Вязкое разрушение деталей

Если у места излома разрушенной детали имеется значительная пластическая деформация материала, то такое разрушение называют вязким. Оно обычно воз­никает при однократном приложении разрушающего усилия или, что бывает сравнительно редко, в резуль­тате воздействия некоторого количества повторных на­грузок, близких к разрушающим.

В эксплуатации вязкие разрушения деталей могут произойти из-за недостаточной конструктивной прочно­сти, некачественного изготовления, ремонта и в резуль­тате нарушений правил эксплуатации авиационной тех­ники экипажами (например, вследствие перегрузки де­талей шасси при грубой посадке). Недостаточная конструктивная прочность может быть обусловлена вы­бором заниженного коэффициента запаса прочности или расчетных нагрузок по сравнению с фактически действующими на них в процессе эксплуатации.

Чаще вязкие разрушения появляются вследствие перегрузки деталей и узлов в эксплуатации или из-за несоответствия качества материала технологическим требованиям, реже — по причине несоответствия геомет­рии детали требованиям чертежа или техническим усло-

виям. Вязкие разрушения обычно происходят при взлете с подрывом или скоростной посадке (при козле — нии), а не из-за значительной перегрузки в полете. Наи-

Рис. 5.15. Разрушение хвостовика ротора топливного насоса (на поверхности проточки имеются спиральные трещины; сле­ды скручивания указаны стрелкой)

Рис. 5.16. Поверхность излома, характерная для разру­шения от однократной нагрузки:

/ — зона отрыва;- 2 — зона сдвига

более характерные случаи вязких разрушений деталей приведены на рис. 5.15 и 5.16.