Продольная статическая остойчивость

Подпись: Рис. 15. Продольная остойчивость корабля При перемещении грузов по длине корабля его осадка по носу или по корме будет увеличиваться в зависимо­сти от места расположения груза.

Разность углублений носа и кормы называется дифе­рентом и выражается в линейных мерах. Если углу­бления носа и кормы оди­наковы, то говорят, что ко­рабль сидит на „ровный киль“.

В этом случае корабль будет вращаться относительно своей поперечной оси, и, рассматривая его продольные наклонения,

приходим к заключению, что и в этом случае возникает пара сил, аналогичная той, которую мы имели при боковых наклоне­ниях (рис. 15). Эта пара сил стремится вернуть корабль по прекращении действия внешних сил, выведших его из состоя­ния покоя, в прежнее положение.

Величина восстанавливающего момента в соответствии с фор­мулой (12) будет иметь выражение

9^ =* G-MK-sinср = G-h1-sinер, (17)

где G— вес корабля,

ht — возвышение метацентра над центром тяжести,

<р — угол диферента.

Величина обычно во много раз больше величины h в слу­чае поперечной статической остойчивости, а поэтому корабли продольно остойчивы в большей степени.