ВЗЛЕТ И НАБОР ВЫСОТЫ

В отличие от самолетов, на которых взлет произво­дится после разгона на разбеге, взлет на вертолетах воз­можен двумя способами: отрыврм вертолету по. вертикали


t последующим разгоно-м (так называемый взлет по-вер — толетному) и отрывом вертолета после его разбега по зем­ле (взлет по-самолетному) обычно до скорости 20— 30 км/час.

Основным видом взлета является взлет по-вертолетно — му, при котором используется качество, присущее только вертолету, — способность взлетать по вертикали.

Взлет по-самолетному в основном применяется тогда, когда недостаточна мощность двигателя для висения вер­толета, что бывает при его эксплуатации в горах (см. главу «Особенности эксплуатации вертолета в высокогорной местности») и в перегрузочном варианте.

Учитывая большое влияние ветра на технику пилотиро­вания вертолета, взлет производится против ветра. После выхода вертолета на режим висения плавной отдачей руч­ки управления от себя переводят его на разгон с набором высоты. Угол наклона вертолета при разгоне сохраняется постоянным до тех пор, пока скорость не достигнет при­близительно 0,5—0,6 Умакс — Если взлет производится с пло­щадки, вокруг которой имеются препятствия, то крутизна траектории разгона должна быть такой, чтобы над этими препятствиями’вертолет имел безопасную высоту.

В тех случаях, когда из-за препятствий невозможно набирать высоту с поступательной скоростью, взлет про­изводится вертикально до высоты, обеспечивающей прохо­ждение над препятствиями (10 ж).

Набор высоты от земли до динамического потолка вер­толета производится на номинальном режиме работы дви­гателя. После установления режима набора высоты про­веряют показания приборов контроля работы двигателя и трансмиссии, которые должны соответствовать данным, установленным для данного типа вертолета.

При необходимости можно вместо номинального ре­жима работы двигателя во время набора высоты в тече­ние не более 5 мин использовать взлетный режим.

В обоих случаях на номинальном или взлетном режиме работы двигателя прежде всего нужно следить, чтобы тем­пература головок цилиндров не была выше допустимой для данного типа двигателя. Если температура головок цилиндров быстро растет и выходит за пределы допусков, то нужно выяснить причину этого, для чего необходимо прекратить набор высоты и перейти в горизонтальный по­лет с уменьшением мощности двигателя до крейсерского режима, проверить открытие створок капота двигателя и следить за давлением и температурой масла на входе з двигатель. Если температура головок цилиндров не умень­шится, а давление и температура масла на входе в двига­тель нормальные, значит, вышел из строя термометр. Если же давление масла начнет падать, а его температура ра сти, то либо вышел из строя радиатор двигателя, либо произошел задир поршней или возник еще какой-то де­фект. В этом случае следует немедленно выбрать пло­щадку, перейти на режим самовращения несущего винта (с выключенным двигателем) и произвести посадку.

Имея возможность использовать режим самовращения несущего винта не только для безопасного снижения, но и для посадки на ограниченные площадки, в большинстве случаев при выявлении ненормальностей в показаниях кон­тролирующих работу двигателя приборов не следует мо­ментально принимать решение на посадку, а сначала по­пытаться методом дублирующего контроля определить, что отказало: двигатель или прибор.

Например, в полете температура масла на входе в дви­гатель поднялась выше допустимой. Причины этого могут быть различные: закрыты заслонки маслорадиатора, за­грязнены соты радиатора, недостаточно масла в баке, вы­шел из строя маслотермометр и др. От правильного опре­деления причины зависит выбор решения — прекращать или продолжать полет.

Приняв все возможные в полете меры, открыв заслонки маслорадиатора и уменьшив режим работы двигателя, пы­таются установить нормальную температуру масла и од­новременно ведут контроль за работой двигателя по дав­лению масла и температуре головок цилиндров. Если тем­пература масла на входе в двигатель остается повышен­ной, но сохраняются нормальными давление масла и тем­пература головок цилиндров, значит, вышел из строя тер­мометр масла. Убедившись в этом, принимают решение полет продолжать, так как выход из строя маслотермоме — тра не оказывает влияния на работу двигателя.

Если же давление масла падает, а температура голо­вок цилиндров растет, то дефект кроется не в маслотермо — метре, а в чем-то другом. В таком случае следует полет прекратить, выбрать площадку и произвести посадку. Кон­троль за работой двигателя по нескольким приборам по­зволяет правильно определить возникший отказ и на осно­ве этого принять решение о выполнении задания.

При наборе высоты с постоянным шагом несущего винта наддув двигателя постепенно уменьшается. Сохране­ние наддува на вертолетах, на которых установлены вы­сотные двигатели, до границы их высотности производится увеличением общего шага несущего винта вертолета и по­воротом коррекции газа в сторону «большой газ».

При достижении высоты полета, соответствующей вы­сотности вертолета, включается вторая скорость нагнета­теля. Необходимо отметить, что для двигателя включение второй скорости ц. агиетателя желательно производить на пониженных оборотах, чтобы не создавалось мгновенно повышающихся нагрузок на детали двигателя, влияю­щих на надежность и живучесть их. Для вертолета нельзя уменьшать обороты ниже определенного предела потому, что чем больше обороты, тем лучше управляемость верто­лета, которая потребна особенно на большой высоте. По­этому перед включением второй скорости нагнетателя не­обходимо устанавливать обороты и наддув согласно ин­струкции по эксплуатации двигателя. За этим в эксплуата­ции нужно следить и не допускать никаких отклонений.

После включения второй скорости нагнетателя наддув двигателя должен не­сколько возрасти. Увели­чение наддува будет сви­детельствовать о нор­мальном включении вто­рой скорости нагнетателя.

При дальнейшем наборе высоты рычагом «шаг — газ» устанавливаются над­дув и обороты двигателя, соответствующие номи­нальному режиму работы.