Несущего винта

На рис. 3.20 показаны параметры движения вертолета при выполнении торможения по горизонтальной траектории. Исходная скорость маневра 300 км/ч, конечная — 100 км/ч. Видно, что время маневра зависит от рас­крутки несущего винта. Если раскрутка составляет 6 %, торможение проис­ходит за 27 с, если 13 %, то время торможения сокращается до 24 с. При таких раскрутках мощность несущего винта достигает околонулевых и отрицательных значений и возможно расцепление муфты свободного хода.

Следует отметить, что торможение вертолета с максимальным темпом без изменения высоты является достаточно сложным маневром. Летные исследования и моделирование показывают, что необходимость контро­ля частоты вращения несущего винта существенно загружает летчика. Поэтому целесообразно на малых высотах, на которых снижения верто­лета недопустимы, не выходить на малый газ двигателя, что обеспечива­ет раскрутку не более 3 … 2 %. При этом регулятор не уменьшит мощность

Несущего винта

Рис. 3.20. Изменение по времени параметров движения вертолета при торможении:

с раскруткой несущего винта на Альтах = 7 12,5 %;—— Дицтах = 2 … 6 %

двигателя до минимума и в достаточных пределах поддержит частоту вращения.

Исследование влияния полетной массы вертолета на темп торможе­ния показало, что раскрутку винта легче получить при больших массах. При малых ее значениях (85 … 80 % от нормальной) несмотря на умень­шение общего шага до минимума частота вращения увеличивается незна­чительно. Это объясняется тем, что при угле установки винта S0min и уг­ле атаки а, при котором Т = G, винт не выходит на отрицательные значе­ния мощности (т. е. ан < ан самовращения). В этом случае время тормо­жения зависит только от угла тангажа, величина которого определяется условием полета по горизонтальной траектории. Поэтому время торможе­ния при максимальной и минимальной полетных массах отличаются не более чем на 10 %. Однако при малой массе маневр выполнять значитель­но легче. Уменьшить время торможения при малой полетной массе мож­но за счет уменьшения минимального значения угла установки лопастей.

Для торможения по горизонтальной траєкторій необходимо, начи­ная со скорости, приблизительно равной скорости наивыгоднейшего набо­ра (экономической), плавно увеличивать общий шаг. При этом влияние приемистости двигателя на время манвра не проявляется (V < 80 км/ч).