САМОЛЕТНЫЕ ЛЫЖИ Конструкция ЛЫЖ

Лыжи изготовляют в течение двух-трех месяцев. За этот период должна быть разработана конструкция лыж и налажено их производ­ство.

Учитывая почти полное отсутствие литературы по деревянным лы­жам, приводим краткое описание их.

Все лыжи делятся на два основных типа: закрытые — каркасные и открытые — монолитные лыжи.

В Советском Союзе производят только закрытые каркасные лыжи.

Открытые лыжи получили распространение в иностранном само­летостроении (Канада и Норвегия). Лыжи открытого типа по своей конструкции крайне просты и представляют собой сплошной ясеневый полоз, более толстый в средней части.

Другой вид открытых лыж — наложенные друг на друга и скреп­ленные заклепками ясеневые или спрусовые пластины. Лыжи обеих конструкций показаны на фиг. 393.

Лыжи открытого типа весят больше, чем лыжи закрытого типа, что служит основным препятствием к широкому нх применению.

На диаграмме фиг. 304 приведен вес обоих типоз лыж в зависимо­сти от опорных площадей.

Самолетные лыжи за­крытого типа делятся на легкие и тяжелые.

К лыжам легкого типа относятся лыжи с опорной поверхностью до 1,5 М — под самолеты весом до 2500 кг.

Лыжи с опорной поверх­ностью выше 1,5 мг под са­молеты тяжелее 2500 кг от­носятся к тяжелым.

Лыжи состоят из следую­щих основных элементов: полоза, лонжеронов, перед­ней и задней бобышек, стрин­геров и верхней обшивки.

Лыжа легкого типа показана на фиг. 395. Рабочей частью и осно­вой, на которой монтируют все детали, является полоз, склеенный по ширине из отдельных заготовок. Древесина полоза должна обла­дать хорошим хоэфициентом крепости и высокой стойкостью из

лены прямо на полоз п с боков обшиты фанерой. Идолу» бортов полоза поставлены бортовые ребра, которые в носовой и концевой частях подходят впритык к бобышкам (фиг, 397), Носовая и концевая бобыш­ки усиливают полоз и служат опорой для полок лонжерона и стринге­ров, которые врезаются г. бобышки.

По месту установки бортовых ребер, но­совой и концевой бобышек фанеровка с по­лоза снимается, если борты лыжи не обши­ваются листовым металлом. Это делается для того, чтобы предотвратить проникание влаги по торцам фанеры внутрь полоза.

Поперек всего полоза (см. фиг. 395) меж­ду бортовыми ребрами и лонжероном уста­новлены фанерные шпангоуты, прикреплен­ные к полозу и лонжерону угольниками с одной или двух сторон. В шпангоутах для облегчения их веса делают отверстия. Шпан­гоуты, по которым проходит усовое соеди­нение фанеры верхней обшивки лыжи, уши­ряют по верхнему контуру фанерной наклад­кой или весь шпангоут изготовляют короб­чатой конструкции. По верхним" контурам /’ шпангоутов в носовой и хвостовой бобышках

вырезаны гнезда для установки стрингеров. Верхняя обшивка устанав­ливается на клею и гвоздях. Обшивку изготовляют из фанеры с про­дольным направлением волокся, склеивают сверху авиационным по­лотном на нитроклее АК-20 и окрашивают. _

‘Лыжн соединяются со стойками шасси самолета посредством ка­бана. Он сделан сварной ферменной конструкции из стальных труб. В лыжах легкого типа кабан крепится на полозе. Для увеличения жест­кости крепления и уменьшения удельного давлення лапок кабана на полоз, его устанавливают на бобышки и прикрепляют к полозу сквоз­ными болтами.

Лыжа тяжелого типа показана на фиг. 398. Полоз лыжи склеен из отдельных ясеневых заготовок и сверху фанерован.

Не рекомендуется применять лиственницу на заготовки полоза лыж тяжелого типа, особенно для самолетов тяжелее 3000 кг, так как она менее устойчива на истирание.

і

і la полоз ус гама ил її аз to t лом ло’рошл чорооча ton koiu* rp uuuu м, фиг, 396). Чтобы повысить прочность крепления лонжеронов1 к полозу, их приклеивают с рабочем стороны полоза и, кроме ТОГО, прикрепляют шурупами. Головки шурупов должны быть утоплены в древесину по­лоза на 3—5 лил в зависимости от толщины последнего. По боргам полоза расположены бортовые ребра; по высоте они равны лонжеро­нам илн нисколько ниже их. В носовой я концевой частях полоза уста­новлены впритык к лонжеронам и бортовым ребрам бобышки.

В каркасе тяжелых лыж взамен шпангоутов устанавливают диа­фрагмы. Их располагают между лонжеронами и бортовыми ребрами и крепят к »лонжеронам и бортовым ребрам на клею угольниками. Весь

/ 2 3 S 4

Фиг. 399. Костыльная лыжа.

7—полоз; 2—лонжерон; 3— шпангоуты; 4— верхняя обшивка; б^кабан.

^собранный на полозе каркас покрывают фанерной обшивкой с про­дольным направлением волокон.

Для повышения аэродинамических качеств на носовую часть лыжи устанавливают обтекатель, каркас которого состоит из нервюр и стрингеров, закрытых сверху фанерной или выклеенной из шпона об­шивкой. Обшивку при достаточной жесткости можно устанавливать и без каркаса.

При убирающихся шасси на лыжи устанавливают бортовые обте­катели, чтобы в убранном положении лыжи плотно прилегали к ниж­ней плоскости обтекания центроплана или консоли крыла.

Бортовые обтекатели делают каркасные или из одной полосы фа­неры, укрепленной непосредственно к борту лыжи и усиленной про­дольным угольником с внутренней стороны.

Кабаи ставят на верхней обшивке и прикрепляют сквозными бол­тами через*полоз. Для увеличения жесткости крепления кабаиа под каждую его лапку между полозом и верхней обшивкой ставятся бо­бышки. ,

Костыльная лыжа (фиг. 399) по конструкции подобна лыже тяже­лого типа, но обтекаемой формы. Лонжероны костыльной лыжи иногда делают из целого бруска.