САМОЛЕТНЫЕ ЛЫЖИ Конструкция ЛЫЖ
Лыжи изготовляют в течение двух-трех месяцев. За этот период должна быть разработана конструкция лыж и налажено их производство.
Учитывая почти полное отсутствие литературы по деревянным лыжам, приводим краткое описание их.
Все лыжи делятся на два основных типа: закрытые — каркасные и открытые — монолитные лыжи.
В Советском Союзе производят только закрытые каркасные лыжи.
Открытые лыжи получили распространение в иностранном самолетостроении (Канада и Норвегия). Лыжи открытого типа по своей конструкции крайне просты и представляют собой сплошной ясеневый полоз, более толстый в средней части.
Другой вид открытых лыж — наложенные друг на друга и скрепленные заклепками ясеневые или спрусовые пластины. Лыжи обеих конструкций показаны на фиг. 393.
Лыжи открытого типа весят больше, чем лыжи закрытого типа, что служит основным препятствием к широкому нх применению.
На диаграмме фиг. 304 приведен вес обоих типоз лыж в зависимости от опорных площадей.
Самолетные лыжи закрытого типа делятся на легкие и тяжелые.
К лыжам легкого типа относятся лыжи с опорной поверхностью до 1,5 М — под самолеты весом до 2500 кг.
Лыжи с опорной поверхностью выше 1,5 мг под самолеты тяжелее 2500 кг относятся к тяжелым.
Лыжи состоят из следующих основных элементов: полоза, лонжеронов, передней и задней бобышек, стрингеров и верхней обшивки.
Лыжа легкого типа показана на фиг. 395. Рабочей частью и основой, на которой монтируют все детали, является полоз, склеенный по ширине из отдельных заготовок. Древесина полоза должна обладать хорошим хоэфициентом крепости и высокой стойкостью из
лены прямо на полоз п с боков обшиты фанерой. Идолу» бортов полоза поставлены бортовые ребра, которые в носовой и концевой частях подходят впритык к бобышкам (фиг, 397), Носовая и концевая бобышки усиливают полоз и служат опорой для полок лонжерона и стрингеров, которые врезаются г. бобышки.
По месту установки бортовых ребер, носовой и концевой бобышек фанеровка с полоза снимается, если борты лыжи не обшиваются листовым металлом. Это делается для того, чтобы предотвратить проникание влаги по торцам фанеры внутрь полоза.
Поперек всего полоза (см. фиг. 395) между бортовыми ребрами и лонжероном установлены фанерные шпангоуты, прикрепленные к полозу и лонжерону угольниками с одной или двух сторон. В шпангоутах для облегчения их веса делают отверстия. Шпангоуты, по которым проходит усовое соединение фанеры верхней обшивки лыжи, уширяют по верхнему контуру фанерной накладкой или весь шпангоут изготовляют коробчатой конструкции. По верхним" контурам /’ шпангоутов в носовой и хвостовой бобышках
вырезаны гнезда для установки стрингеров. Верхняя обшивка устанавливается на клею и гвоздях. Обшивку изготовляют из фанеры с продольным направлением волокся, склеивают сверху авиационным полотном на нитроклее АК-20 и окрашивают. _
‘Лыжн соединяются со стойками шасси самолета посредством кабана. Он сделан сварной ферменной конструкции из стальных труб. В лыжах легкого типа кабан крепится на полозе. Для увеличения жесткости крепления и уменьшения удельного давлення лапок кабана на полоз, его устанавливают на бобышки и прикрепляют к полозу сквозными болтами.
Лыжа тяжелого типа показана на фиг. 398. Полоз лыжи склеен из отдельных ясеневых заготовок и сверху фанерован.
Не рекомендуется применять лиственницу на заготовки полоза лыж тяжелого типа, особенно для самолетов тяжелее 3000 кг, так как она менее устойчива на истирание.
і
і la полоз ус гама ил її аз to t лом ло’рошл чорооча ton koiu* rp uuuu м, фиг, 396). Чтобы повысить прочность крепления лонжеронов1 к полозу, их приклеивают с рабочем стороны полоза и, кроме ТОГО, прикрепляют шурупами. Головки шурупов должны быть утоплены в древесину полоза на 3—5 лил в зависимости от толщины последнего. По боргам полоза расположены бортовые ребра; по высоте они равны лонжеронам илн нисколько ниже их. В носовой я концевой частях полоза установлены впритык к лонжеронам и бортовым ребрам бобышки.
В каркасе тяжелых лыж взамен шпангоутов устанавливают диафрагмы. Их располагают между лонжеронами и бортовыми ребрами и крепят к »лонжеронам и бортовым ребрам на клею угольниками. Весь
/ 2 3 S 4
Фиг. 399. Костыльная лыжа. 7—полоз; 2—лонжерон; 3— шпангоуты; 4— верхняя обшивка; б^кабан. |
^собранный на полозе каркас покрывают фанерной обшивкой с продольным направлением волокон.
Для повышения аэродинамических качеств на носовую часть лыжи устанавливают обтекатель, каркас которого состоит из нервюр и стрингеров, закрытых сверху фанерной или выклеенной из шпона обшивкой. Обшивку при достаточной жесткости можно устанавливать и без каркаса.
При убирающихся шасси на лыжи устанавливают бортовые обтекатели, чтобы в убранном положении лыжи плотно прилегали к нижней плоскости обтекания центроплана или консоли крыла.
Бортовые обтекатели делают каркасные или из одной полосы фанеры, укрепленной непосредственно к борту лыжи и усиленной продольным угольником с внутренней стороны.
Кабаи ставят на верхней обшивке и прикрепляют сквозными болтами через*полоз. Для увеличения жесткости крепления кабаиа под каждую его лапку между полозом и верхней обшивкой ставятся бобышки. ,
Костыльная лыжа (фиг. 399) по конструкции подобна лыже тяжелого типа, но обтекаемой формы. Лонжероны костыльной лыжи иногда делают из целого бруска.