Основные правила
при определении неисправностей
При определении неисправностей авиационной техники рекомендуется соблюдать следующие правила:
1. Начинать исследование неисправностей как можно быстрее, чтобы успеть осмотреть свежие «следы» прежде, чем они разрушатся, исчезнут или кто-либо их нарушит.
2. Тщательно осматривать уязвимые места, где возможность возникновения неисправностей наибольшая. В необходимых случаях произвести фотографирование или зарисовки.
3. Получить полные сведения от экипажа о внешних признаках отказа механизма (детали, узла) и как этот отказ проявлялся.
4. Установить, все ли детали узла (механизма) находятся на месте, и, если нет, принять меры к их розыску. Нельзя разбирать, испытывать и разрезать авиатехнику до тех пор, пока нет уверенности в том, что анализ внешнего состояния проведен тщательно, всесторонне и правильно.
5. Ничего не считать раз и навсегда установленным и помнить, что в вопросах изучения и анализа неисправностей могут быть исключения из правил. Случаи могут быть похожими, но по существу совершенно разными.
6. Не прибегать к поспешным решениям, терпеливо исследовать все возможные причины отказа.
7. Исследовать даже малейшие следы, ведущие к решению задачи.
8. Опросить по возможности больше специалистов, знающих что-либо о данном отказе. Иногда человек может дать полезную информацию, хотя он и находился за многие километры, особенно в тех случаях, когда имеются предположения об отказе двигателя или о разрушении узлов планера. Наличие дыма, низкая высота полета, необычные маневры, ненормальная работа двигателя, разрушение отдельных частей конструкции и потеря управляемости — по всем этим случаям информа-
ция может быть получена от людей, находящихся на 3eMJje по пути полета самолета или вертолета. Экипажи других самолетов также могут дать дополнительную информацию.
9. Сохранять отказавшие детали не только до тех пор, пока исследование полностью не будет закончено, но и определенное время после исследования. Опыт показывает, что в процессе изучения или значительно позже — приходится неоднократно возвращаться к ним. Их рекомендуется консервировать, особенно те места изломов, на которые попала влага или морская вода, и в таком виде хранить.
10.Выполнять каждое действие по заранее составленному плану, придерживаясь определенной системы.
11.Все вещественные доказательства «за» и «против» тщательно и аккуратно записывать. При любом исследовании накапливается много фактов, часто не связанных друг с другом. Вполне очевидно, что сохранять в памяти все эти сведения не всегда возможно, поэтому их следует записывать. Записи лучше делать непосредственно в процессе рассмотрения данного факта.
12.Использовать все возможности, способствующие предупреждению неисправностей. В конечном итоге при изучении и анализе неисправностей ставят перед собой две основные задачи: во-первых, вскрыть все прямые и сопутствующие (косвенные) причины, которые привели к неисправности или способствовали отказу; во-вторых, проанализировать весь собранный материал и сведения о неисправностях и на основе этих данных разработать мероприятия, предупреждающие в будущем повторение аналогичных отказов или дефектов; при этом надо стремиться к тому, чтобы рекомендации были выполнимы, ясно определены и сформулированы.
13.В записях об отказах и дефектах не должно быть заключений, основанных на догадках, слухах или сомнительных сведениях. Все сведения должны проверяться и подтверждаться фактами.