ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ

Если при эксплоатации гидросамолетов и самолетов в воздухе мы не наблюдаем существенного различия между ними, то эксплоатация гидросамолета на водной поверхности существенно отличается от эксплоатации самолета на земле.

Для работы с водной поверхности гидросамолет имеет взлетно- посадочные приспособления в виде поплавков или лодки; нали­чие этих так называемых плавательных приспособлений и яв­ляется его основной особенностью (рис. 1 И 2).

ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ

Рнс. 1. Поплавковый гидросамолет (голландский гидросамолет — торпедоносец и бомбардировщик Фоккер T-8-W)

Хотя гидросамолет, плавая по водной поверхности, подобен кораблю, и, казалось бы, его поведение должно быть анало­гично поведению корабля и следовать законам, определяющим условия его плавания, однако плавание корабля происходит с постоянной скоростью и с постоянной осадкой (постоянным водоизмещением), в то время как гидросамолет в процессе предвзлетного разбега все время увеличивает скорость и меняет величину осадки плавательных приспособлений.

Таким образом, к первый момент разбега и При рулея£ке, пока осадка гидросамолета остается неизменной и скорость дви­жения невелика, поведение гидросамолета на воде ничем не отличается от поведения корабля и подчинено законам, изло­женным в теории корабля.

При увеличении же скорости разбега происходит уменьшение осадки плавательных приспособлений, и в этом случае гидро­самолет становится подобным быстроходному глиссеру, и, следо­вательно, законы теории корабля уже не приложимы к нему.

ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ

Рис. 2. Лодочный гидросамолет (французская летающая лодка Луар-70)

Однако и полной аналогии с глиссером провести нельзя, так как гидросамолет имеет несущие поверхности и хвостовое оперение, в результате чего он отрывается от воды, в то время как глис­сер этим свойством не обладает, а приобретя наибольшую ско­рость, глиссирует (скользит) по поверхности воды.

Изложенное свидетельствует, во-первых, о том, что изучение условий плавания гидросамолета значительно сложнее изучения условий поведения на воде корабля и глиссера и, во-вторых, что в известные периоды гидросамолет следует законам плава­ния корабля и глиссера. Таким образом, для уяснения законов плавания гидросамолета предварительно следует познакомиться с основами теории корабля.

1. Понятие о теории корабля

Теория корабля — это наука, изучающая мореходные качества корабля, как то: пловучесть, остойчивость, плавность качки, ход­кость и поворотливость. Применительно к теории гидросамолета нас могут интересовать лишь пловучесть и остойчивость.

Пловучестью называется способность корабля держаться на воде (плавать), имея на себе все предназначенные по роду его службы грузы при определенной осадке. Особое значение имеет сохранение кораблем пловуч«сти при получении им пробоины и затоплении одного или двух соседних отсеков его корпуса.

Остойчивостью называется способность ко — рабля плавать в прямом положении, когда на него не действуют внешние наклоняющие уси­лия.

Под действием же внешних усилий корабль, приняв наклон­ное положение, не должен опрокидываться, а по прекращении действия сил должен вернуться к первоначальному своему по­ложению. Остойчивость корабля должна сохраняться во всех случаях плавания, а также при затоплении одного или двух соседних отсеков.

Если корабль при затоплении отсеков сохраняет пловучесть и остойчивость, то говорят, что корабль обладает непотопляе­мостью.