ОСТАНОВКА НЕСУЩЕГО ВИНТА И ДВИГАТЕЛЯ

Перед тем как произвести выключение трансмиссии вер­толета, нужно охладить двигатель. Для этого открывают полностью створки капота и маслорадиаторов и устанав­ливают двигателю 1200—1400 об/мин. При таком положе­нии створок и на указанном режиме работают до тех пор, пока температура головок цилиндров не станет приблизи­тельно 165—175° С. После этого кратковременным увелнче-

иєм оборотов двигателя до 0,75 номинальных прожигают свечи для обеспечения лучшего запуска двигателя после его остановки. Затем снижают обороты двигателя до значе­ния, соответствующего выключению муфты включения. Вы­ключение муфты включения на разных вертолетах осуще­ствляется по-разному в зависимости от способа выключе­ния — механически или автоматически. При механическом выключении резким переводом рычага «шаг — газ» вниз до упора добиваются такого положения, чтобы обороты несу­щего винта (сохраняемые в какой-то промежуток времени вследствие своей инерции) были бы больше оборотов дви­гателя, после чего энергичным движением рычага выклю­чают муфту включения.

Превышение оборотов несущего винта над оборотами двигателя уменьшает трение между кулачками в муфте и облегчает тем самым ее выключение.

При автоматическом выключении муфты рычаг «шаг — газ» находится в определенном положении, а переключа­тель управления муфтой переводится в положение «Выклю­чено» и нажимается на 1,5—2 сек кнопка включения тока.

После выключения муфты в обоих случаях стрелки ком­бинированного указателя оборотов должны разойтись: стрелка несущего винта укажет падение, а стрелка двига­теля — увеличение оборотов. Если после выключения муфты число оборотов несущего винта не падает, значит, кулачко­вая муфта не выключилась. Тогда следует охладить и оста­новить двигатель, после чего найти причину отказа муфты. При этом нужно иметь в виду, что при включенной кулач­ковой муфте ни в коем случае нельзя запускать двигатель, так как во время запуска крутящий момент от двигателя передается на лопасти несущего винта настолько резко, что вызывает их неминуемую поломку.

При нормальном выключении муфты двигателю устанав­ливаются обороты малого газа и производится его дальней­шее охлаждение и остановка. Остановив двигатель, выклю­чают аккумуляторную батарею, потребители электроэнер­гии и закрывают пожарный кран.

Пожарный кран должен быть закрыт во избежание пе­ретекания бензина из бака в двигатель, которое возможно потому, что на вертолетах бензиновый бак устанавливается выше, чем карбюратор или насос непосредственного впрыска.

После выключения трансмиссии не следует спешить (если в этом не возникает необходимости) с торможением

206

несущего винта. Если несущий винт длительное время после выключения двигателя не останавливается, то притормажи­вать его следует плавно, периодически включая тормоз. Резкая работа тормозом приводит к изменению сил, дейст­вующих на лопасть, — уменьшается центробежная сила, вследствие чего под действием силы собственного веса ло­пасть быстро снижается и, одновременно вращаясь и опус­каясь, может ударить по балке вертолета. Пользоваться тормозом нужно, когда обороты несущего винта невелики и когда одна из лопастей несущего винта проходит ось сим­метрии вертолета.

При выключении и остановке несущего винта обязатель­но должны учитываться направление и сила ветра, с которой обдувается вертолет. Влияние ветра на безопасность вы­ключения несущего винта такое же, как и при раскрутке несущего винта. Сила ветра не должна быть больше тех ве­личин, которые предусматриваются для различных его на­правлений при эксплуатации вертолетов различных типов.

При неработающем двигателе несущий винт всегда дол­жен быть заторможен так, чтобы ни одна из его лопастей не находилась над хвостовой балкой или стабилизатором.

На вертолетах соосной и продольной схем лопасти соот­ветственно нижнего и переднего винтов не должны быть над фюзеляжем.

Перед выходом из кабины следует убедиться в соответ­ствии с инструкцией по эксплуатации в правильности по­ложений рычагов, ручек управления и переключателей. Особое внимание должно быть обращено на рычаг «шаг — газ», который должен находиться на нижнем упоре. При таком положении лопасть испытывает меньшие нагрузки при обдуве ее ветром во время стоянки вертолета.