СМАЗКА АГРЕГАТОВ ВЕРТОЛЕТА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для безотказной работы многочисленных агрегатов и механизмов вертолета в течение всего технического ресур­са, помимо целого ряда других работ, необходимо перио­дически производить их смазку.

Требования к свойствам смазки связаны с конструктив­ной особенностью того или иного агрегата (механизма) и теми условиями, в которых он эксплуатируется.

Применение в узлах трения смазок, не предусмотрен­ных инструкциями по эксплуатации вертолетов, запре­щается, так как это вызывает повышенный износ деталей и преждевременный выход их из строя. В настоящее время нет такой смазки, которая удовлетворяла бы условиям работы всех агрегатов и механизмов, устанавливаемых на вертолете. Поэтому на вертолете из-за большого количе­ства разнообразных агрегатов и механизмов, работающих в различных условиях, применяется значительно большее количество смазок и масел, чем на самолете. Своевремен­ное и правильное применение смазочных материалов, а также знание их основных свойств является весьма важ­ным условием обеспечения работоспособности агрегата, механизма, узла в течение их срока службы.

Смазки и масла на вертолетах выполняют две основ­ные функции, во-первых, они уменьшают трение и тем самым износ трущихся поверхностей деталей, во-вторых, осуществляют охлаждение деталей в узлах трения.

Коротко рассмотрим явление трения.

Трением называется сопротивление, возникающее при относительном перемещении двух соприкасающихся тел в плоскости их касания. Сила сопротивления, направ­ленная противоположно сдвигающему усилию, называется

154

силой трения. Различают три вида трения: сухое, жид­костное и полусухое, или полужидкостное. Сухое трение возникает при отсутствии смазки, жидкостное тре­ние—когда поверхности полностью разделены слоем жид­кости (масла или смазки), и полусухое, или полу­жидкостное, — когда слой смазки покрывает лишь часть поверхности.

При тех скоростях и нагрузках в узлах трения, которые свойственны агрегатам и механизмам вертолета, работа их в условиях сухого трения приводит к быстрому разру­шению, так как взаимное перемещение твердых поверхно­стей при сухом трении влечет за собой разрушение их по­верхностного слоя.

Отсюда возникает необходимость периодической смазки узлов, при этом сухое трение заменяется жидкостным, при котором поверхности полностью разделяются слоем смазки, в результате чего износ резко уменьшается. Полностью избежать износа деталей в практике их эксплуатации не удается, так как бывают моменты (раскрутка трансмиссии), когда узлы трения работают при недостаточной смазке. Однако при своевременной и качественной смазке узлов трения в соответствии с инструкцией по технической экс­плуатации работоспособность этих узлов обеспечивается в пределах всего технического ресурса.

В качестве смазывающих веществ на вертолетах при­меняются смазочные масла: МС-14, МС-20, МК-22, гипо­идное, турбинное и консистентные смазки: ЦИАТИМ-201 (ЦИАТИМ-203), НК-50.

Смазки, являясь пластичными смазочными материала­ми, по своим свойствам отличаются от жидких масел. Они применяются в узлах трения, работающих в широком диапазоне температур, с переменными скоростными режи­мами, с ограниченным доступом к узлам.

Применять смазки разрешается при условии, что их свойства удовлетворяют определенным техническим усло­виям. К этим свойствам относятся: температура каплепа — дения, внешний вид и цвет, коррозирующее действие на металлы и др.

Хранение смазок должно быть организовано таким образом, чтобы они не загрязнялись и в них не попадала вода. Изменению качества смазок и их порче при хранении способствуют повышенная температура, наличие влаги, солнечный свет и усиленная циркуляция воздуха. Поэтому смазки нужно хранить в исправной таре в закрытых хра-

нилищах. Только при таком хранении обеспечивается со­хранение свойств смазки и соответствие их техническим условиям (ГОСТ).

Ниже приводятся масла и смазки, применяемые на вертолетах.

§ 2. МАСЛА И СМАЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ВЕРТОЛЕТАХ1 .

Авиационные масла

(ГОСТ 1013—49)

Консистентные смазки

Нормы

Показатели

ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-59

ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-58

НК-50

ГОСТ 5573-50

Внешний вид и цвет

Однородная мазь без ком­ков, от светло — желтого до темно-желтого цвета

Мягкая мазь темно-корич­невого цвета, однородная

Однородная маслянистая мазь темно­зеленого цвета

Температура каплепа — дения в °С, не ниже

170

150

200

Пенетрация при 25°

270—320

250—300

170—225

Испытание на корро­зию

Выдерживает

Выдерживает

Выдержи­

вает

Свободной щелочи в °/о, не более

0,1

0,1

0,15

Механических приме­сей

Отсутствие

Диаметром более 0,125 мм (в 1 мл смаз­ки) — отсутст­вие

Отсутствие

Воды

Отсутствие

0,3

Серы в °/о, Не менее

0,2

Смазка узлов и агрегатов вертолетов производится периодически в соответствии с картами и таблицами смаз­ки, которые имеются для каждого типа вертолета.

В картах указывается, какие агрегаты и узлы трения подлежат смазке и периодичность смазки. Для вертолета Ми-1 такая карта показана на рис. 61, а для Ми-4 на рис. 62.

В таблицах указывается, какие смазки применяются в том или ином узле трения, а также количество подобных узлов.

Ниже приводятся таблицы смазок двигателей, агрега­тов трансмиссии, втулок винтов и автоматов перекоса вер­толетов Ми-1 и Ми-4.

^ *При наличии подтекания масла из уплотнений смазывать через 12,5 час.

**После первых пяти часов работы заменить масло в осевых шарнирах втулки несущего винта.

* Смазывать перед началом регламентных работ по токопроводящему коллектору. В процессе смазки под *-* шипника кольца автомата перекоса необходимо периодически поворачивать кольцо на угол 45—60®.

2 **Смазывать перед установкой токопроводящего коллектора.

Продолжение

ы

о>

Ь

н

Наименование точек

*

с.

3-

С

ь

Масло (смазка)

ь всех кг

Примечание

Номера

смазки

направки и смазки

Колич.

летом

ЗИМОЙ

*$

14

Вертикальный шарнир втулки не­сущего винта

3

Масло гипоидное

0,1

Шприцевать шприцем до появ­ления масла из-под клапана

15

Осевой шарнир втулки несущего винта

3

МС-20

МС-14

0,7

Через 25 час при обнажении распор­ной втулки добав­лять масло, а че­рез 100 час — за­менять

16

Горизонтальный шарнир втулки несущего винта

3

Масло гипоидное

0,10

Добавлять при опускании уровня более 20 мм от кромки заливного отверстия; заме­нять через 100 час

17

Тяга поворота лопасти несущего винта

3

ЦИАТИМ-201

0,06

Шприцевать штоковым шпри­цем

18

Шаровой шар­нир поводка авто­мата перекоса

1

То

же

0,01

То же

19

Верхний под­шипник тяги меха­низма управления

2

Й

0,01

20

Шаровой шар­нир качалки ме­ханизма управле­ния

2

0,01

Шприцевать штоковым шпри­цем по четыре — пять полных его хода

21

Сухарь качалки механизма управ­ления

4

л

0,01

Шприцевать по два полных хода штокового

22

Заливная горло­вина маслобака двигателя

1

МС-20 или МК-22

26

шприца

Осевой шарнир

3

ЦИАТИМ-201

лопасти рулевого

винта

)

Для вертолетов Ми-4

Шприцевать штоковым шпри­цем до выделения избытка смазки через клапан

Продолжение

ы

1

н

Наименование точек

точек I

Масло (смазка)

■О S

Примечание

Номера

смазки

заправки и смазки

I Колич.

летом

зимой

Емкост

точек,

12

Горизонтальный шарнир втулки не­сущего винта

4

Масло гипоидное

Масло необходи­мо добавлять, если его уровень ОПЗ’С — тится более чем на 30 мм от кром­ки заливного от­

13

Сальники под­водящей трубы коллектора проти­вообледенителя

1

ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-201

верстия

Шприцевать при снятой крышке коллектора до по­явления смазки из контрольного отверстия

Снять сигнали­затор обледенения и колпачок, зало­жить смазку в подшипник

14

Подшипник под­водящей трубы коллектора проти­вообледенителя

1

ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-201

15

Осевой шарнир втулки несущего винта

4

МС-20

МС-14

7,0

Добавлять мас­ло при обнажении распорной втулки; через каждые 100 час его заменять

16

Шарнир рычага лопасти

4

ЦИАТИМ-201

Шприцевать до появления смазки из-под защитных шайб подшипни­ков

17

Вертикальные шарниры втлки несущего винта

4

Масло гипоидное

Шприцевать штоковым шпри­цем до выделения избытка масла че­рез клапан

18

Ось центробеж­ного ограничителя втулки несущего винта

4

ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-201

Шприцевать до появления смазки из-под сальников

19

Шарнир рычага тарелки автомата перекоса

4

ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-201

Шприцевать до появления смазки из-под защитных шайб подшипни­ков

20

Шаровой шар­нир поводка та­релки автомата перекоса

1

То

же

Шприцевать до появления смазки из-под резинового чехла

ы

о

£

Н

Наименование точек

с;

У

£

Масло (смазка)

К

а>

£

Примечание

Номера

смазки

заправки и смазки

£

о

летом

зимой

Емкост

точек,

21

Подшипник та­релки автомата перекоса

1

ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-201

Смазывать со снятием корпуса токопроводящего коллектора

22

23

Подшипник ры­чага общего шага

Подшипники кронштейна рыча­га общего шага

2

2

То

же

1*

Шприцевать до появления смазки из-под резиновых колец

То же

24

Шлицы верхней муфты главного вала

1

НК-50

0

Обильно смазать

25

Заливная горло­вина маслобака

1

МС-20 или МК-22

80

26

Кулачок магне­то

2

Масло турбинное

5—8 ка­пель в мас­

27

Маслосистема главного редукто­ра

1

МС-20 или МК-22

ленку

40