Продольная статическая остойчивость
При перемещении грузов по длине корабля его осадка по носу или по корме будет увеличиваться в зависимости от места расположения груза.
Разность углублений носа и кормы называется диферентом и выражается в линейных мерах. Если углубления носа и кормы одинаковы, то говорят, что корабль сидит на „ровный киль“.
В этом случае корабль будет вращаться относительно своей поперечной оси, и, рассматривая его продольные наклонения,
приходим к заключению, что и в этом случае возникает пара сил, аналогичная той, которую мы имели при боковых наклонениях (рис. 15). Эта пара сил стремится вернуть корабль по прекращении действия внешних сил, выведших его из состояния покоя, в прежнее положение.
Величина восстанавливающего момента в соответствии с формулой (12) будет иметь выражение
9^ =* G-MK-sinср = G-h1-sinер, (17)
где G— вес корабля,
ht — возвышение метацентра над центром тяжести,
<р — угол диферента.
Величина обычно во много раз больше величины h в случае поперечной статической остойчивости, а поэтому корабли продольно остойчивы в большей степени.