Особенности естественного освещения и применения курсовых приборов в полярных районах

Полеты в полярных районах про исходят иад обширными необжитыми пространствами океана в Северном полушарии и материком Аитаркти да в Южном, большая часть кото­рых всегда покрыта льдом. Специфи­ческие особенности проявления неко торых факторов, влияющих иа само летовождение, требуют от экипажей тщательного их учета при подготов­ке и выполнении полетов.

Особенности естествеииого осве­щения проявляются в увеличении продолжительности нахождения

Солнца нал и под горизонтом. Н? широте 70° Солнце восходит и захо­дит всего 241 сут в течение года, на широте 82° Солнце ие заходит 150 и не восходит 133 сут. На географине ском полюсе — соответственно 189 и 176 с}т.

Моменты начала и окончания светлого и темного периодов года на разных широтах привезены в табл. 19.3.

Для экипажей, находящихся на эшелоне полета, восходы наблюдают­ся раньше, заходы — позже.

В полярных районах отмечаются более продолжительные сумерки. Весиой и осенью иа широте 70 ут­ренние и вечерние сумерки составля­ют 20%, а иа широте 80° почти 40% продолжительности суток.

Условия естественного освещения в полярных широтах Южного полу­шария подобны описанным выше, од­нако существуют некоторые отличия, которые выражаются: в обратном

для наблюдателя движении небесных светил, противоположном холе смены времен гола (когда в Северном полу­шарии зима, в Южном лето и наобо­рот).

Применение курсовых приборов. Граинцей устойчивой рзботы магнит­ных компасов считаемся изодинама Н = 0,05 Э. Она проходит через север Гренландии, Землю Франца Иосифа, полуостров Таймыр и далее иа север. Таким образом, большая часть Арк­тики оказывается в зоне иеустойчи вой работы магнитных компасов. Гра­ница неустойчивой работы магнитных компасов в Антарктиде проходит на расстоянии 400 км от южного маг­нитного полюса.

Сравнительно малое расстояние между магнитными и географически­ми полюсами приводит к большим значениям магнитного склонения от 0 до ±180° и скорости его изменения в полете.

Во время маїнитиых бурь резко и с большой амплитудой изменяются составляющие напряженности магнит­ного поля, углы магнитного склоне­ния н иаклонеиия. Это приводит к колебаниям показаний мзгнитных курсовых приборов. Область наи­большего повторения полярных сия­ний проходит вдоль параллели <р-= = 70°. Севернее и южнее ее они по­вторяются реже.

В пределах зоны устойчивой рабо­ты магнитных компасов из-за боль­шого схождения меридианов длина локсодромических участков пути ог­раничивается (15.5).

Использование астрономических компасов в полярных широтах имеет меньше ограничений в работе Одна­ко при измерении истинного курса существует предельно допу­стимая ошибка AS и установке коор­динат МС, которая изменяется в за­висимости от широты и направления полета (15.13).

Для обеспечения точности измере­ния истинного курса ЛИК-2е допус­тимая сшибка AS не должна превы­шать следующих значений:

Широта, …. 70 75 8U 85

S, км……………….. 70 50 35 20

Ограничений в установке коорди пат МС ист, когда полет выполняет­ся иа север или юг в середине дня. При полетах же утром или вечером

точность установки коирчннат МС ог­раничивается табл 19.4

Выдерживание направ леиия полета по астроком­пасу с неизменными коортинатами места ВС приводит к уклонению астрономической локсочромии от ор­тодромии. Если в АК вводится q и J. сречней точки участка маршрута, то при допустимом ЛБУ—10 км дли и а участков пути не должна превышать следующих значений:

Широта. ° . 70 75 80 85 У0 Ядоп. км.255 800 880 970 1080

При полете утром и вечером незави­симо от широты МС 5.IOO увеличива­ется до 1000 — 1700 км

Для расширения возможностей использования астрокомпасон приме­няются условные меридианы. При полете в середине дня. когда Солнце находится на траверзе, ошиб ка условного курса (S=300 км) до­стигает наибольших значений

Широта. 0 . 70 75 80 85 90

ДУК5, ° . .2,6 2.15 1,8 1.5 1.2

При выдерживании направлення полета по АК, если считать А УК=2°, допустимая длина участка маршрута 5доп для наихудших условий, когда Солнце находится и а траверзе, при­нимает значення:

Широта. ° . 70 75 80 85 90

Sa0„. км 234 280 340 410 510

При полете утром и вечером, а так­же в направлении иа и от Солнца 5доіі неограничено.

Эту же задачу можно решить с помощью номограммы (рис. 19.8), ко торая позволяет определять: допусти­мое удаление Да. от условного ме ридиана; широтные ограничения об ласти применения условных меридиа­нов; возможную (максимальную) ошибку в условном курсе. Входными данными в номограмму являются: склонение Солнца в момент иаблюде иия 6, разиость долгот средней точки участка маршрута и долготы выбран ного условного меридиана ДА. широ­та ее (f и допустимая погрешность курса ДУКгавх.

Таблица 19.4 Допустимые ошибки в установке координат МС, км

Мосиц года

Широты. °

то

75

80

КЗ

90

Март и сен­тябрь

Апрель и ав-

610

830

12Ь0

2540

00

385

480

610

830

1260

густ

Май и июль

285

340

420

525

485

Июнь

240

285

340

420

525

Порячок пользования номограм­мой показан стрелками. Если в каче­стве условного меридиана выбирается среіний меридиан участка маршрута, то общая протяженность его может быть не более удвоенного значения допустимой разности долгот.

При выполнении полета по ортодромии С ПОМОЩЬЮ ПУТОВО­ГО корректора ДАК-ДБ-5 наибольше­го значения ошибка ОК достигает при нахождении Солнца впереди и сзади ВС:

па широте 70“ ДОКтах 0.16-УС°; А на широте 90° ДОКтах 0.075- УС0. /

(19.12)

Рис. 19.8. Определение предельных условий применения АК

Чтобы самолет ие уклонился бо­лее чем на 10 км от ортодромии при наличии угла сноса 10°, путь, прохо­димый с выдерживанием ортолроми — ческого курса, не должен превышать на широте 70° 880 км, а на широте ср^82° путевой корректор может ис­пользоваться до 1100 км.

Применение гироскопических полу — компасов. Так как магнитные и аст­рономические компасы имеют ограни чения в работе, основными средства­ми выдерживания направления поле­та являются ГПК и курсовые систе­мы в режиме «ГПК».

Для начальной установки (вы ставки) ортодром и веского курса, кро­ме традиционных способов, приме­няется оптический способ, основан иый на использовании теодолита или пеленгатора.

Сущность его заключается в пе­ленгации ориентиров, образующих створ вблизи стоянки ВС (рис. 19.9, точки А и В). Истинный азимут ство­ра АВ

Лда^-в®.

где ф *—горизонтальный угол, из­меряемый в произвольной точке АВ и заключенный между линией створа и направлением иа Солнце; А ^ —истин­ный азимут Солнца, соответствующий месту (ф, X) и моменту Т измерения О" зимут Солнца определяется с помощью таблиц ТВА и ААЕ.

Рис. 19 9. Определение истинного стояночного курса ВС

По полученному азимуту створа А дії определяют стояночный курс ВС. Для этого в точке Б теодолитом измеряют курсовой угол п ориентира.4, а затем, перенеся теодолит в точ­ку А и угол р, заключенный между направлениями иа точку Б (линия отвеса от реперной точки ВС) и ори ентир В. Тогда стояночный Kypf ВС

ИК = Аав-(Р-«)

Полученное значение ПК устаиав ливается на индикаторе ГПК задат­чиком курса. Азимут створа АВ из­меряется 1 раз, так как он ие меняет ся. Стояночный же курс ВС и выстав­ка курсового прибора производятся перед каждым полетом.

Рекомендуется после посадки ВС и заруливания иа стоянку перед вы ключенисм двигателей запомнить его последний гироскопический курс с тем, чтобы перед выруливанием для следующего полета восстановить его вновь. Если же посадка ВС произво­дилась иа ледовом аэродроме, этот способ начальной выставки ГПК дает эффект только тогда, когда экипаж уверен в том, что льдина за время стоянки в процессе дрейфа ие развер нулась.

Для коррекции в полете гироскопического курса, отсчитываемого от опорного истинно­го меридиана X, в зависимости от аэронавигационной обстановки ис­пользуются:

магнитные компасы, где 0.05Э при строгом выдерживаинн горизон­тального полета в течение 5 мин Условный истинный курс

У К = МК+Дм — Г (*1>м— *);

астрономические компасы при кор­рекции требуют ие только выдержи ваиия строго горизонтального полета, ио и полета без ускорений. При этом условный истинный курс УК=ИК+

+ (Хом—X);

створ мачт кораблей при извеет ном курсе его следования;

направление створа характерных и известных визуальных или радио­локационных ориентиров;

направление прямолинейных уча­стков береговой черты или русл рек достаточной длииы.

Прокладки ЛЗП и ЛФП выполни ются иа полетной карте построенной в стереографической проекции с М= = 1:2 000 000. На карте красным и синим цветами нанесены условные ме­ридианы, соответствующие долготам 0 и 1МУ3, 90 и 270°, что облегчает вы­бор опорных меридианов и работу с курсовыми приборами в полете.

Длина ортодромии, прокладывае­мая иа карте с ИПУ=90= (270°) в виде прямой, ограничивается предель­ным значением

/

cos ф

71—— г—Г — («9—ІЗ)

| 1 —sin ф |

Для разных широт предельная длина ортодромии имеет значения:

Широта, ° . 70 75 80 85 90

Опр, км.700 810 990 1400 не огра­ничено

Если направление ЛЗП отличается от 90 или 270°, то предельная длина ортодромии, прокладываемая в виде прямой, увеличивается пропорцио­нально cosec ИПУ.

Выполнение полета в районах гео­графических полюсов. При полете иа полюс с ледового аэродрома или от него и выдерживании курса по астро компасу или с применением ГПК со­блюдается следующая последователь­ность действий:

в АК устанавливается широта средней точки маршрута при исполь- ювании путевого корректора — ши­роте ИПМ;

устанавливается долгота меридиа­на, вдоль которого предполагается производить полет на полюс или от него;

вводятся экваториальные коорли наты светила, выбранного для пелен­гации, и выполняется «захват» све­тила,

после взлета производится разво­рот ВС до выхода на курс следова­ния ИК = 360°—УС при полете на северный полюс или при полете от него ИК = 180°—УС; при полете на южный географический полюс ПК = = 180°—УС и ИК=360°—УС при по­лете от него;

при использовании ДАК-ДБ 5 пу­тевой корректор включается в момент пролета над ИПМ или когда ВС лег­ло на курс следования по маршруту. В последнем случае должны быть введены соответствующие ф и X.

Если для выдерживания курса следования применяется в полете ГПК, то до взлета его показания сличаются с показаниями астроком­паса.