стороны к горизонтальным балкам 6 каркаса, установлен пневматический мешок 7 или дю- ритовые шланги для создания давления при запрессовке на верхнюю сулагу. Сверху горизонтальных балок, между двумя настилами, укреплен второй пневматический мешок 8 меньшего размера для поднятия верхней сулаги после окончания запрессовки. Для этого сулага соединена жесткими тягами с настилом над верхним пневматическим мешком. Пресс оборудован контактным электроподогревом. Управление запрессовкой, подъемом верхней сулаги и подогревом смонтировано на пульте управления 9.
Полозы лыж изготовляют двумя способами. По первому способу окончательно обработанные и склеенные смоляным клеем прямые заготовки распаривают и выгибают в^прессе. Из-за трудности гнутья широкого щита получается большой процент брака, хотя этот способ весьма производительный.
В производстве распространен второй способ. Плоскости заготовок полоза перед гнутьем строгают с припуском 0,5—1,0 мм на
г 11 к >,іку і и и vie г к. іг і tun iv.1, к чіо miUV л. н’нйїіог oruvu. ito горн
чим еіюсооом и металлических формах, ойеепочішающих Оолъшую точность гнутья. У выгнутых по требуемому профилю и высушенных до влажности 7—10°/о планок. фугуют кромки для склейки в щиты. Склеивают их и приспособлении, покпзашю. м на фиг. 401, зажимай винтами. Такое приспособление может быть оборудовано и пневматическими прижимами. Перед запрессовкой все заготовки легкими ударами киянки должны быть выравнены по верхней плоскости, что обеспечит минимальную фуговку ее перед фанеровкой.
Фиг. 401. Приспособление для склейки полоза из выгнутых заготовок. 7—полоз; 2—винты для запрессовки; 3—горизонтальные прижимы для устранения коробленпя полоза при запрессовке; 4 —винты. |
При запрессовке винтами прижимают полоз верхними накладками так, чтобы он сохранил приданную ему форму и ие коробился в поперечном направлении. После установленной выдержки полоз вынимают из приспособления и фугуют верхнюю пласть под фанеровку.
, Прямолинейный участок полоза обрабатывают на рейсмусовочном стайке, а криволинейный — вручную специальным рубанком, колодка которого с рабочей плоскости имеет овальную форму.
Фанерный настил в зависимости от длины полоза стыкуют по длине на-ус. Затем фанеру размечают по шаблону и обрезают иа ленточной пиле по требуемому контуру, после чего запрессовывают на полоз. Фанерованный полоз снова размечают по шаблону для получения фальца под установку бортовых ребер (если это предусмотрено конструкцией). Шаблоны для разметки фанерного настила и полоза изготовляют по развертке, снятой с плазовой разбивки. Полоз опиливают по контуру на ленточной пиле с припуском минимум 4 мм.
Одновременно с изготовлением полоза каркас лыжи собирают в специальном приспособлении (фиг. 402). Плоскость приспособления обрабатывается по шаблонам, снятым с плазовой разбивки. Для фиксации установки диафрагм в приспособлении ставят упоры, а положение лонжеронов при сборке каркаса определяют поставленными диафрагмами, обработанными до номинального размера. Сборку каркаса начинают с установки к упору бортового ребра, к которому по фиксаторам ставят первый ряд диафрагм. Затем к поставленным диафраг-
мам устанавливают первый лонжерон и фиксируют по ним его положение. Ставят второй ряд диафрагм по фиксаторам и к ним устанавливают. второй лонжерон и т. д. После этого ставят второе бортовое ребро, иа которое производят давление при запрессовке. При дополнительном креплении диафрагм угольниками их устанавливают и прибивают оцинкованными гвоздями, которые оставляют в каркасе. При сборке устанавливают последними носовую и концевую бобышки. Всю лыжу собирают на смоляном клее и запрессовывают пневматическими или винтовыми прижимами. Винтовая запрессовка удобна тем, что позволяет для ускорения сушки помещать собранный каркас или полоз вместе с приспособлением в цеховую сушильную камеру.
Фиг. 402. Приспособление для сборки каркаса лыжи. /—основание; 2—упор бортового ребра; 3—фиксаторы диафрагм; 4 —винтовые зажимы бортового ребра; 6—винтовые зажимы носовой и хвостовой бобышек; 6—каркас лыжи. |
Пневматическая запрессовка для ускорения сушки требует рефлекторного подогрева, что при отсутствии специальных подогревателей, рассчитанных на одновременную сушку всего изделия, вызывает неравномерную подсушку и коробление.
После склейки нижнюю плоскость зачищают циклей от потеков клея. Верхнюю плоскость каркаса обычно малкуют, так как диафрагмы, угольники и бобышки при установке в приспособлении не образуют ровной плоскости.
Склеивают каркас с полозом щ устанавливают обшивку в прессе (см. фиг. 400). Можно склеивать одновременно все три элемента или сначала полоз с каркасом и после верхнюю обшивку. При последовательной сборке можно контролировать качество склейки полоза с каркасом осмотром всех клеевых швов. Это необходимо делать при изготовлении первых лыж.
Каркас носового обтекателя собирают в специальном приспособлении, в котором по фиксаторам устанавливают нервюры, концевую рейку и носовую бобышку. В этих деталях должны быть предварительно вырезаны гнезда под стрингеры. Стрингеры на каркас овальной формы запрессовывают только, по концам накладками с винтовыми зажимами. При сложной поверхности обтекания стрингеры делают составными н запрессовывают их струбцинками или оцинкованными гвоздями, которые оставляют в каркасе.
Каркас обтекателя устанавливают на лыжу вне пресса Гвоздевой или тросовой запрессовкой. Фанерную обшивку на обтекатель предварительно вырезают по развертке обшивки, обеспечивая плотное и ровное прилегание.
На носовой обтекатель сложной формы устанавливают обшивку из отдельных заготовок.
В этом случае удобнее. ее выклеивать ш шпона на болванке. Выклеенную обншнку устанавливают на лыжу без каркаса и крепят на клею оцинкованными гвоздями в фалец, вырезанный по борту лыжи.
Одновременно с. носовым обтекателем на верхнюю обшивку по разметке ставят бобышки под кабан. Кабан устанавливают в приспособлении (фиг. 403), в котором лыжу фиксируют концевой частью, а кабан — по стыковому отверстию в кардане. При такой фиксации кабан на лыжу устанавливают сразу в требуемое положение и после
Фпг. 403. Приспособление для установки кабана на лыжу, /—лыжа; 2—кабан; 3—фиксаторы кабана. |
сверловки крепежных отверстий в лыже укрепляют болтами. После этого вынимают лыжу с установленным кабаном из приспособления и зачищают потеки клея циклей, а всю поверхность — шкуркой.
Из сборочного цеха лыжа поступает в цех покрытий. Контроль при изготовлении лыжи производят пооперациоино.