УХОД ЗА ШАССИ ВЕРТОЛЕТА

Шасси вертолета работает в специфических условиях, С одной стороны, эти условия легче, чем у шасси самолета. Действительно, шасси вертолета (амортизационная стойка и пневматики) при рулении последнего по аэродрому на­гружаются незначительно, так как скорость движения мала и воздействие веса вертолета частично уменьшено за счет подъемной силы, создаваемой несущим винтом. Поэтому колеса шасси вертолетов допускается перегружать по сравнению с колесами шасси самолета на 25%.

Однако, с другой стороны, амортизация шасси верто­лета должна быть более мощной, чтобы после приземления даже с большой вертикальной скоростью вертолет не под­прыгивал бы, а его кинетическая энергия поглощалась амортизаторами. Кроме того, шасси вертолета должно исключать появление «земного резонанса», о чем было ска­зано выше.

На рис. 60 приведена типовая характеристика аморти­зационной стойки вертолета. Как следует из графика работы, максимальное усилие амортизатора достигается примерно на половине прямого хода; к концу хода оно снижается до стояночной величины. Такая характеристика

амортизационных стоек исключает подпрыгивание верто­лета даже при грубой вертикальной посадке.

Если сопротивление в начале хода будет высоким, то вертолет обязательно подпрыгнет, так как пневматики дают не более 6% необходимого демпфирования. Этому может способствовать недостаточное количество жидкости в амор­тизационных стойках.

В процессе эксплуатации давление в амортизационных стойках шасси вертолета контролируется по величине стояночного обжатия. Обжатие проверяется при стоянке

вертолета на ровной площадке, когда все колеса и стойки шас­си нагружены равномерно.

В инструкциях по эксплуа­тации вертолетов приводятся данные величин осадки амор­тизационных стоек или выхода их штоков при нормальной центровке. Если в результате загрузки вертолета его цен­тровка сместилась, то этими данными пользоваться без по­правок нельзя. Например, в инструкции по эксплуатации вертолета Ми-4 приведены данные выхода штоков шасси при положении центра тяже­сти вертолета на 50—60 мм впереди оси несущего винта. При положении центра тяжести более чем на ± 25 мм от указанного положения надо вносить поправки в величины выхода штоков.

При проверке четырехколесного шасси, нашедшего ши­рокое применение (например, на Ми-4), следует учитывать, что даже после полной разрядки одного из амортизаторов передних колес вертолет в состоянии стоять с небольшим креном, но при рулении и посадке это может привести к поломке вертолета. Поэтому надо особое внимание обра­щать на зарядку воздухом обоих амортизаторов передних ног шасси.

Проверка уровня жидкости, залитой в амортизацион­ные стойки вертолета, и проверка давления воздуха произ­водятся на вертолете так же, как и на самолете. Жидкость в амортизационные стойки доливается до обреза заливного отверстия. Доливку жидкости можно делать, не снимая
стойки с вертолета. Однако для полной замены жидкости в случае загрязнения (или по другой причине) амортиза­ционную стойку нужно с вертолета снимать.

Пневматики на вертолетах нагружаются, как было ука­зано выше, меньше чем на самолетах, вследствие чего слу­жат более длительный срок.

В целом шасси на вертолетах работает надежнее, чем на самолетах.