ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЭ ТИПА ВС
Техническая эксплуатация ВС обеспечивается системой ТЭ, являющейся сложной многофункциональной производственно-технологической системой, функционирование которой в общем случае характеризуется двумя основными условиями:
необходимое — поддержание и восстановление летной годности ВС в процессе эксплуатации;
достаточное — технико-экономическая эффективность технической эксплуатации ВС.
Реализация указанных условий обеспечивается множеством частных критериев, параметров и факторов, характеризующих свойства составных частей и элементов системы ТЭ, отдельных ее функций и системы в целом.
Деятельность эксплуатантов, летная годность ВС, технико-технологические процессы и процедуры технической эксплуатации ВС ГА регламентируются множеством документов различного уровня, а именно:
— международного (межгосударственные соглашения, циркуляры ИКАО и т. д.);
— федерального (Федеральные авиационные правила, руководства, стандарты, инструкции и т. д.);
— авиапредприятия (стандарты предприятия, приказы, распоряжения и тщ.).
Однако нормативные документы, определяющие систему ТЭ как единое целое, а также принципы и условия ее формирования, функционирования и корректировки на различных этапах разработки, испытаний и эксплуатации каждого нового типа ВС в отечественной ГА до недавнего времени отсутствовали. Это обстоятельство объясняется как отсутствием методологической базы, так и второстепенным вниманием директивных органов к проблемам технической эксплуатации ВС в условиях существовавшего государственного регулирования и планирования процессов создания новых типов ВС и внедрения их в эксплуатацию.
Построение сложных многофункциональных технических систем и организация их производства наиболее эффективно обеспечиваются программноцелевым планированием, при котором определяются как цели и задачи конкретно решаемой проблемы, так и методы и условия ее практической реализации. Примерами такого программного подхода являются: техническое задание (ТЗ) на разработку нового типа ВС, технические условия (ТУ) на серийное производство ВС и комплексы мероприятий (директивные планы) по организационнотехническому и материально-финансовому обеспечению решаемых задач.
Теория и практика работ по формированию систем ТЭ новых типов отечественных ВС, выполненных в 90-е годы, позволяют сформулировать общие принципы формирования характеристик системы ТЭ нового типа ВС на основе программы ТОиР, основные положения которой следующие.
Программа ТОиР ВС представляет собой «…единый документ, который определяет эффективность системы ТОиР в соответствии с принятыми методами и режимами технической эксплуатации ВС, характеризующими его фактические эксплуатационно-технические характеристики во взаимосвязи с документацией, средствами и исполнителями, и устанавливает порядок обеспечения и корректировки этих характеристик на протяжении ресурса (срока службы) — с начала эксплуатации и до списания ВС» [2]. Следует отметить, что система ТОиР, дополненная организационными структурами обеспечения ТЭ, и является системой ТЭ типа ВС.
Программа ТОиР является основой для разработки эксплуатационной и ремонтной документации и должна обеспечивать формирование и внедрение в эксплуатационных и ремонтных предприятиях (в организациях заказчика) системы ТЭ ВС данного типа на протяжении всего срока их службы с начала эксплуатации и до списания.
Требования к содержанию и построению программы ТОиР ВС гражданской авиации определены ГОСТ 28056, некоторые положения которого приведены ниже.
Ответственным исполнителем программы ТОиР является головной разработчик ВС. Программу ТОиР составляют на ВС в целом. Разработчики покупных изделий (комплексов, двигателей, систем и отдельных изделий), устанавливаемых на ВС, представляют головному разработчику ВС согласованные с ним программы ТОиР изделий для использования при составлении программы ТОиР ВС. Требования к содержанию программ ТОиР изделий, необходимые для обеспечения их технической эксплуатации, устанавливает головной разработчик ВС на основании требований технического задания на ВС.
Порядок подготовки и корректировки программы ТОиР по этапам разработки, испытаний и эксплуатации ВС должен быть следующим:
■ техническое предложение — план-проспект программы ТОиР;
■ эскизный проект (макет) — проект программы ТОиР;
■ заводские испытания — проект программы ТОиР, скорректированный по результатам заводских испытаний ВС;
* государственные испытания — программа ТОиР, скорректированная по результатам государственных испытаний ВС;
■ эксплуатационные испытания — программа ТОиР, утвержденная заказчиком;
■ период эксплуатации — корректировка программы ТОиР.
Программа ТОиР должна содержать все сведения, необходимые для разработки эксплуатационной и ремонтной документации, формирования системы ТОиР ВС, организации и планирования производственной деятельности эксплуатационных и ремонтных предприятий на протяжении срока службы с начала эксплуатации и до списания ВС.
Программа ТОиР ВС может включать следующие разделы: «Общие положения», «Ожидаемые условия технической эксплуатации», «Эксплуатационнотехнические характеристики ВС как объекта ТоиР», «План ТОиР ВС», «Материально-техническое обеспечение ТоиР», «Информационное обеспечение ТоиР», «Эффективность программы ТоиР», приложения.
В каждом разделе программы ТОиР должны быть соответствующие требования ТЗ (ТТЗ) заказчика и нормативно-технических документов (НТД) к системе ТОиР данного типа ВС, а также сведения о выполнении этих требований по следующим этапам технической эксплуатации: освоение эксплуатации — в течение года после начала эксплуатации типа ВС; гарантийная эксплуатация; послегарантийная эксплуатация.
В разделе «Общие положения» могут содержаться: основание для разработки программы ТОиР; ее цель, назначение, особенности и область применения; связь программы ТОиР с типовой технической документацией; основные направления и этапы формирования системы ТОиР, принципы обеспечения эксплуатационной надежности и эффективности технической эксплуатации ВС данного типа; применяемые методы эксплуатации и стратегии восстановления изделий; основные направления работ по обеспечению ресурсов и сроков службы ВС; особенности организации и планирования деятельности эксплуатационных и ремонтных предприятий; специальные термины, обозначения и сокращения, используемые в программе ТоиР; другие сведения, раскрывающие особенности данной программы ТОиР.
В разделе «Ожидаемые условия технической эксплуатации» приводят совокупность факторов, признанных допустимыми при технической эксплуатации ВС данного типа, и планируемые изменения этих факторов с начала эксплуатации и до списания ВС в виде следующих подразделов: «Внешние эксплуатационные факторы», «Условия технического обслуживания», «Условия ремонта», «Технические требования к ТоиР».
Подраздел «Внешние эксплуатационные факторы» может представлять собой сочетание следующих тем: параметры летной эксплуатации ВС; условия внешней среды; варианты применения ВС.
Тема «параметры летной эксплуатации ВС» должна содержать все предельные значения параметров полета ВС (высота, скорость, продолжительность, перегрузки, полетная масса ВС, характеристика взлетно-посадочной полосы — ВПП и т. д.), выход за которые при эксплуатации ВС обуславливает необходимость выполнения работ ТОиР в соответствии с эксплуатационной или ремонтной документацией.
Значения параметров, при необходимости, указывают в виде допустимого интервала изменений.
Тема «условия внешней среды» должна содержать все виды ограничений параметров внешней среды: климатических (температура, влажность, град, пыль и т. д.), химических (наличие, в воздухе, топливе, жидкостях химических примесей), электромагнитных (наличие излучений от источника электромагнитных волн), освещенности рабочих мест и другие, определяющие нормальные условия при ТОиР ВС или обуславливающие необходимость выполнения дополнительных работ при нарушении этих условий.
Значения параметров указывают в виде верхних (нижних) границ.
Тема «варианты применения ВС» должна содержать все возможные варианты применения ВС: пассажирский, грузовой, специальный или другие — и включать интенсивность их эксплуатации (суточный и годовой налет), параметры летной эксплуатации и условия внешней среды, определяющие различие в режимах ТОиР ВС, в соответствии с эксплуатационной и ремонтной документацией.
Подраздел «Условия технического обслуживания» должен содержать все сведения, необходимые для организации и планирования технического обслуживания ВС в эксплуатационном предприятии, и включать: структуру регламента ТО с указанием правил назначения к выполнению, трудоемкости и продолжительности каждой формы ТО, рекомендуемые формы организации выполнения ТО (поэтапный, блочный, зонный и т. д.), состав исполнителей (количество, квалификация и специализация и т. д.) по каждой форме ТО (включая лабораторные проверки изделий) и их загруженность, организацию и выполнение работ по поиску и устранению неисправностей при ТО, организацию и выполнение работ по бюллетеням, плановой замене агрегатов и текущему ремонту.
Подраздел «Условия ремонта» должен содержать сведения, необходимые для организации и планирования ремонта ВС и включать: виды и формы ремонтов с указанием правил назначения к выполнению, трудоемкости и продолжительности всех видов и форм ремонтов, рекомендуемые формы организации выполнения ремонтов (поэтапный, блочный, зонный, стендовый и т. д.), перечень специальностей исполнителей и квалификационные требования к ним, технологические особенности выполнения ремонтов (по состоянию, замена, регулировка, восстановление и т. д.).
Подраздел «Технические требования к ТОиР» должен содержать сведения, определяющие технические условия выполнения работ ТОиР при техническом обслуживании и ремонте (раздельно) и включать: общие требования к оснащенности (производственные площади, энергосиловое хозяйство, подъемнотранспортные средства и т. д.); технические требования к техническому состоянию оборудования, средств наземного обслуживания и контрольно-проверочной аппаратуры общего и специального назначения, инструмента и оснастки, применяемым при ТОиР; технические требования к документации (учет, хранение и условия применения); условия проведения нормоконтроля и метрологической экспертизы средств ТОиР, оборудования, измерительной аппаратуры, эксплуатационной и ремонтной документации; нормативные требования к учету выполнения работ ТОиР и контролю их качества; особенности условий труда при выполнении работ ТОиР и основные требования техники безопасности и пожарной
безопасности.
В разделе «Эксплуатационно-технические характеристики ВС как объекта ТОиР» приводят технические, конструктивные, эксплуатационные и ремонтные характеристики ВС как объекта в системе ТОиР в виде следующих подразделов: «Технические характеристики», «Конструктивные особенности», «Показатели надежности», «Показатели технологичности и контролепригодности».
Подраздел «Технические характеристики» должен содержать сведения, необходимые для технологической подготовки предприятий к ТОиР ВС данного типа: общие данные ВС (габаритные размеры ВС, люков, отсеков, входных дверей); размеры и массы агрегатов планера, двигателя, вспомогательных силовых установок (ВСУ), основных изделий систем и оборудования; массу и центровку пустого и снаряженного ВС, сведения о загрузке (в том числе коммерческой, загрузке топлива и снаряжения); сведения о регулировках (органов управления ВС, двигателей, систем и оборудования); применяемые топлива, масла, рабочие жидкости и газы; вместимости систем (топливных кессонов, баков гидравлической, кислородной, пожарной и др. систем); требуемые характеристики аэродромного электропитания (напряжение, частота, мощность, нелинейные искажения).
Подраздел «Конструктивные особенности» должен содержать сведения, необходимые для организации и планирования технологических процессов ТОиР: конструктивные и технологические различия по модификациям ВС; сведения об агрегатировании (основные технологические разъемы и соединения, схемы размещения зарядно-заправочных узлов и их виды, транспортировочные и такелажные узлы); применяемые материалы основной конструкции; сведения о допускаемом обезличивании изделий, сборочных единиц и деталей при ТОиР; принятые конструктивные принципы единственности сборки систем, изделий и коммуникаций
Подраздел «Показатели надежности» должен включать количественные показатели надежности, характеризующие ВС, его системы и оборудование в ожидаемых условиях летной и технической эксплуатации и в зависимости от вариантов применения. В число обязательных показателей включают.
■ показатели безотказности (средняя наработка на отказ для ВС в целом и раздельно по функциональным системам и основным изделиям; вероятности возникновения особых ситуаций в полете из-за отказов в функциональных системах);
■ показатели долговечности начальные и полные (ресурсы и сроки службы ВС; ресурсы и сроки службы изделий, у которых они менее соответствующих величин для ВС).
Номенклатуру и значения дополнительных показателей надежности определяют в соответствии с требованиями ТЗ заказчика и НТД по надежности ВС, их систем и оборудования.
Подраздел «Показатели технологичности и контролепригодности» должен включать количественные и качественные характеристики технологичности ВС в целом, его систем и оборудования, отражающие оперативные затраты труда и времени на ТОиР, обеспечение доступа к изделиям, их легкосъемность, контролепригодность и взаимозаменяемость в ожидаемых условиях ТОиР и вариантах применения ВС.
В разделе «План ТОиР ВС» приводят сведения о всех работах ТОиР и условиях их выполнения на объектах ТОиР в соответствии с эксплуатационной и ремонтной документацией ВС в виде следующих подразделов: «Общая часть», «План ТОиР планера», «План ТОиР функциональных систем».
План ТОиР силовой установки составляет разработчик двигателя как отдельную часть плана ТОиР ВС в соответствии с требованиями данного раздела.
Подраздел «Общая часть» должен содержать сведения об основных положениях плана ТОиР и включать: назначение и особенности плана ТОиР типа ВС; связь плана ТОиР с условиями эксплуатации и характеристиками ВС; перспективы и направления совершенствования плана ТОиР по этапам эксплуатации; плановые и неплановые виды ТОиР и правила их назначения к выполнению; перечень доказательной документации по плану ТОиР; минимальный перечень исправного оборудования, необходимого для вылета (перечень отказов и неисправностей, с которыми разрешается отправка ВС в рейс или эксплуатация до очередной формы ТО).
Подраздел «План ТОиР планера» должен содержать перечень и условия выполнения работ ТОиР на силовых элементах, узлах и агрегатах планера, шасси, системах штурвального управления и изменения конфигурации, перечень и условия работ на другом оборудовании, которое не снимается и не заменяется на ВС при плановых вицах ТОиР, а также перечень параметров, контролируемых при ТОиР планера.
Подраздел «План ТОиР функциональных систем» должен содержать перечень и условия выполнения работ ТОиР на функциональных системах и комплектующих изделиях ВС, подлежащих ТОиР в процессе эксплуатации ВС, а также перечень параметров, контролируемых при ТОиР функциональных систем и изделий.
При установке на ВС однотипных изделий, выполняющих различные функции в одной или нескольких системах, план ТОиР составляют раздельно в соответствии с выполняемыми функциями каждого изделия.
В разделе «Материально-техническое обеспечение ТОиР» приводят сведения об особенностях организации и планирования материального и технического обеспечения эксплуатации ВС в ожидаемых условиях, необходимые для организации и выполнения ТОиР ВС на эксплуатационном и ремонтном предприятиях, включая условия и нормативы документального, материального и технического обеспечения в системе ТОиР данного ВС в виде следующих подразделов: «Обязательства разработчика и изготовителя», «Обеспечение документацией для ТоиР», «Обеспечение средствами наземного обслуживания и контрольнопроверочной аппаратурой для ТоиР», «Нормы расхода запасных частей, материалов и инструмента для ТоиР», «Подготовка специалистов для ТоиР», «Организация материально-технического обеспечения ТоиР».
Подраздел «Обязательства разработчика и изготовителя» должен содержать сведения о гарантийных обязательствах изготовителя ВС; сведения об обязательствах изготовителей систем, изделий и оборудования, которые не входят в обязательства изготовителя ВС; сведения о взаимных обязательствах предприятий промышленности и заказчика по обеспечению нормальной технической эксплуатации ВС данного типа на различных эксплуатационных и ремонтных предприятиях с начала эксплуатации и до списания ВС.
Подраздел «Обеспечение документацией для ТОиР» должен содержать сведения об эксплуатационной и ремонтной документации в части соответствия стандартам и другим нормативным документам по комплектности, условиям и срокам поставки и особенностям отработки, а также специфике применения документации на эксплуатационных и ремонтных предприятиях в зависимости от условий эксплуатации ВС.
Подраздел «Обеспечение средствами наземного обслуживания и контрольно-проверочной аппаратурой для ТОиР» должен содержать перечень, особенности применения и условия обеспечения эксплуатационных и ремонтных предприятий средствами наземного обслуживания, контрольно-проверочной аппаратурой и технологическим оборудованием, необходимыми для ТОиР ВС в ожидаемых условиях эксплуатации и ремонта, а также сведения о номенклатуре специальных средств и нестандартного оборудования, необходимых для ремонта ВС.
Подраздел «Нормы расхода запасных частей, материалов и инструмента для ТОиР» должен содержать сведения о планируемых потребностях эксплуатационных и ремонтных предприятий в инструменте, материалах и запасных частях, в том числе сведения: о применяемых методиках расчета норм и расчетных условиях; удельные суммарные стоимости запасных частей, инструмента и материалов по ВС в целом, необходимых для ТОиР (раздельно для эксплуатационных и ремонтных предприятий); номенклатуре и удельных нормах расхода материалов, применяемых при ТОиР ВС (раздельно для эксплуатационных и ремонтных предприятий); особенностях поставки запасных частей и инструмента на эксплуатационные и ремонтные предприятия; общие положения внеплановой поставки изделий, материалов и инструмента для восстановления поврежденных ВС.
Подраздел «Подготовка специалистов для ТОиР» должен содержать сведения о подготовке разработчиком и изготовителем ВС специалистов эксплуатационных и ремонтных предприятий для ТОиР ВС, а также сведения об условиях обеспечения потребностей заказчика в учебных пособиях, плакатах, стендах, макетах и другом оборудовании, необходимом для освоения, эксплуатации и ремонта данного типа ВС с указанием стоимости комплекта, поставщиков, сроков и условий поставки.
Подраздел «Организация материально-технического обеспечения ТОиР» должен содержать сведения об особенностях организации взаимодействия заказчика, разработчика и изготовителя ВС при материально-техническом обеспечении ТОиР, рекомендуемые организационные формы служб снабжения, организации гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта, сведения об организации работ изготовителя по устранению недостатков ВС, в том числе особенностях взаимодействия заказчика, разработчика и изготовителя после окончания серийного выпуска ВС данного типа, а также сведения об условиях выполнения работ по модификации конструкции ВС.
В разделе «Информационное обеспечение ТОиР» приводят основные требования и рекомендации разработчика и изготовителя ВС к системе сбора, обработки и использования информации о техническом состоянии ВС, систем, изделий и оборудования на эксплуатационных и ремонтных предприятиях, излагают основные мероприятия разработчика, изготовителя и заказчика по взаимному обеспечению информацией о результатах эксплуатации, испытаний и исследований с целью совершенствования конструкции и устранения недостатков ВС, а также приводят отличия информационной системы технической эксплуатации данного типа ВС от действующих систем информации. При отсутствии указанной специфики раздел можно не оформлять с указанием соответствующих ссылок на НТД.
Содержание оформляется в виде подразделов: основные положения информационной системы технической эксплуатации; виды носителей информации о ТОиР; применение ЭВМ при ТОиР; программное обеспечение технической эксплуатации.
Подраздел «Основные положения информационной системы технической эксплуатации» должен содержать сведения о назначении, структуре и составе системы сбора, обработки и использования информации о техническом состоянии ВС парка в системе ТОиР, общие принципы формирования информационных потоков, правила обработки информации и принятия решений, требования к полноте, достоверности и качеству информации, а также перечень основных нормативных документов, регламентирующих информационное обеспечение технической эксплуатации ВС данного типа.
Подраздел «Виды носителей информации о ТОиР» должен содержать сведения о применяемых при ТОиР документальных формах сбора, учета, использования, и хранения информации о техническом состоянии ВС; правила заполнения применяемых форм, их учета, хранения и передачи другим организациям, а также сведения об особенностях документальных форм контроля и учета состояния ВС при выполнении доработок и устранении конструктивнопроизводственных недостатков.
Подраздел «Применение ЭВМ при ТОиР» должен содержать сведения о бортовых ЭВМ и устройствах, применяемых для индикации, сбора и обработки информации о техническом состоянии ВС, включая перечень параметров автоматизированного контроля, а также рекомендуемые типы ЭВМ, применяемые для наземной обработки информации о ТОиР, нормы оснащенности предприятий вычислительной техникой и перечни параметров технического состояния и процессов ТОиР, обрабатываемых на ЭВМ.
Подраздел «Программное обеспечение технической эксплуатации» должен содержать сведения о применяемых при ТОиР алгоритмах контроля, оценки восстановления технического состояния и принятия решений о дальнейшей эксплуатации ВС, а также рекомендуемые программы обработки информации на ЭВМ, условия обеспечения заказчика этими программами и их применение.
В разделе «Эффективность программы ТОиР» приводят суммарные значения показателей эффективности системы ТОиР ВС данного типа, обеспечиваемых реализацией данной программы ТОиР для различных вариантов ожидаемых условий технической эксплуатации.
Эффективность программы ТОиР оценивают в начале каждого этапа эксплуатации типа ВС и далее через каждые 3—5 лет эксплуатации ВС по согласованию заказчика и разработчика ВС.
Таким образом, программа ТОиР представляет план формирования системы ТЭ с изложением основных положений и целей этой системы. Следует отметить, что в зарубежной практике нет аналогов указанному стандарту, однако многие задачи из перечисленных выше решаются авиационными правилами (FAR, JAR), стандартами (ТСА, ICO) и договорами на поставку авиационной техники, но не в комплексе, как изложено выше, а по отдельным направлениям технической эксплуатации ВС ГА.
Реализация программы ТОиР должна обеспечивать поддержание заданных уровней безопасности, регулярности и интенсивности эксплуатации ВС при минимальных затратах труда, времени и средств на техническую эксплуатацию ВС.