Определение места ВС и навигационных элементов полета в полярных районах

При полетах в центральной Арк­тике или над Антарктидой почти полностью исключается ориентировка ввиду отсутствия визуальных и ра­диолокационных ориентиров.

Визуальная ориентировка в перифе­рийной части рассматриваемых райо­нов летом мало отличается от иави гацни в средних широтах, так как бе реговая черта, очищающаяся ото льда, и сравнительно большое число островов создают для этого благо приятные УСЛОВИЯ.

Трудности иногда возникают при полетах иад туидрой из-за непостоян­ства размеров и конфигурации озер и берегов морей после обильных дождей или сухих периодов. Зимой все водоемы, скопанные льдом и за­сыпанные снегом, различаются с тру­дом, но сравнительно легко обнару­живаются при боковом солнечном ос­вещении низко стоящего Солнца или со скудной, одиако заметной с возду­ха растительностью.

Непривычную картину представля­ет радиолокационное изображение тундры. Летом оно обычное суша представляет собой совокупность све­тящихся точек на экране БРЛС, а море без засветок — темное. Зимой же все наоборот. Торосистый лед на водных пространствах дает больше отраженных сигналов, чем гладкая заснеженная поверхность тундры. По­этому среди сплошного поля засветок от моря на экране БРЛС острова в берега изображаются в виде темных пятен Дальность видимости высоких обрывистых берегов составляет 200 — 250 км, берега высотой 20—30 м об­наруживаются БРЛС на дальности 80—100 км, корабли во льдах при высоте полета 500 м обнаруживаются на дальности 200 км.

При полетах вдоль берегов Барен­цева. Карского и Охотского морей, а также в северной части Атлантиче­ского и Тихого океанов для опреде­ления МС при контроле пути могут применяться 6t реговые радиомаяки типов ВРМ-5 и «Коисо. т» (см. п. 19.4)

В Антарктиде условия распростране іия радиоволн среднего диапазона определяются влиянием ледяного ши­та Из-за этого сокращается даль­ность действия проводных PC в сто­рону материка до 150 км, но в сторо­ну моря дальность возрастает Авто­матические радиопеленгаторы в диа­пазоне УКВ работают обычно лучше, чем в средних широтах. Дальность действия их иногда превышает даль­ность прямой видимости Однако точ­ность пеленгования невысока

По мере удаления от берега в глу бину полярного бассейна возрастает удельный вес астрономических изме­рений для определения МС.

Благодаря близости к географиче­скому полюсу при ^80° можно при­менить упрощенный способ расчета линии ранных высот без использова­ния ТВА. В основе его лежит равен­ство ft = 6 и совпадение линии азиму­та светила с мери дианом ГМС Реко мендуется следующий порядок расче та-

измерить высоту светила и заии сать момент измерения Т;

Таблица 19.5. Поправки за рефракцию, ‘

h, °

I. °С

-30

— 25

-20

— 15

-10

2

4

4

3

2

2

3

3

3

2

2

1

4

2

2

2

1

1

5

2

2

1

1

1

6

2

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

ввести поправки в измеренную вы­соту (п. 15 8) Если ft^7°, то поправ­ка за рефракцию атмосферы находит­ся по табл 19.5;

по ААЕ найти значения trр и 6, соответствующие Т;

определить меридиан ГМС 7ГМС= = ^р. Следует помнить, часовые углы в ААЕ даются западные, поэтому ес­ли часовой угол меньше 180°, то дол­гота будет также западная. Если часовой угол получился более 180°, то *тмс = 360°- — l’lp — /Jp;

рассчитать разность высот А*Г= = ft«cnp—6 Минуты дуги преобразо­вать в километры Ап= 1,853 Aft’;

вдоль меридиана ГМС от точки полюса отложить ft. При ДЛ>0 в направлении иа светило, при Aft<0- от него;

через полученную точку провести перпендикуляр — ЛРВ.

В высоких широтах при астроопре делениях допустимы большие ошибки в отсчете времени. Так, на широте 70° допустима ошибка АГ=6 с, на широте 80° — уже 11 с, а иа полюсе — 23 с.

Измерение навигационных элемен­тов полета Если ВС не оборудовано ДИС. С, то экипаж в полете вынуж ієн производить измерение навнгаци пнных элементов и ветра дискретно Однако отсутствие достаточного чис­ла визуальных ориентиров исключает измерения иа контрольном этапе. Поэтому УС и VP измеряются с по мощью бортового визира АБ 52 В окуляр визира видно перемещение земной поверхности. В момент, когда визирная точка, в общем случае про извольная, пересечет первую линию времени, включается секундомер. Он останавливается в момент прохода выбранной точки через вторую линию времени. Тогда 1Р=0,5 Hit. Высота полета Н определяется по радиовы сотомеру Расчет путевой скорости производится с помощью счетного устройства самого визира или НЛ-10м

Измерение угла сноса с помощью АЬ-52 осуществляется по «бегу» зем­ных ориентиров. Наблюдая в поле зрения за перемещением визирных то­чек, разворачивают сетку визира так.

чтобы оно происходило вдоль про­дольных линий. Отсчет мгновенного значения УС ведется по шкале угла спосл против неподвижного индекса. Для повышения точности измерения в условиях турбулентной атмосферы применяется специальное устройст во — пантограф, позволяющий осред — нять значения измеренного угла сио са Точность измерения УС по «бегу» земных ориентиров зависит от выдер­живания прямолинейного полета, осо­бенно вредны поперечные крены ВС. Точность измерения УС этим спосо­бом характеризуется °ус= (1.5ч-2.0)°.

При определении ветра измерение УС производится на трех курсах с от воротом иа 60° один от другого. Дальнейшее решение удобнее произ­водить с помощью ветрочета или на­вигационного расчетчика, позволяю­щих определять вектор ветра нагляд­но и с меньшими погрешностями в расчете.

При полете над океаном или тчн дрой, даже в зимних условиях, когда высота торосов не превышает 3—5 м. можно измерять УС барическим спо­собом.

Малое число и большие удаления запасных аэродромов требуют завы шейного АНЗ топлива. Он должен обеспечивать возврат ВС на аэродром вылета. При этом с особой тщатель­ностью рассчитывается рубеж возвра та или ухода иа запасной аэродром. В любом случае АНЗ не должен быть меньше количества топлива, необхо димого для двухчасового полета, как «того требует НПГ1 ГА.

В полете над ледниками и особен­но над ледяным щитом в Антарктиде радиовысотомеры дают большие ошибки в сторону завышения высот, что особенно опасно. Они возникают вследствие отражения радиосигналов не от поверхности льда, а от поверхно­сти материка Толщина же льда мо жет быть значительной.

Глава 20