Основные правила

при определении неисправностей

При определении неисправностей авиационной тех­ники рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Начинать исследование неисправностей как мож­но быстрее, чтобы успеть осмотреть свежие «следы» прежде, чем они разрушатся, исчезнут или кто-либо их нарушит.

2. Тщательно осматривать уязвимые места, где воз­можность возникновения неисправностей наибольшая. В необходимых случаях произвести фотографирование или зарисовки.

3. Получить полные сведения от экипажа о внешних признаках отказа механизма (детали, узла) и как этот отказ проявлялся.

4. Установить, все ли детали узла (механизма) на­ходятся на месте, и, если нет, принять меры к их розы­ску. Нельзя разбирать, испытывать и разрезать авиа­технику до тех пор, пока нет уверенности в том, что ана­лиз внешнего состояния проведен тщательно, всесторонне и правильно.

5. Ничего не считать раз и навсегда установленным и помнить, что в вопросах изучения и анализа неисправ­ностей могут быть исключения из правил. Случаи могут быть похожими, но по существу совершенно разными.

6. Не прибегать к поспешным решениям, терпеливо исследовать все возможные причины отказа.

7. Исследовать даже малейшие следы, ведущие к решению задачи.

8. Опросить по возможности больше специалистов, знающих что-либо о данном отказе. Иногда человек может дать полезную информацию, хотя он и находил­ся за многие километры, особенно в тех случаях, когда имеются предположения об отказе двигателя или о раз­рушении узлов планера. Наличие дыма, низкая высота полета, необычные маневры, ненормальная работа дви­гателя, разрушение отдельных частей конструкции и по­теря управляемости — по всем этим случаям информа-

ция может быть получена от людей, находящихся на 3eMJje по пути полета самолета или вертолета. Экипажи других самолетов также могут дать дополнительную информацию.

9. Сохранять отказавшие детали не только до тех пор, пока исследование полностью не будет закончено, но и определенное время после исследования. Опыт по­казывает, что в процессе изучения или значительно поз­же — приходится неоднократно возвращаться к ним. Их рекомендуется консервировать, особенно те места изло­мов, на которые попала влага или морская вода, и в та­ком виде хранить.

10.Выполнять каждое действие по заранее состав­ленному плану, придерживаясь определенной системы.

11.Все вещественные доказательства «за» и «про­тив» тщательно и аккуратно записывать. При любом ис­следовании накапливается много фактов, часто не свя­занных друг с другом. Вполне очевидно, что сохранять в памяти все эти сведения не всегда возможно, поэтому их следует записывать. Записи лучше делать непосред­ственно в процессе рассмотрения данного факта.

12.Использовать все возможности, способствующие предупреждению неисправностей. В конечном итоге при изучении и анализе неисправностей ставят перед собой две основные задачи: во-первых, вскрыть все прямые и сопутствующие (косвенные) причины, которые привели к неисправности или способствовали отказу; во-вторых, проанализировать весь собранный материал и сведения о неисправностях и на основе этих данных разработать мероприятия, предупреждающие в будущем повторение аналогичных отказов или дефектов; при этом надо стре­миться к тому, чтобы рекомендации были выполнимы, ясно определены и сформулированы.

13.В записях об отказах и дефектах не должно быть заключений, основанных на догадках, слухах или со­мнительных сведениях. Все сведения должны прове­ряться и подтверждаться фактами.