СБОРКА ФЮЗЕЛЯЖА СТОЕЧНОЙ КОНСТРУКЦИИ И ЛОДОК

Подготовительные работы для фюзеляжа стоечной конструь состоят в торцовке на станке стоек и поперечин, чтобы получ

Фиг. 241. Стапель для сборки фюзеляжа стоечной конструкции

/—лонжерон: 2—опорные бобышки; 3—опорный брус: І—растяжка.

необходимый скос и удалить припуск — Те места стоек, поперечин и лон< жеронов, в которых надо сверлить отверстия для болтов крепленя различных металлических деталей, обматывают на клею миткалевой

лентой. Предварительно уста-*

7 — лонжерон; 2 — стык; 3 — стальная накладка;
4—узлы крепления растяжек; 5—фанерная обшинка;
6— стойка и поперечина; 7—передняя часть;

3 — задняя часть.

ственную ферму, составляющую заднюю часть фюзеляжа, которую расчаливают и регулируют расчалками.

Переднюю и заднюю части фюзеляжа собирают на стапелях откры­того типа, представляющих отрезки общего сборочного стапеля, (фиг. 241), который служит для общей сборки отдельно собранных частей фюзеляжа. Такие стапели строят или самостоятельно или по­лучают путем распиливания по плоскости ББ общего сборочного стапеля.

Общая сборка фюзеляжа состоит в стыковке собранных его частей, общей регулировке и проверке. При регулировке натягивают рас­чалки, а для проверки пользуются: 1) большими металлическими угольниками, 2) линейками, 3) нивелиром и 4) уровнем. Переднюю ‘и заднюю части фюзеляжа соединяют посредством стальных накла­док (фиг. 242). Радиопроводку делают таким же образом, как и в предыдущем случае.

Полотном обтягивают те участки, где нет фанерной обшивки.

Для выполнения всех фюзеляжно-сборочных работ при устано­вившемся серийном производстве приходится затрачивать 80—120 час.

Процентное соотношение по группам работ приведено в табл. 59.

Таблица 59

Трудоемкость фюзеляжно-сборочных работ

Группы работ

Типа j Стоечного монокок 1 типа

в процентах

Подготовительные работы………………………………………..

15,6

15.3

Сборка каркаса фюзеляжа…………………………………………

27,6

43.2

Наклейка фанерных поясов……………………………………….

11,5

Постановка обшивки………………………………………………….

21,0

8.4

Зачистка……………………………………………………………………

3,3

1.9

Оклейка тканью………………………………………………………..

3,2

2,1

Установка металлических узлов………………………………..

6.8

9,8

Внутренняя окраска………………………………………………….

4,0

4,5

Окраска проволочных расчалок………………………………….

1,9

Обтяжка полотном…………………………………………………….

6,7

Наружная окраска……………………………………………………..

4.9

4,4

Установка мотофермы………………………………………………

2,1

1,8

Сборка лодок. Сборка лодки деревянной конструкции не отличается от сборки фюзеляжа рамочной конструкции, и лишь специфические условия службы лодки требуют принятия неко­торых мер, обеспечивающих водонепроницаемость ее частей, в особенности наружной обшивки. К таким мероприятиям относятся: промазывание мест соединения деталей специальными пастами и смолами, прокладывание полотна на смоляном клее между двумя слоями фанерной обшивки днища, применение специальных водоупорных грунтов для окраски деталей и частей лодки, а для наклейки полотна на днище и подводную часть — смоляного клея. Для сборки лодки вследствие больших ее размеров применяют стапели только стационарные. Такой стапель (фиг. 243) имеет сильное основание с укрепленными на нем опорными балками, на которых располагают нижние скуловые стрингеры.

На этом стапеле собирают лодку а нормальном положении, но чаї, сборку каркаса лодки и постановку бортовых и днищевых обшиво производят в положении лодки вверх днищем (фиг. 244).

Фиг. 243. Стапель для сСпркп лодки при ее нормальном положении.

Фиг. 244. Лодка на стенде № 1.

Технологический процесс сборки лодки деревянной конструкции схематично может быть представлен в следующем виде:

Стенд №7. Сборка лодки в стапеле

1. Закладывание и закрепление в фиксаторах стапеля шпангоутов, кильсонов и стрингеров.

2. Закрепление заложенных деталей и установка укрепляющих бобышек на клею и шурупах.

3. Выдерживание заклеенного каркаса 12—18 час., строгание ручным или электрическим фуганком поверхности каркаса по наружным обводам и зачистка драчевым напильником и стеклянной шкуркой; проверка профиля поперечными и продольными шаблонами.

4. Установка бортовой и первого слоя днищевой фанерной обшивки, с закреплением ее клеем, гвоздями и шурупами.

5. Выдерживание 18—24 час.

Стенд М2. Внестапельные работы в
положении лодки вверх днищем

1. Установка второго слоя фанерной обшивки от носовой части до второго редана с прокладкой между первым и вторым слоями фа­нерной обшивки полотна на смоляном клее.

2. Установка реданов с промазыванием закрываемых ими мест смоляным лаком и наклеивание на них фанерной обшивки с укрепле­нием ее гвоздями и шурупами.

3. Монтаж каркаса киля.

4. Выдерживание под прессом 4—6 час. и после снятия пресса 18—24 часа.

Стенд № 3. Установка центроплана при нор-
мальном положении лодки

1. Лодку снимают с предыдущего стапеля, поворачивают вокруг горизонтальной оси и устанавливают в нормальном положении в спе­циальном стапеле, допускающем установку центроплана без нивели­ровки.

2. Установка центроплана.

Стенд М 4. Доделка кар к аса. при нормальном положении лодки

1. Установка на клею палубных стрингеров от носовой части до киля и выдерживание 12 час.

2. Строгание и зачистка киля с проверкой сечений по шаблонам.

3. Установка деревянных и металлических деталей внутри лодки.

Стенд М 5. Установка палубной и килевой

обшивок

1. Строгание и зачистка каркаса палубы лодки с проверкой про­филей и сечений по шаблонам.

2. Установка фанерной обшивки палубы и киля на клею, гвоздях и шурупах.

3. Выдерживание 12—18 час.

4. Общая зачистка.

После установки центроплана, начиная со стенда № 4, сборку лодки можно производить на конвейере.

Стенд М 6. Оклеивание тканью наружной по­верхности лодки, внутренняя и наружная

окраска

При выполнении этих работ необходимо давать соответствующую выдержку для сушки после оклейки и окраски.

Трудоемкость работ, входящих в сборку лодки деревянной кон­струкции длиною 10—12 м ориентировочно составляет 500—000 час.

Производство самолетов—175—23

Данная трудоемкость в процентном соотношении по™

следующим образом „„ гр“ ГмpS: *

Сборка лодки в стапеле Производства внестапельных работ.

Установка центроплана……………………………… ‘ ‘ ‘ ,

Доделка каркаса лодки…………………….. ‘ ‘ ‘ ‘ .1

Іостановка палуГжых и килевых обшивок. ! /я ‘• лярные работы (оклейка тканью, внутренняя и наружная окраска) ……………………………………………………………………… ц

ГЛАВА VIII