Определение места ВС и навигационных элементов полета в полярных районах
При полетах в центральной Арктике или над Антарктидой почти полностью исключается ориентировка ввиду отсутствия визуальных и радиолокационных ориентиров.
Визуальная ориентировка в периферийной части рассматриваемых районов летом мало отличается от иави гацни в средних широтах, так как бе реговая черта, очищающаяся ото льда, и сравнительно большое число островов создают для этого благо приятные УСЛОВИЯ.
Трудности иногда возникают при полетах иад туидрой из-за непостоянства размеров и конфигурации озер и берегов морей после обильных дождей или сухих периодов. Зимой все водоемы, скопанные льдом и засыпанные снегом, различаются с трудом, но сравнительно легко обнаруживаются при боковом солнечном освещении низко стоящего Солнца или со скудной, одиако заметной с воздуха растительностью.
Непривычную картину представляет радиолокационное изображение тундры. Летом оно обычное суша представляет собой совокупность светящихся точек на экране БРЛС, а море без засветок — темное. Зимой же все наоборот. Торосистый лед на водных пространствах дает больше отраженных сигналов, чем гладкая заснеженная поверхность тундры. Поэтому среди сплошного поля засветок от моря на экране БРЛС острова в берега изображаются в виде темных пятен Дальность видимости высоких обрывистых берегов составляет 200 — 250 км, берега высотой 20—30 м обнаруживаются БРЛС на дальности 80—100 км, корабли во льдах при высоте полета 500 м обнаруживаются на дальности 200 км.
При полетах вдоль берегов Баренцева. Карского и Охотского морей, а также в северной части Атлантического и Тихого океанов для определения МС при контроле пути могут применяться 6t реговые радиомаяки типов ВРМ-5 и «Коисо. т» (см. п. 19.4)
В Антарктиде условия распростране іия радиоволн среднего диапазона определяются влиянием ледяного шита Из-за этого сокращается дальность действия проводных PC в сторону материка до 150 км, но в сторону моря дальность возрастает Автоматические радиопеленгаторы в диапазоне УКВ работают обычно лучше, чем в средних широтах. Дальность действия их иногда превышает дальность прямой видимости Однако точность пеленгования невысока
По мере удаления от берега в глу бину полярного бассейна возрастает удельный вес астрономических измерений для определения МС.
Благодаря близости к географическому полюсу при ^80° можно применить упрощенный способ расчета линии ранных высот без использования ТВА. В основе его лежит равенство ft = 6 и совпадение линии азимута светила с мери дианом ГМС Реко мендуется следующий порядок расче та-
измерить высоту светила и заии сать момент измерения Т;
Таблица 19.5. Поправки за рефракцию, ‘
|
ввести поправки в измеренную высоту (п. 15 8) Если ft^7°, то поправка за рефракцию атмосферы находится по табл 19.5;
по ААЕ найти значения trр и 6, соответствующие Т;
определить меридиан ГМС 7ГМС= = ^р. Следует помнить, часовые углы в ААЕ даются западные, поэтому если часовой угол меньше 180°, то долгота будет также западная. Если часовой угол получился более 180°, то *тмс = 360°- — l’lp — /Jp;
рассчитать разность высот А*Г= = ft«cnp—6 Минуты дуги преобразовать в километры Ап= 1,853 Aft’;
вдоль меридиана ГМС от точки полюса отложить ft. При ДЛ>0 в направлении иа светило, при Aft<0- от него;
через полученную точку провести перпендикуляр — ЛРВ.
В высоких широтах при астроопре делениях допустимы большие ошибки в отсчете времени. Так, на широте 70° допустима ошибка АГ=6 с, на широте 80° — уже 11 с, а иа полюсе — 23 с.
Измерение навигационных элементов полета Если ВС не оборудовано ДИС. С, то экипаж в полете вынуж ієн производить измерение навнгаци пнных элементов и ветра дискретно Однако отсутствие достаточного числа визуальных ориентиров исключает измерения иа контрольном этапе. Поэтому УС и VP измеряются с по мощью бортового визира АБ 52 В окуляр визира видно перемещение земной поверхности. В момент, когда визирная точка, в общем случае про извольная, пересечет первую линию времени, включается секундомер. Он останавливается в момент прохода выбранной точки через вторую линию времени. Тогда 1Р=0,5 Hit. Высота полета Н определяется по радиовы сотомеру Расчет путевой скорости производится с помощью счетного устройства самого визира или НЛ-10м
Измерение угла сноса с помощью АЬ-52 осуществляется по «бегу» земных ориентиров. Наблюдая в поле зрения за перемещением визирных точек, разворачивают сетку визира так.
чтобы оно происходило вдоль продольных линий. Отсчет мгновенного значения УС ведется по шкале угла спосл против неподвижного индекса. Для повышения точности измерения в условиях турбулентной атмосферы применяется специальное устройст во — пантограф, позволяющий осред — нять значения измеренного угла сио са Точность измерения УС по «бегу» земных ориентиров зависит от выдерживания прямолинейного полета, особенно вредны поперечные крены ВС. Точность измерения УС этим способом характеризуется °ус= (1.5ч-2.0)°.
При определении ветра измерение УС производится на трех курсах с от воротом иа 60° один от другого. Дальнейшее решение удобнее производить с помощью ветрочета или навигационного расчетчика, позволяющих определять вектор ветра наглядно и с меньшими погрешностями в расчете.
При полете над океаном или тчн дрой, даже в зимних условиях, когда высота торосов не превышает 3—5 м. можно измерять УС барическим способом.
Малое число и большие удаления запасных аэродромов требуют завы шейного АНЗ топлива. Он должен обеспечивать возврат ВС на аэродром вылета. При этом с особой тщательностью рассчитывается рубеж возвра та или ухода иа запасной аэродром. В любом случае АНЗ не должен быть меньше количества топлива, необхо димого для двухчасового полета, как «того требует НПГ1 ГА.
В полете над ледниками и особенно над ледяным щитом в Антарктиде радиовысотомеры дают большие ошибки в сторону завышения высот, что особенно опасно. Они возникают вследствие отражения радиосигналов не от поверхности льда, а от поверхности материка Толщина же льда мо жет быть значительной.
Глава 20