Вязкое разрушение деталей
Если у места излома разрушенной детали имеется значительная пластическая деформация материала, то такое разрушение называют вязким. Оно обычно возникает при однократном приложении разрушающего усилия или, что бывает сравнительно редко, в результате воздействия некоторого количества повторных нагрузок, близких к разрушающим.
В эксплуатации вязкие разрушения деталей могут произойти из-за недостаточной конструктивной прочности, некачественного изготовления, ремонта и в результате нарушений правил эксплуатации авиационной техники экипажами (например, вследствие перегрузки деталей шасси при грубой посадке). Недостаточная конструктивная прочность может быть обусловлена выбором заниженного коэффициента запаса прочности или расчетных нагрузок по сравнению с фактически действующими на них в процессе эксплуатации.
Чаще вязкие разрушения появляются вследствие перегрузки деталей и узлов в эксплуатации или из-за несоответствия качества материала технологическим требованиям, реже — по причине несоответствия геометрии детали требованиям чертежа или техническим усло-
виям. Вязкие разрушения обычно происходят при взлете с подрывом или скоростной посадке (при козле — нии), а не из-за значительной перегрузки в полете. Наи- Рис. 5.15. Разрушение хвостовика ротора топливного насоса (на поверхности проточки имеются спиральные трещины; следы скручивания указаны стрелкой) |
Рис. 5.16. Поверхность излома, характерная для разрушения от однократной нагрузки: / — зона отрыва;- 2 — зона сдвига |
более характерные случаи вязких разрушений деталей приведены на рис. 5.15 и 5.16.