ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ
Если при эксплоатации гидросамолетов и самолетов в воздухе мы не наблюдаем существенного различия между ними, то эксплоатация гидросамолета на водной поверхности существенно отличается от эксплоатации самолета на земле.
Для работы с водной поверхности гидросамолет имеет взлетно- посадочные приспособления в виде поплавков или лодки; наличие этих так называемых плавательных приспособлений и является его основной особенностью (рис. 1 И 2).
Рнс. 1. Поплавковый гидросамолет (голландский гидросамолет — торпедоносец и бомбардировщик Фоккер T-8-W) |
Хотя гидросамолет, плавая по водной поверхности, подобен кораблю, и, казалось бы, его поведение должно быть аналогично поведению корабля и следовать законам, определяющим условия его плавания, однако плавание корабля происходит с постоянной скоростью и с постоянной осадкой (постоянным водоизмещением), в то время как гидросамолет в процессе предвзлетного разбега все время увеличивает скорость и меняет величину осадки плавательных приспособлений.
Таким образом, к первый момент разбега и При рулея£ке, пока осадка гидросамолета остается неизменной и скорость движения невелика, поведение гидросамолета на воде ничем не отличается от поведения корабля и подчинено законам, изложенным в теории корабля.
При увеличении же скорости разбега происходит уменьшение осадки плавательных приспособлений, и в этом случае гидросамолет становится подобным быстроходному глиссеру, и, следовательно, законы теории корабля уже не приложимы к нему.
Рис. 2. Лодочный гидросамолет (французская летающая лодка Луар-70) |
Однако и полной аналогии с глиссером провести нельзя, так как гидросамолет имеет несущие поверхности и хвостовое оперение, в результате чего он отрывается от воды, в то время как глиссер этим свойством не обладает, а приобретя наибольшую скорость, глиссирует (скользит) по поверхности воды.
Изложенное свидетельствует, во-первых, о том, что изучение условий плавания гидросамолета значительно сложнее изучения условий поведения на воде корабля и глиссера и, во-вторых, что в известные периоды гидросамолет следует законам плавания корабля и глиссера. Таким образом, для уяснения законов плавания гидросамолета предварительно следует познакомиться с основами теории корабля.
Теория корабля — это наука, изучающая мореходные качества корабля, как то: пловучесть, остойчивость, плавность качки, ходкость и поворотливость. Применительно к теории гидросамолета нас могут интересовать лишь пловучесть и остойчивость.
Пловучестью называется способность корабля держаться на воде (плавать), имея на себе все предназначенные по роду его службы грузы при определенной осадке. Особое значение имеет сохранение кораблем пловуч«сти при получении им пробоины и затоплении одного или двух соседних отсеков его корпуса.
Остойчивостью называется способность ко — рабля плавать в прямом положении, когда на него не действуют внешние наклоняющие усилия.
Под действием же внешних усилий корабль, приняв наклонное положение, не должен опрокидываться, а по прекращении действия сил должен вернуться к первоначальному своему положению. Остойчивость корабля должна сохраняться во всех случаях плавания, а также при затоплении одного или двух соседних отсеков.
Если корабль при затоплении отсеков сохраняет пловучесть и остойчивость, то говорят, что корабль обладает непотопляемостью.