Сверхдлинноволновая разностно-дальномерная радионавигационная система
Разностио-дальномерные радионавигационные системы (РДРНС) предназначены дли измерения разности расстояний AD от ВС до двух наземных станций с известными ко — ор гинатамн. Постоянному значению измеренной D соответствует ЛП — линия равных разностей (ЛРРР), представляющая собой гиперболу. Наземные станции располагаются таким образом, чтобы можно было одновременно измерить по крайней мере две ДD, используя которые определяют МС.
К настоящему времени в разных странах разработано, внедряется и эксплуатируется значительное число типов РДРНС. Наибольшее применение нашла свсрхдлинноволнован фазовая система «Омега» (Хо=30 000 м, fu =10,2 кГц). Восемь ее наземных станций по всему земному шару размещены таким образом, чтобы прн дальности действии 10—12 тыс. км обеспечить определение МС практически н любой точке Земли днем и ночью независимо от метеоусловий Расстановка наземных станций позволяет принимать на борту ВС сигналы 4 -5 станций, которые образуют 6—10 пар. Причем всегда имеется возможность выбрать 3 станции (они составят три пары), ЛП от которых пересекаются под углами 60—120°. Это создает благоприятные условия гля определения МС с максимально возможной точностью.
В точке С (рис. 17.3) местона хождения ВС (грс, Лс) разность расстояний до станции А и В (координаты Ц. І, ki)
AD — Da Db= Чф tA—
= = At,
rw Цф = 300 574 км/ч — фазовая скорость распространения радиоволн сверхдлинноволнового диапазона.
Конкретному значению A/=const соответствует вполне определенная ЛП (гипербола).
В фазовых РНС для определения D измеряется не А/, а разность фаз сигналов двух наземных станций Фв:
AD = D„-DB =
= (2л)-*Х0Фд. (17.7)
Разность фаз отсчитывается от О до 2 л. Следовательно, если AD >• Ао, то значения Фи будут повторяться, что приводит к неоднозначности измерения Ad и определения МС.
Полоса, в пределах которой Фв = 0-н2л, называется фазовой дорожкой. В этой полосе Фв не повторяется, и МС находится однозначно. 11а земной поверхности образуется множество фазовых дорожек, на одной из которых будет действительное МС.
В бортовой аппаратуре при условии ввода фактических координат ВС (например, аэродрома вылета) с погрешностью не хуже половины ширины дорожки автоматически определяется точное МС по измеренной Фс, а в дальнейшем осуществляется автоматическое слежение за номером дорожки и непрерывное однозначное определение места.
В соответствии с (17.7) погрешность определения разности расстояний
°ДО = (2л)~1Х«0Ф’
где о* — СКП измерения разности фаз.
В современных системах сгфя; «0,01-2 л (один сантнцикл). Тогда Одд «0,01 Хо, что иа Ао=30000 м дает одо«300 м.
Погрешность определения ЛРР
Ор = (2sinip 2)-»0Дд.
На линии базы между станциями ф=180° (см. рис. 17.3) и, следовательно, погрешность ЛП здесь минимальна.
Место ВС по двум ЛРРР при условии некоррелированности ошибок
измерений Дь определяется с радиальной СКП
sin ш °Д О
sin со |
1 2 |
|
1) |
1/2 ( ь 1 2 |
X |
4-1 |
||
L) |
= *Р ДС °ДС’ |
(17.8) |
1 °р I + °Р2 — |
sin* |
Ч>1 |
+ sin* |
X sin |
где £рдс—коэффициент точности on ределения МС. Исследования показы вают, что он достигает минимума равного 0,9185 прн tp>i =ip2 = 109°30′ Тогда аг = fcpnr о
min
«0,92 Одд = 275
Рис. 17.4. Зависимость коэффициента точности от углов PC |
ствует о том, что свсрхллинноволновая РДРНС обладает очень высокой потенциальной точностью определении МС. Но для реализации таких возможностей необходимо ввести поправку на условия распространения раОиоволн.
Электромагнитные колебания двух станций, принимаемые на ВС, распространяются в различных условиях, приводящих к измеиснию фазовой скорости Сф. Кроме того, длина пути радиоволн будет больше расстояния от станции до ВС. Вследствие этого 0)()
измеренная Фв=- (Da—Db) для ^Ф
одной и той же фактической разности дальностей ДО будет неодинаковой в разное время суток и года и зависит от района полетов. Это приводит к появлению систематической погрешности Фо, которая во много раз больше инструментальной, равной примерно одному сантициклу. Поэтому точность навигационных определений с помощью PDC «Омега» практически полностью зависит от совершенства методики расчета и ввода поправок на условии распространения
В современной бортовой аппаратуре эти поправки заранее рассчитываются и хранятся в памяти ЦВМ и автоматически вводятся с учетом времени года (месяца), суток и района полетов. В этом случае МС определяется с точностью, в основном удовлетворяющей требованиям. Экспериментальные данные погрешностей местоположения ВС приведены в
Таблица 17.4 Погрешности определения места ВС
|
табл. 17.4. Установлено, что в любой точке Земли, за исключением Гренландии, Антарктики и подобных им районов, место определяется с радиальной СКП не выше 8,5 км, а над Северной Атлантикой 2,5—6,5 км. При появлении аномальных явлений в ионосфере, число которых увеличи вается в годы повышенной солнечной активности, рассчитанные поправки теряют свое значение и в этих условиях точность определения может быть хуже в 5 раз по сравнению с приведенной.
Экспериментально доказана возможность уменьшения ошибок опре деления МС до 0,3—0,7 км за счет ввода дифференциальных поправок. Для этого они непрерывно с высокой точностью измеряются на земле, затем передаются на борт ВС и автоматически вводятся в цифровой нити катор координат.