КА-137

Россия

КА-137

Ка-137 предназначен для решения широкого кру­га задач в интересах МЧС, Министерства обороны, а также народного хозяйства. Он может быть исполь; зован в качестве робототехнического средства для вы­полнения технологических операций в опасных для человека зонах; вести инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку; доставлять экстренные грузы специального назначения; осущест­влять трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях, а также решать широкий круг других задач. Ка-137 вполне может заниматься экологическим монито-

— М’

рингом окружающей среды, охраной газо — и нефте — роводов, других стратегических объектов, в том чис­ле АЭС, контролировать обстановку в лесах и на тор­фяниках, безопасность движения на автодорогах, вести ледовую разведку.

В 1991-1993 гг. фирма «Камов» провела летные испытания на привязи экспериментального беспи­лотного вертолета Ка-37 полетной массой до 250 кг. По их результатам разработаны требования на верто­лет Ка-13/, предназначенный для серийного произ­водства. Проектирование Ка-137 началось в 1994 г., в 1995 г. завершилась разработка эскизного проекта, а в 1996 г. был построен натурный макет беспилотно­го вертолета.

Ка-137 входит в состав многоцелевого беспилот­ного вертолетного комплекса МБВК-137, который мо­жет быть выполнен в трех вариантах: грунтово-мо­бильном, аэромобильном и корабельном. В состав МБВК-137 может входить от 2 до 5 беспилотных вер­толетов. Грунтово-мобильный комплекс выполнен на базе автомобилей повышенной проходимости «Ка­маз». В его состав входит передвижной пункт управле­ния ППУ-137, способный одновременно контролиро­вать полет двух БПЛА; транспортно-эксплуатационная машина, на которой размещены два контейнера с вер­толетами; кран для погрузки и выгрузки летательных аппаратов, а также сменные комплекты целевого бор­тового оборудования. Аэромобильный вариант раз­мещен на вертолете типа Ка-32. Беспилотный верто­лет доставляется к месту развертывания на внешней подвеске пилотируемого вертолета, на борту которо­го расположен также пункт управления и эксплуатации.

JC —

Беспилотный вертолет Ка-137 способен переме­щаться в любом направлении с использованием без ограничений всего скоростного диапазона. Это осо­бенно важно для летательного аппарата вертолетного типа, дистанционно или автоматически пилотируемо­го в условиях турбулентного потока воздуха, а также при большой скорости ветра, направление которого неизвестно.

Ка-137, как и его предшественник Ка-37, выполнен по соосной схеме и имеет фюзеляж сферической формы. Оперение отсутствует. Несущая система со­стоит из двух двухлопастных несущих винтов. Лопа­сти прямоугольной формы в плане, изготовлены с применением естественных и полимерных компо­зитов. Фюзеляж, включающий редукторный и мотор­ный отсеки и отсек электро — и спецоборудования, конструктивно состоит из каркаса (шпангоутов, балок и пола), а также обшивки. Шасси — четырехопорное, рессорного типа. Стойки шасси выполнены из компо­зиционного материала. Корпус вертолета рассчитан на его использование в морских условиях и защища­ет всю аппаратуру как от возможной в море коррозии, так и от электромагнитных полей корабля.

В редукторном отсеке расположены главный ре­дуктор с приводом генератора переменного тока, трансмиссия, два топливных бака, агрегаты системы управления несущими винтами, а также блок элек­тронного оборудования. Мотоотсек изолирован от других отсеков фюзеляжа противопожарными перего­родками. Отсек целевого оборудования, снабженный радиопрозрачным обтекателем, расположен в цент­ральной части фюзеляжа по оси симметрии, что позво-

КА-137

ляст, при замене модулей, сохранять центровку верто — лета в необходимых пределах. На днище отсека с на­ружной стороны размещены антенные устройства.

Придание фюзеляжу сферической формы позво­лило свести к минимуму его моменты инерции.

Вертолет оснащен поршневым двухтактным дви­гателем Hirht 2706 R05 мощностью 65 л. с. На опыт­ных вертолетах установлены двигатели германско­го производства, серийные БПЛА для отечественных потребителей могут иметь двигатели, выпущенные в России.

Ка-137 оснащен цифровой системой автомати­ческого управления, выполненной с использовани­ем элементов искусственного интеллекта. Бортовая навигационная инерциально-спутниковая система обеспечивает автоматический полет по сложному профилю.

В отсеке целевого оборудования могут быть уста­новлены телевизионные и тепловизионные камеры, радиолокатор, аппаратура трансляции, а также другие датчики и системы общей массой до 80 кг.

КА-137

Кп-137 со снятым кожухом

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Диаметр несущего винта, м…………………………………… 5,3

Длина, м……………………………………………………………… 1,88

Высота полная, м………………………………………………….. 2,3

Масса, кг:

максимальная взлетная…………………………………. 280

полезного груза………………………………………………… 80

Скорость, км/ч:

максимальная ……………………………………………… 175

крейсерская………………………………………………….. 145

Высота полета максимальная, м………………………… 5000

Радиус действия, км……………………………………………. 530

Время полета, ч……………………………………………………….. 4