ОСТАНОВКА НЕСУЩЕГО ВИНТА И ДВИГАТЕЛЯ
Перед тем как произвести выключение трансмиссии вертолета, нужно охладить двигатель. Для этого открывают полностью створки капота и маслорадиаторов и устанавливают двигателю 1200—1400 об/мин. При таком положении створок и на указанном режиме работают до тех пор, пока температура головок цилиндров не станет приблизительно 165—175° С. После этого кратковременным увелнче-
иєм оборотов двигателя до 0,75 номинальных прожигают свечи для обеспечения лучшего запуска двигателя после его остановки. Затем снижают обороты двигателя до значения, соответствующего выключению муфты включения. Выключение муфты включения на разных вертолетах осуществляется по-разному в зависимости от способа выключения — механически или автоматически. При механическом выключении резким переводом рычага «шаг — газ» вниз до упора добиваются такого положения, чтобы обороты несущего винта (сохраняемые в какой-то промежуток времени вследствие своей инерции) были бы больше оборотов двигателя, после чего энергичным движением рычага выключают муфту включения.
Превышение оборотов несущего винта над оборотами двигателя уменьшает трение между кулачками в муфте и облегчает тем самым ее выключение.
При автоматическом выключении муфты рычаг «шаг — газ» находится в определенном положении, а переключатель управления муфтой переводится в положение «Выключено» и нажимается на 1,5—2 сек кнопка включения тока.
После выключения муфты в обоих случаях стрелки комбинированного указателя оборотов должны разойтись: стрелка несущего винта укажет падение, а стрелка двигателя — увеличение оборотов. Если после выключения муфты число оборотов несущего винта не падает, значит, кулачковая муфта не выключилась. Тогда следует охладить и остановить двигатель, после чего найти причину отказа муфты. При этом нужно иметь в виду, что при включенной кулачковой муфте ни в коем случае нельзя запускать двигатель, так как во время запуска крутящий момент от двигателя передается на лопасти несущего винта настолько резко, что вызывает их неминуемую поломку.
При нормальном выключении муфты двигателю устанавливаются обороты малого газа и производится его дальнейшее охлаждение и остановка. Остановив двигатель, выключают аккумуляторную батарею, потребители электроэнергии и закрывают пожарный кран.
Пожарный кран должен быть закрыт во избежание перетекания бензина из бака в двигатель, которое возможно потому, что на вертолетах бензиновый бак устанавливается выше, чем карбюратор или насос непосредственного впрыска.
После выключения трансмиссии не следует спешить (если в этом не возникает необходимости) с торможением
206
несущего винта. Если несущий винт длительное время после выключения двигателя не останавливается, то притормаживать его следует плавно, периодически включая тормоз. Резкая работа тормозом приводит к изменению сил, действующих на лопасть, — уменьшается центробежная сила, вследствие чего под действием силы собственного веса лопасть быстро снижается и, одновременно вращаясь и опускаясь, может ударить по балке вертолета. Пользоваться тормозом нужно, когда обороты несущего винта невелики и когда одна из лопастей несущего винта проходит ось симметрии вертолета.
При выключении и остановке несущего винта обязательно должны учитываться направление и сила ветра, с которой обдувается вертолет. Влияние ветра на безопасность выключения несущего винта такое же, как и при раскрутке несущего винта. Сила ветра не должна быть больше тех величин, которые предусматриваются для различных его направлений при эксплуатации вертолетов различных типов.
При неработающем двигателе несущий винт всегда должен быть заторможен так, чтобы ни одна из его лопастей не находилась над хвостовой балкой или стабилизатором.
На вертолетах соосной и продольной схем лопасти соответственно нижнего и переднего винтов не должны быть над фюзеляжем.
Перед выходом из кабины следует убедиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации в правильности положений рычагов, ручек управления и переключателей. Особое внимание должно быть обращено на рычаг «шаг — газ», который должен находиться на нижнем упоре. При таком положении лопасть испытывает меньшие нагрузки при обдуве ее ветром во время стоянки вертолета.